Трудная дорога домой

Дмитрий Георгиевич Панфилов
Панфилов Д.Г.
кандидат филологических наук,
Председатель общества пушкинистов «Захарово».




Трудная дорога домой.
(О возвращении пушкинских реликвий в Россию.)


12 января 2004г. ранним холодным утром в аэропорту «Домодедово» приземлился самолет «Британских авиалиний рейсом Лондон-Москва. По трапу спустились четыре секьюрити с автоматами наперевес, к трапу подъехал броневик и только тогда из салона вышел молодой человек крепкого телосложения, правая рука его была прикована толстой цепью к кофру. По громкоговорящей связи на четырех языках прогремело предупреждение: «Не приближаться! Без лишних движений! Охрана имеет право применять оружие без предупреждений!».  Секьюрити сели в броневик и в сопровождении 4-х милицейских машин под вой сирен полетели в хранилище одного из банков на Ильинке, где уже собрались оповещенные журналисты на пресс-конференцию.
Так в Россию была доставлена легендарная диадема внучки Пушкина, которую давно пресса окрестила «Малой короной Российской империи».
Младшая дочь поэта Наталья Александровна Пушкина 1 июля 1867г. обвенчалась в Лондоне с сыном Вильгельма Георга Августа, герцога Нассауского и Паумены Фредерики Марии, принцессы Вюртембергской принцем Николаем Вильгельмом Нассауским, родившемся 7 сентября 1832г.
Итак, обворожительная младшая дочь А.С.Пушкина попала в королевский германский Дом, и отныне в жилах ее детей будет течь королевская кровь. (2, с.100)
Принц Николай Нассауский был единственным братом последнего герцога Нассауского, ставшего потом Великим герцогом Люксембургским. Род Нассауских принадлежал к владетельному аристократическому Дому и состоял в родстве с многочисленными европейскими королевскими дворами.
Чтобы возвысить Наталью Александровну и ее будущих детей, зять Николая Нассауского Георг Виктор, владетельный принц Пирмонта и Вальдека, пожаловал 17 июля 1867г. ей титул графини фон Меренберг. Титул был дан по названию старинной крепости Меренберг, расположенной недалеко от  Висбадена, где поселились счастливые молодожены.
Зимние вечера молодые проводили в Висбадене, а летом перебирались в летнюю резиденцию герцогов Нассау Бибергский Дворец. Парадная лестница дворца была построена специально накануне визита императора Александра II в 1866г., так что российская дворянка Наталья Александровна имела удовольствие ходить  по царской лестнице каждый день.
В Висбадене старший брат Николая Нассауского герцог Адольф Нассауский увековечил память своей жены Великой княгини Елизаветы Михайловны, родной племянницы императоров Николая I и Александра I в возрасте 19-ти лет умершей от родов. Безутешный супруг в честь ее построил русский православный  храм Святой Елизаветы, в котором молилась теперь Наталья Александровна, как бы подчеркивая свое право на царские почести и тем самым, перечеркивая морганатическую сущность брака. Родив мужу трех детей, Н.А. фон-Меренберг не скучала в уединенном тихом Висбадене. К ней часто наведывались многие представители королевских домов и царских династий. Сегодня потомки детей Н.А. фон-Меренберг вознесены на вершину современной европейской  царствующей иерархии.
В 1866г. в Висбаден приехал писатель и редактор журнала  «Русская старина» Михаил Иванович Семевский. Он написал о Наталье Александровне: «…В два часа посетил графиню Меренберг. Эта высокая дама с каштановыми волосами, синими глазами и громким голосом. Она очень приветлива в своем обращении». (2, с.106)
Говорят, что дети, рожденные во взаимной любви и согласии, особенно красивы. Это в полной мере относится к детям принца Николая и графини Натальи. Особенно красива была старшая дочь Софья Николаевна фон–Меренберг. Современники называли ее «ангелом во плоти». (2, с.446)
Софья унаследовала все лучшие черты своих родителей и деда, характером пошла в отца, красотой в бабушку  Наталью Николаевну, веселая общительная, она умела вести непринужденную светскую беседу, хорошо знала русскую и европейскую литературу, была знакома со многими современными писателями и композиторами, легко сходилась с людьми и заслуженно считалась любимицей родителей, домашних и родственников. Поэтому стоит ли удивляться, что когда Великий князь Михаил Михайлович, внук Николая I, увидел ее в Висбадене, где он поправлял на водах пошатнувшееся здоровье, он забывает оставленную в России невесту Екатерину Николаевну Игнатьеву, рвет с ней  все отношения и делает предложение Софье Меренберг.
Красота невесты была обворожительна. В архиве Михаила Михайловича Романова сохранилась фотография Софьи Николаевны за 1891г., где она изображена с унаследованным от матери бриллиантовом колье на лбу. С этим же колье А.Брюлов изобразил ее бабку Н.Н.Пушкину на акварели в 1831г. Шестьдесят лет разделяющие эти изображения не могут стереть красоту и фамильное сходство внучки и бабушки.
Внук Николая I и очаровательная внучка поэта обвенчались в греческой церкви итальянского портового города Сан-Ремо 20 февраля 1891г.
Ее дядя Адольф, Великий герцог Люксембургский, пожаловал своей племяннице графское достоинство и титул графини де Торби, а английская тетка королева Виктория украсила свадебное платье бриллиантовыми подвесками с изумрудами.
Александр III, узнав о браке двоюродного брата, пришел в негодование, объявил брак морганатическим, закрывающим Софье и ее наследникам дорогу на российский трон,  и запретил молодым приезжать в Россию. Мало того, он направил телеграмму в адрес Великого князя Люксембургского Адольфа Нассауского, в которой сообщал: «… брак, заключенный вопреки законам нашей страны, требующий моего предварительного согласия, будет рассматриваться в России как недействительный и не имевший места». (2, с.447)  Александр III запамятовал, что в истории Дома Романовых уже были подобные прецеденты. Цесаревич Константин Павлович, сын Павла I, женился на княжне Лович далекой от царской фамилии, а император Александр II на княгине Долгоруковой (Юрской). Это официально. Но стоит вспомнить, от кого пошли послепетровские Романовы. Где царь Петр I подобрал Екатерину? Какой это был брак? И законна ли в этом случае вся последующая династия Романовых?
Да и кто такие Романовы по сравнению с древним боярским родом Пушкиных, в чьих жилах текла кровь легендарного Рюрика!  не следует забывать, грамоту на царствование первого царя Михаила Романова подписало семь Пушкиных!
Желая возвеличить свою избранницу и назло рассерженным российским родственникам Великий князь Михаил Михайлович обратился в ювелирную фирму «К.Э.Болин», главному ювелирному поставщику европейских императорских Дворов и заказал в качестве свадебного подарка невесте Диадему, или как ее тут же окрестили газеты «Малую Корону российской империи»,  украшенную 822 бриллиантами чистой воды, 70 рубинами и 50 алмазами. Со временем Романовы простили опального родственника, при Александре III секретно, а при Николае II уже официально семья Романовых стала помогать Михаилу Михайловичу, а его братья Великие князья Георгий, Александр и Петр стали вести регулярную переписку и даже  неоднократно приезжали погостить.
Только через десять лет Романовы – де Торби были окончательно прощены Николаем II, им было назначено приличное денежное содержание в размере 271 580 рублей и даже возвращен адъютант. (2, с.449)
Дочь поэта Наталья Александровна Меренберг завещала любимой дочери Софье все литературное наследство отца и письма поэта к жене и невесте. В последующем дети графини де Торби, внуки и многочисленные правнуки породнились с английским и ирландским королевскими Домами. Сегодня 41 человек пушкинского древа проживают в Великобритании и Ирландии. Праправнуку А.С.Пушкина Дейвиду Майклу Маунтбеттену маркизу Милфорд-Хейвену принц и герцог Эдинбургский приходится двоюродным братом. 20 ноября 1947г. герцог Эдинбургский стал мужем дочери короля Великобритании Георга VI Елизаветы, которая в 1952г. садится на королевский престол Великобритании и становится королевой Елизаветой II. Их дети: наследный принц Чарльз (1948г.р.), дочь принцесса Анна (1950г.р.) и принц Эдуард (1964г.р.) являются двоюродными племянниками праправнука А.С.Пушкина.
Потомки великого поэта собрали в Англии коллекцию блестящих художественно- литературных раритетов. В английском путеводителе «Liton-Hoo» указано, что это «самая прекрасная  коллекция, находящаяся в частном владении Англии. В ней представлены экспонаты итальянского ренессанса.» (1, с.460) В замке хранятся картины голландских и итальянских мастеров, изделия из слоновой кости, керамики, майолики, серебра, бронзы, японского и петергофского фарфора. Украшением коллекции фарфора является столовый сервиз императрицы Екатерины II на 50 персон. В северной части замка Лутон-Ху леди Зия Торби устроила комнату прадедушки А.С.Пушкина, где хранятся материалы о жизни великого поэта, письма Жуковского, Дельвига,  прижизненные издания Пушкина, переписка Зинаиды Волконской, Елизаветы Хитрово. там же находится бронзовый бюст А.С.Пушкина работы Апикушина, граверный портрет поэта работы Райта, портрет кисти Евгения Фаберже, выполненный в 1931г., бледно-голубое шелковое платье, богато украшенное парчой и бриллиантами, принадлежавшее графине Софье Николаевне де Торби, в котором она представлялась королеве Виктории после свадьбы.
Вызывают восхищение работы Фаберже – коробочка из зеленого нефрита с вставками из зеленого (!) золота, на крышке двуглавый российский орел из матового полированного красного золота, фигурки животных из драгоценных камней, букеты цветов из бриллиантов и горного хрусталя, зонтик Софьи Николаевны де Торби, украшенный алмазами и бриллиантами, тоже работы Фаберже.
В одном из залов копия «медного всадника» высотой в полметра отлитая из серебра в Англии в 1845г., список пушкинской оды «Вольность», сделанный неизвестным лицом при жизни поэта, копия карандашного рисунка Н.И.Фризенгоф «Дети Пушкина» (1841г.),  живописные портреты Александра Сергеевича и Натальи Николаевны, мраморный бюст младшей их дочери Натальи Александровны фон Меренберг, портреты Николая I, множество фотографий царской и королевской фамилии. (3, с.237-238)
И все это только в одном замке Лутон-Ху. А сколько еще интересного скрывается  в поместьях и замках наследников А.С.Пушкина в Англии, Италии, Франции, ведь более 250 потомков Меренберг и Торби рассеяны по Европе, Америке, даже Австралии.
В Италии пушкинская «царица муз и красоты» Зинаида Волконская собрала уникальный архив пушкинского окружения и его эпохи. Среди ее сокровищ автографы и стихи Пушкина, Жуковского, Д.Веневитинова, Е.Баратынского, братьев Дмитриевых, князя П.А.Вяземского, черновики и письма Н.В.Гоголя. Ослепительная картинная галерея работ Бруни, Кипренского, Рокотова, Боровиковского (какие имена!), мраморные скульптуры и бюсты Зинаиды Волконской работы Пьера Генерани, портреты Никиты Волконского, сестры Марии Волконской, ее свекрови княжны Александры Николаевны.
Особенную ценность представляют доподлинные портреты царской фамилии: портрет Петра III кисти Федора Рокотова, Екатерины II, а также овальный портрет Александра I ребенком. Здесь же погрудный портрет Павла I работы Боровиковского, пастельный портрет Петра I.
В архиве княгини письма декабристов, акварели Бестужева, вещи Сергея Волконского, которые были с ним в Сибири, богатая библиотека с автографами авторов.
Нужда заставила наследников княгини Волконской обратиться к Н.С.Хрущеву с предложением купить и вернуть эти богатства в Россию, но ответа не последовало. Обращение к Председателю Совета министров Косыгину, в Министерство культуры СССР так же результатов не дали.
Тогда архив был выставлен на аукцион «Кристи», где и был куплен коммерсантом Лемерманом, который тут же перепродал его Гарвардскому университету в США.  Когда журналисты газеты «Известия» Иван Бочаров и Юлия Глушакова обратились к Лемерману в Риме с просьбой ознакомиться с архивом, чтобы рассказать о нем.  Советским людям, которые и понятия не имеют об этих сокровищах, Лемерман цинично расхохотался и заявил: «Больше бы спали! Пишите теперь в архив Гарвардского университета фонд барона Лемермана. Так теперь названы документы Волконской. Фонд барона Лемермана!» (1, с.37)
Опоздали! Возвращение пушкинских реликвий в Россию всегда сопровождалось извилистыми и тупиковыми путями.
После смерти графини Торби Софьи Николаевны пушкинское наследие деда перешло к мужу Михаилу Михайловичу де Торби-Романову. В глубокой старости, нуждаясь в деньгах,  Великий князь за чисто символическую цену «продает» пушкинское наследие русскому балетмейстеру Дягилеву с единственным условием в последующем передать их в Россию. Умирая, Дягилев передает пушкинскую коллекцию русскому эмигранту балетмейстеру Сергею Лифарю, так же с просьбой передать все в Россию при первой возможности. Так пушкинское наследие обрело временную прописку в Париже.
Министерство культуры СССР и пушкинский Дом не раз обращались к Сергею Лифарю с предложением продать пушкинское сокровище. Сергей Лифарь отказывался от сделки и предлагал принять их бесплатно, но взамен разрешить ему приехать в Россию и поставить балет «Федра» в Большом и Мариинском театрах. Советская партийно-чиновничья «головка» не желала пускать признанного мастера сцены на свои подмостки. Человек, когда-то покинувший страну в знак протеста, хотя сердцем и душой оставшийся в ней, для них был мертв.
Тридцать один год мы у себя дома раскачивались и спорили, кто нам Лифарь – «друг или враг».
Вскоре до России дошли слухи, что в связи с тяжелой болезнью Сергея Лифаря пушкинское наследие будет продаваться с аукциона. И только тогда, наконец, под давлением общественных организаций в Париж для проведения переговоров отправляется делегация Министерства культуры, но было уже поздно. Умирающий Сергей Михайлович смог только сказать, что коллекция больше не принадлежит ему, все его имущество завещано жене шведской графине Лилиан Альфред. Найти контакт с шведской графиней не удалось, делегация «не солоно хлебавши» возвратилась в Москву.
В конце 1988г. лорд Гаури от имени возглавляемой им армии «Сотбис» обратился к советскому Правительству с информацией, что в Париже на аукционе «Сотбис» будут выставлены на продажу из коллекции С.М.Лифаря 13 писем А.С.Пушкина,  среди них 11 писем к невесте поэта, одно к теще Наталье Ивановне Гончаровой и одно к тригорской приятельнице Александре Ивановне Беклешовой падчерице П.А.Осиповой. Памятуя о посмертной воле бывшего хозяина писем Великого князя Михаила Михайловича де Торби-Романова чтобы письма вернулись в Россию и во избежание возможности их рассеивания по всему свету, если на аукционе не найдется оптового покупателя, он предложил Правительству СССР купить их все оптом и даже согласился на некоторую скидку их стоимости. За все письма Пушкина «Сотбис» просил 1 миллион долларов. Достаточно сказать, что сегодня автографы великого поэта ценятся очень высоко. Цена даже незначительного автографа стоит в 4 раза (!) больше самого дорогого в Европе – наполеоновского.
Правительство СССР заявило, что денег нет, а Министерство культуры, Союз писателей, Союз журналистов, пушкинский Дом сделали вид, что это их не касается.
До рассеивания 13 писем Пушкина по всему миру оставался всего один шаг, когда неожиданно пришла помощь откуда никто ее не ожидал . Оказывается в России  есть еще люди для которых имя Пушкина не пустой звук и Россия есть Родина, а не дача для проживания.
Группа русских художников авангардистов организовала в Париже Комитет по спасению пушкинских писем и через подставных лиц, чтобы не подставить в России никого под удар «компетентных органов» представила свои работы Всесоюзному  художественному производственному объединению имени Е.В.Вучетича с просьбой провести в Париже аукцион русского авангарда.  Свои работы представили Юрий Васильев, Юласоострер, Оскар Рабин, Эрнст Неизвестный, Олег Целков, Вадим Сидур, В.Лемпорт, Н.Силис и молодые авангардисты Н.Андропов, Г.Коржев, М.Никонов, В.Вайсберг.  Это были жертвы знаменитой «бульдозерной» выставки в Манеже, где Н.С.Хрущев топал на них ногами, брызгал слюной и махал кулаками, требуя уничтожить «мазню», а самих «педарасов и предателей», которым не место среди советских людей, выгнать с позором из страны. Лучшие представители российской интеллигенции были  ошельмованы, унижены, оскорблены и выброшены  за рубеж, которые сразу, а иные после отсидки в лагерях, как  Юлосоостер семь лет тянувший лагерную лямку.
Аукцион в Париже прошел с большим успехом, необходимая сумма была собрана и передана в «Сотбис». Письма Пушкина отослали в пушкинский дом, даритель их пожелал статься лицом неизвестным.
Сегодня мы знаем это неизвестное «лицо» истинных патриотов России.
Но у Софьи Николаевны де Торби кроме писем хранилась и «Малая корона Российской империи», свадебный подарок Великого князя  Михаила Михайловича. Подарок, несмотря на баснословную стоимость, не укладывался в понятие «корона», так как не являлся атрибутом монархической власти. Это была диадема в виде небольшой открытой короны, но от этого она не становилась менее ценной.
Наследница Софьи Николаевны маркиза Сара Мильфорд-Хэвен была первой, кто решился расстаться  с фамильным сокровищем. В Англии диадему, скорее всего, пришлось бы продать как обычное ювелирное изделие по цене металла и камней. Но памятуя об исторической и культурной ценности диадемы маркиза Сара Мильфорд-Хэвен обратилась за советом к своему другу известному российскому предпринимателю Артему Тарасову, много лет проживающему в Англии.
Было решено 12 января 2004г. привести диадему в Москву, где оценить ее истинную стоимость, привлекая для этой цели лучших экспертов и специалистов. Маркиза Сара Мильфорд-Хэвен была согласна продать диадему по той цене, которую определят российские эксперты.
Артем Тарасов заложил свой дом, яхту и свое имущество, чтобы оплатить страховой депозит в размере 5 миллионов долларов. В «Договоре» был пункт, что эксперты до 20 января должны оценить диадему, а если до 30 марта 2004г. она не будет куплена Россией, то ее необходимо вернуть владелице, которая выставит ее на аукцион на Западе, как обычное ювелирное украшение. Допустить этого Тарасов не мог. Диадема состоящая из красного, белого и зеленого полированного золота, серебра, рубинов огранки «кабошок», бриллиантов старой огранки и огранки «роза» разбиралась на шесть частей – две серьги, две броши, центральная брошь и колье. Все это крепилось на специальных клипсах. (Рисунок №1). При розничной продаже все это могло разойтись по всему миру.
Сразу после прилета в Москву в банке на Ильинке на первой закрытой пресс-конференции А.Тарасов заявил: «Я лично готов из своего кармана выложить 25%-30% от поставленной стоимости. Поэтому считайте, что 30% этой короны уже выкуплено, остальные 70% нужно достать». (Рисунок №2)
Был организован благотворительный фонд «Спасение культурно-исторических ценностей», на который должны переводиться вклады от  населения.
«Это дело сродни строительству Храма Христа Спасителя, на которое собирались деньги всем миром, но на порядок выше», - заявил А.Тарасов. Он обратился к Правительству РФ с просьбой провести переговоры с олигархами, которые могли бы оказать содействие в осуществлении покупки, но Правительство на его просьбу не откликнулось и промолчало. Тогда созданный Фонд отправил 2000 писем богатым людям России с просьбой поучаствовать в благом деле по силе возможностей, но не получил ни одного ответа.   Приближалось 30 марта, а деньги не были собраны.
А.Тарасов лично обратился к российским олигархам И.В.Алекперову («ЛУКОЙЛ») и О.Дерипаске, у которого в Люксембурге есть целый фонд по выкупу исторических  ценностей, но оба ответили молчанием. Обращение к В.Евтушенко (АФК «СИСТЕМА»), Р.Абрамовичу, Национальному Банку России успеха не имело. Помощник Б.Березовского даже не пожелал беспокоить шефа из-за  такой «ерунды» и цинично заявил: «…Вот если бы Вы нам предложили источник минеральной воды, это был бы другой разговор».
Согласно «Договору « 30 марта 2005г. диадема под усиленной охраной возвратилась в Лондон.
Только через месяц, уже в апреле Министерство культуры РФ решило «помахать после драки кулаками» и отправило письмо в Гохран с просьбой выкупить историческую ценность.
В мае 2005г. нашелся богатый покупатель, который предложил маркизе требуемую цену и через Латвийский Национальный Банк «Парекс» была оформлена сделка на 5,5 миллионов долларов.
По просьбе маркизы Сары Милфорд-Хэвен А.Тарасов перевез диадему из Англии и поместил ее на новое «место жительства». На пресс-конференции в Риге Анатолий Тарасов заявил: «Очень приятно, что купил ее российский гражданин, чье имя и фамилию я пока по его просьбе назвать не могу».
Но Латвия – это не Россия, пушкинская реликвия проделала только половину дороги домой. Кто поможет ей пройти вторую половину пути?









Литература.

1.Бочаров И., Глушакова Ю. «Русский клуб у фонтана Треви», из-во «Правда», Москва, 1979г., с.63
2.Полунин В.Л. «Потомки великого дерева», из-во «Бонус», Красноярск, 1999г., с.481
3.Русаков В.М. «Уважены за имя», из-во «Советская Россия», Москва, 1987г., с.299