Гауди. Дом Мила - La Pedrera. Барселона

Алина Алексеева-Маркезин
     Продолжаем знакомство с творчеством великого испанского архитектора Антонио Гауди.Сегодня мы познакомимся с другим его гениальным творением Домом Мила.

     Дом является последним светским творением Гауди, строительство которого начато в 1905г и закончилось пять лет спустя. Хозяин этого дома - Педро Мила' Кампас - захотел чтобы он был "каменный, но с позолоченными стыками, потому что такого еще никто не делал".
   И действительно Гауди построил каменный дом, который почти сразу же окрестили Ла Пердрера (каменоломня), но без позолоченных швов, сочтя это прихотью заказчика.

   Именно в этом доме воплощены основные пространственные идеи Гауди: нет больше статического и геометрического пространства, есть только пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя.

    Сейчас Каса Мила, как и Каса Батльо, принадлежит банку Кайша де Каталуния. В 1986г. этот банк приобрел разваливающися дом, чтобы его реставрировать и создать в нем городской культурный центр.

           После реставрации, длившейся 10 лет и возвратившей зданию великолепие его первоначального вида, здесь разместился Культурный фонд банка и две постоянные экспозиции: "Эспай Гауди", рассказывающая о творчестве мастера, - в чердачном пространстве и "Эль Пис де ла Педрера" - копия апартаментов дворянской семьи начала XXв. разместившаяся в самой верхней квартире.

   Дом Мила занимает часть проспекта Грасиа и угол улицы Провенса, на которую входит большая его часть. Как и Каса Батльо, это доходный дом с хозяйской квартирой в бельэтаже. В полуподвале должны были располагаться складские помещения и картные гаражи, на антресольном этаже - конторы.

   Весь бельэтаж занимала квартира Мила.  К сожалению, жене хозяина, Пилар Сежимон Артельс, не нравились идеи Гауди, но, чтобы угодить мужу, она без возражений поселилась на первом этаже Педреры, а после смерти Гауди, приказала изменить отделку, поскольку ей больше нравился стиль Любовика XVI. Еще четыре этажа были отданы под сдававшиеся в аренду квартиры - по две на этаж. На чердаке размещались прачечные и кладовки:)

   Гауди собственноручно лепил восковую модель шестигранной плитки для тротуара, которую впервые применили на стройке дома Батльо. Когда эти плитки с рельефом укладываются по семь штук, получается три изображения: водоросль , раковина  и морская звезда .

      В 1984 году дом Мила стал первым из сооружений XX века, включённым в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здание находится в собственности местной сберегательной кассы «Caixa de Catalunya», которая использует бывшую квартиру в бельэтаже площадью 1 000 кв. м под выставочные цели.

       Квартира на шестом этаже здания оформлена в стиле 20-х годов XX века и вместе с чердачным этажом и террасой на крыше демонстрируется посетителям во время экскурсий. На остальных этажах размещаются офисы, некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи.

   Хотя сначала барселонцы не слишком высоко отзывались о новом творении Гауди. Экстравагантный дом получил прозвище «педрера», что означает каменоломня, за свой неровный и тяжеловесный фасад. Теперь Каса-Мила — общепризнанный шедевр архитектуры, без фото на его фоне не обходится ни один визит в Барселону.

Текст с иллюстрациями и фото http://maxpark.com/community/6782/content/2146625