IV. 3. Шаховский тигр

Маргарита Бахирева
     В Енисейске и на территории бывшего уезда проживали А.И.Якубович, М.А.Фонвизин, Ф.П.Шаховский, Н.С.Бобрищев-Пушкин, Н.К.Лисовский, В.Аврамов, С.И.Кривцов (по сведениям Сибирской энциклопедии также А.В. Веденяпин).
 Пятерых провезли сначала мимо Енисейска в далекий Туруханск, где условия жизни не лучше, чем на каторге. Суровая природа Крайнего Севера, материальные затруднения, безлюдье и бескультурье, невозможность заняться любимым делом удручающе подействовали на ссыльных. Не все смогли выдержать – двое  сошли с ума.

    Федор Петрович Шаховский – князь, сын псковского губернатора, воспитывался в Московском пансионе,  служил в Семеновском полку.  Был адъютантом у И.Ф.Паскевича.  Один из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия». Он высказывал готовность посягнуть на жизнь царя, после чего Сергей Муравьев стал называть его «Шаховский тигр». Но с 1822 года  не участвовал в тайных обществах, занимался хозяйством, живя в имении жены в Ардатском уезде Нижегородской губернии. После декабрьского восстания Шаховского стали разыскивать. Узнав об этом, сам явился к нижегородскому губернатору.
Шаховский в числе немногих отказался признать себя виновным. Декабриста приговорили к лишению чинов и дворянства и ссылке на вечное поселение, сокращенную до 20 лет.

    8 сентября 1826 года Федор Петрович прибыл прямо из Петербурга в Туруханск. По официальному описанию он был «тридцати лет, бел и худощав, подбородок выдался вперед». В Туруханске хотел заняться врачебной или педагогической деятельностью, но енисейский губернатор получил указание от генерал-губернатора Восточной Сибири о запрещении декабристам учить детей сибирского населения.  Занявшись сельским хозяйством, стал новатором в этом деле и делился своими изобретениями с местными жителями. Относясь с сочувствием к их бедам и нуждам, по мере возможностей помогал им. Когда случился неурожай,  уплатил недоимку, чем вызвал недовольство властей. Его отправили в Красноярск, где он  стал первым декабристом,  а затем  перевели в Енисейск.

   Здесь Федор Петрович продолжает заниматься научными исследованиями, изучает климат и флору края, ему даже прислали микроскоп и ряд научных книг по ботанике. Но  замыслам не удалось осуществиться. Угрюмый холодный край, тяжесть одиночества, преграды, всячески чинимые, унижения со стороны невежественных царских чиновников: однажды отчитали  за то, что в церкви встал впереди окружного начальника – расшатали здоровье. Енисейский губернатор извещал Третье отделение, что Шаховский «впал в сумасшествие». Его перевели в больницу,  и даже  здесь держали под караулом.

   С.И.Кривцов писал А.В.Муравьевой: «Проездом в Енисейске я видел несчастного Шаховского в жалком состоянии, худым, глаза навыкате и горящие, его подергивали все время конвульсии. В продолжение получаса я не мог извлечь от него ни одного осмысленного слова… О происхождении болезни говорят, что он стал сначала очень задумчив. Получив затем портреты своих детей, он пришел в возбуждение, и оно его уже не покидало». Но и сумасшедшего не оставляли мечты о преобразованиях. По словам Кривцова, больной говорил ему «о своей конституции, по которой уже управляется Сибирь».

    Вскоре, благодаря ходатайству жены, Шаховского перевели в Спас – Ефимьевский монастырь Владимирской губернии. Недалеко, во Владимире, поселилась семья, учились дети. В монастыре за  ним продолжали следить. Душевное и физическое состояние больного стало еще хуже, он отказался от пищи. Допущенный к нему по просьбе жены лекарь не смог помочь.  28 мая 1829 года  Федор Петрович скончался.

    Родственники хотели похоронить его в московском Донском монастыре или в Ардатском уезде Нижегородской губернии, где находилось родовое имение, но жестокий и мстительный  царь страшился даже мертвых декабристов. Разрешение не дали. Усопшего погребли на арестантском кладбище. Так безвременно догорел образованный и даровитый Федор Петрович Шаховский.