О чем молчат портреты

Дмитрий Георгиевич Панфилов
Д.Г.Панфилов

О   Ч Е М   М О Л Ч А Т   П О Р Т Р Е Т Ы.

Иван Николаевич Великопольский прославил свое имя знакомством с А.С.Пушкиным и игрой с ним в карты.
Пописывал он и стихи, как и многие другие в его время. Отправляя в 1828г.  в "Северную пчелу" "Стансы",  он  пишет  о карточных баталиях с А.С.Пушкиным, когда
"Глава Онегина вторая
Съезжала скромно на тузе."
В семье Великопольских хранилась миниатюра с изображением А.С. Пушкина в детстве, как считали сами хозяева.
Попала она в дом от профессора медицины Мудрова, лечившего семью Пушкиных. Надежда Осиповна Пушкина, согласно легенде, подарила Мудрову миниатюру своего маленького сына, которого он лечил, а Мудров подарил ее дочери, вышедшей замуж за Великопольского.
Единственная дочь Великопольских - Надежда вышла замуж за Николая Андреевича Чаплина (1815-1866г.г.). Младшая дочь от этого брака Екатерина (1867-1942г.г.) - в замужестве Гамалея, родила дочь Елену (1895-1975г.г.), она то и была последней владелицей упомянутой миниатюры А.С.Пушкина.
В 1937 году страна собиралась отметить 100-летие со дня смерти поэта. Накануне этой даты музеи активизировали работу по розыску пушкинских реликвий.
В декабре 1936 года Екатерина Николаевна Гамалея обратилась в Государственный литературный музей (ГЛМ) с предложением приобрести у нее пушкинскую миниатюру. Ученый Совет Пушкинского Дома рассмотрел просьбу, но приобрести миниатюру отказался, так как "возникло сомнение в том, что на портрете изображен А.С.Пушкин".
Получив отказ в Ленинграде, Гамалея пишет письмо в Москву с тем же предложением и добавляет: "При сем  прилагаю данные происхождения и нахождения в моих руках предлагаемой миниатюры". После сообщения о том, что она является внучкой Великопольского, а ее бабушка - дочь московского врача Мудрова, некогда врачевавшего Пушкиных, она продолжает: "...мне 70 лет, бабушка умерла когда я была взрослой замуженной женщиной, слышала и знала от бабки об их жизни в Москве и отношениях к семье А.С.Пушкина. Миниатюрой бабка моя очень дорожила, мать моя, Надежда Ивановна Чаплина, имела сообщения с известным историком Модзалевским, который получал от моей матери много ценных сообщений, предлагал моей матери продать ему эту миниатюру, но как я указала, ею очень дорожили и не хотели с нею расстаться".
Далее события развиваются так. Директор ГЛМ В.Д.Бонч-Бруевич поручает консультанту музея в Ленинграде М.М.Саранчину связаться с владелицей и привезти миниатюру в Москву.
13 мая 1937 года в Москве собирается авторитетнейшая экспертная и закупочная комиссия, которая после тщательной проверки и изучения выносит следующее решение: "Согласно заключению от приобретения воздержаться, так как ничего общего с А.С. Пушкиным предлагаемая миниатюра не имеет".
Решение комиссии было доведено до хозяйки миниатюры - Гамалеи. Однако, последняя не согласилась с решением комиссии и вновь обратилась к Саранчину с просьбой пересмотреть решение.
Саранчин пишет в Москву Бонч-Бруевичу: "Соображения вдовы профессора Гамалея посылаю. Устно она добавляет, что все семейные предания заставляли "свято хранить" миниатюру,  как портрет маленького Пушкина, подарок матери Пушкина семье Великопольских."
В этом месте нарушается логическая цепь легенды. Первоначально говорилось, что миниатюра была подарена не Великопольским, а профессору Мудрову, а от него уже попала к Великопольским.
Гамалея добивается, что через 18 дней 31 мая 1937г. вновь собирается экспертная закупочная комиссия в более расширенном составе (М.А.Цявловский, М.Д.Беляев и др.), которая выносит   окончательное    решение:   "Ознакомившись    с  данными   от  приобретения
воздержаться, так как миниатюра не изображает А.С.Пушкина, тем более, что на обороте выцарапано "Лиза"."
Так закончилась вторая попытка продать миниатюру в ГАМ.
В  1942  году    умерла   Е.Н. Гамалея.   В  1949г.  готовились  отметить  150-летие   со  дня рождения поэта. Дочь Гамалеи - Елена Александровна Чижова вновь обратилась в Пушкинский Дом, предлагая музею приобрести миниатюру.
В декабре 1949г. состоялось заседание ведущих экспертов и специалистов Пушкинского Дома (М.М.Калаушин, Б.В.Томашевский и др.). Повторно внимательно изучив миниатюру, ученые отклонили ее приобретение "вследствие иконографической недостоверности".
Не надеясь больше продать миниатюру в музей, Чижова дарит ее артисту В.С.Якуту, игравшему роль Пушкина в спектакле по пьесе А.Глобы в театре им М.Н.Ермоловой.
Позднее В.С.Якут  подарил  миниатюру  в  Государственный музей А.С.Пушкина Москве, где она и находится сегодня.
Пройдя две экспертных комиссии Пушкинского Дома, две Государственные экспертные комиссии в Москве, миниатюра не была признана Пушкинской, но родился миф, который получил дальнейшее распространение по стране.
В 1966  году  замдиректора  по  науке  Государственного  музея А.С.Пушкина в Москве Н.Баранская, желая иметь в новом молодом музее прижизненный портрет Пушкина-ребенка, опубликовала статью, где утверждает, что семейная легенда Великопольских о происхождении миниатюры заслуживает доверия; существует, якобы, заметное сходство изображения младенца с известными портретами А.С.Пушкина и это сходство удостоверяется результатами криминалистической экспертизы.
Далее она  ссылается  на  свидетельства  старицкого   краеведа Д.Цветкова, который сообщал, что в 1930г. он посетил имение Великопольских Чукавино, где нашел прижизненное издание первой главы "Евгения Онегина" с надписью на титульном листке:"Эту книжку, вместе с портретом своего сына Александра, подарила мне пациентка моего покойного батюшки Надежда Осиповна Пушкина." Великопольская. Москва, 6 января 1832г.
Следует отметить, что Н.О.Пушкина была знакома с врачом Мудровым, отношения не были близкими и укладывались в схему "врач-больной". В знак благодарности она еще могла подарить миниатюру врачу, но не его дочери, с которой у нее не было никаких отношений.
В пушкиниане связь между Великопольской и Н.О.Пушкиной не прослеживается.
Следует отметить, что Великопольская была женщиной образованной и никогда бы не написала "6 января", а только "6 генваря", как это писалось в ее время.
Но надпись эту, как и саму главу "Онегина" никто не видел. По утверждению Н.Баранской, она сгорела во время пожара вместе с другими материалами в Старицком краеведческом музее.
Публикации Н.Баранской вызвали шум в пушкинских кругах. Была назначена криминалистическая экспертиза, которая не подтвердила идентичность младенца с поэтом. Н.Баранская настаивает на вторичной криминалистической экспертизе и снова результаты исследования не дают повода утверждать, что на миниатюре А.С.Пушкин.
Проводить криминалистическую экспертизу по портретам, между которыми лежит жизнь более чем в 30 лет - научная профанация.
Делу мог бы помочь череп А.С.Пушкина, но, к счастью, он не досягаем для экспертов.
С.С.Гейченко, проводя реставрацию склепа А.С.Пушкина в Святогорском монастыре, спускался в склеп. В обрушившуюся крышку гроба виден череп с хорошо сохранившимися волосами. К С.С.Гейченко обращались несколько лиц с просьбой провести замеры черепа, на что он ответил:"А.С.Пушкин не неандерталец какой-то и нечего его тревожить".
Дважды проведенная портретная криминалистическая экспертиза не содержит доказательств, что на миниатюре А.С.Пушкин.
Н.Ф.Парчевский детально обследовал большую часть архива Мудрова-Великопольских. Полученные данные полностью опровергали выводы Н.Баранской.
Результаты работы   были   опубликованы  во  Всесоюзном  музее А.С.Пушкина и сделан вывод:"Семейные предания не  доказывают,  что  в семье Великопольских был именно пушкинский портрет, аргументы Н.Баранской о мотивах передачи миниатюры Великопольской не выдерживают критики, ни одно из заключений экспертов не содержит утверждения, что на ней изображен Пушкин, свидетельство Д.Цветкова, не подкрепленное документально, едва ли заслуживает внимание."
Кажется, что теперь можно поставить точку.  Но нам так хочется иметь подлинный портрет маленького Пушкина, мы уже так сроднились с этим малышом, что миф о пушкинской миниатюре оказался сильнее научных выводов.
Ко дню именин П.П.Ланского 9 сентября 1849г. Наталья Николаевна решила подарить ему свою фотографию. Ланской в это время был в командировке в Риге и в письмах просил жену прислать ее "копию". Наталья Николаевна дважды сфотографировалась и оба раза неудачно. Чтобы исправить фотографии, она решила отдать их художнику Гау. Времени для новых работ совсем не оставалось, 9 сентября было рядом, следовало спешить. Решив посоветоваться, Наталья Николаевна рассказала о своих затруднениях другу дома художнику И.К.Макарову и он взялся помочь ей.
Макаров в июне 1849г. уже писал портрет Натальи Николаевны с вуалью, но он ей не понравился, все говорили, что "левая половина лица более злая".
Наталья Николаевна не хотела вешать портрет, но Ланской уговорил оставить его и забрал к себе в кабинет. "Ты обставился моими портретами", - писала ему Наталья Николаевна.
В июне-июле 1849г. Макаров рисовал детей Пушкина - Марию и Наталью, поэтому приходил часто в дом Ланских. Узнав о затруднениях Натальи Николаевны, он решил помочь ей, втайне уповая на то, что второй портрет будет более удачным и понравится позировавшей.
Наталья Николаевна пишет П.П.Ланскому:"Сегодня или завтра ты получишь мой портрет. Отчасти я сдержала слово: так как я не могу сама приехать в Ригу, моя копия тебе меня заменит, и все же я тебе послала очень хорошенькую женщину - все кто видел портрет, подтверждают сходство, это мне очень льстит и заставляет предполагать, что мои притязания иметь успех у тебя ( клянусь тебе я не стремлюсь ни к какому другому) не покажутся смешными - я любовалась собой; увы, чуточку тщеславия все же проскользнуло, и я тебе в этом смиренно признаюсь.
Прости мое отступление по этому поводу, но оно необходимо.
Макаров, автор этого сюрприза, с нетерпением ждет сообщения о впечатлении, которое на тебя произведет портрет. Надо мне тебе рассказать, каким любезным образом он предложил мне свои услуги, чтобы вывести меня из затруднения с дагерротипом и фотографией, которые у меня были, потому что оба они были неудачными. Он пришел однажды утром к нам работать над портретами детей, и мне пришла в голову мысль посоветоваться с ним, нельзя ли как-нибудь подправить фотографию, и не поможет ли в этом случае кисть Гау. "Да, сказал он, может быть." Потом, глядя на меня очень пристально, что меня немного удивило, он сказал:"Послушайте, сударыня, я чувствую такую симпатию к вашему мужу, так его люблю, что почту себя счастливым способствовать удовольствию, которое вы хотите ему доставить. Разрешите мне написать ваш портрет, я уловил характер вашего лица и легко набросаю на полотне только голову."
Ты прекрасно понимаешь, что я не заставила себя просить, в таком я была отчаянии, не имея ничего после стольких хлопот. Он назначил мне сеанс на следующий день, был трогательно точен и заставил меня позировать три дня подряд. Не утомляя меня, делая большие перерывы для отдыха, он закончил портрет удивительно быстро. Я спросила его о цене, он не захотел мне ее назвать и просил принять портрет в подарок, который он счастлив тебе сделать. Не забудь выразить ему свою благодарность, я непременно ее передам. Мы расстались с ним очень тепло, он обещал время от времени бывать у нас." ( 8 июля 1849г.)
Отсылая портрет Ланскому, Наталия Николаевна дает инструкции мужу, как за ним ухаживать, т.е. осторожно губкой с теплой водой обмывать портрет. Ланской так часто мыл любимый портрет, что жена вынуждена была его остановить: "обмывая меня слишком часто, ты сможешь меня смыть" - пишет она 2 сентября 1849г.
Ланской считал, что на портрете полное сходство с оригиналом. Правда, он отмечал, что нос слишком длинноват и не совсем удалось выражение рта. С его мнением была согласна и Александра Николаевна Гончарова, и сама Наталия Николаевна.
В письмах она кокетничает с мужем: "Я изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться... Просто я красавица  на портрете. Я и не желаю быть более хорошенькой."
В изобразительной пушкиниане этим портретом ошибочно считали портрет Наталии Николаевны в три четверти с вуалью, хотя данный портрет Макарова Наталия Николаевна никогда не посылала в Ригу к мужу, и написан он был по другому поводу. Но сила инерционного мышления так велика, что во всех последних изданиях макаровский портрет с "вуалью" трактуют как подарок Ланскому.
На истинном подарочном портрете Наталия Николаевна изображена погрудно, почти прямо с легким поворотом головы влево, у нее светло -карие глаза, с чуть косым разрезом, темные, немного волнистые волосы расчесаны прямым пробором и закрывают верхнюю часть ушей, тонкий нос, тон кожи бледно-матовый почти без румянца, выражение лица усталое и слегка скорбное. Одета она в открытый бальный туалет из белой легкой материи с короткими рукавами, с правого плеча спущена красная бархатная мантилья с широкой собольей опушкой, на шее синяя с желтым узором лента, скрепленная бриллиантовой брошью. В ушах эмалевые серьги, фоном портрета служит высокая резная спинка кресла, а на первом плане гирлянда причудливых листьев.
Но история портрета на этом не заканчивается. В 1856г. он был похищен у владельцев портрета Араповых, а так как Макаров не подписал его, то была сделана поддельная подпись: "Pinx Neff - 1856г." Работы художника Неффа высоко ценились, и он был продан одному из антикваров за баснословную цену.
Вот тут-то и произошла подмена портретов. Из 2-х макаровских портретов "остался" только "портрет с вуалью", ведь другой признавался как работа Неффа, поэтому оставшийся макаровский был признан "подарочным".
Отношение к Наталье Николаевне в обществе было осуждающим, ей не могли простить ее "ветреность", "легкомыслие", "измену". Защитить ее было некому, никто не пожелал докопаться до истины портретов.Случись такое, что пропали бы все портреты Натальи Николаевны, и тогда бы в обществе не заметили пропажи.
И только спустя 10 лет была доказана подлинность портрета Макарова, но уже произошла подмена двух портретов, которая до сих пор рождает мифы в пушкиниане.