Причинить пользу

Елена Гвозденко
«…люди не знают, какую пользу причинить России», - из вопроса Президенту.

Вопреки убеждениям скептиков, есть на земле места, обладающие невероятной мистической силой. Среди них – новое здание саратовского ТЮЗа. История его строительства наполнена такими фантастическими сюжетами, такими легендами, что стала своеобразной реперной точкой, эталоном долгостроя.

Строительство, начавшееся в 1986 году, завершилось только в конце декабря  2011. В начале 90-х  многие саратовские предприятия добровольно-принудительно перечисляли в фонд строительства свои месячные зарплаты в качестве спонсорской помощи. Весной 1999 года  был проведен телерадиомарафон, ящики для пожертвований были расставлены по всему городу.  Отчисления горожан, средства федерального и регионального бюджета, миллионные  проекты. В 2008 году на ввод здания в эксплуатацию строители требовали порядка 800 миллионов рублей. Только в 2011 году из федерального бюджета было выделено порядка ста миллионов рублей, такая же сумма поступила и из областного.

Здание Малой сцены на сто тридцать семь мест было введено в эксплуатацию в 2003 году. Камерный зал, ряды кресел, «обнимающие» сцену, все, по замыслу разработчиков, должно создавать ощущение домашней обстановки. Но с антуражем строители явно переусердствовали. Вход в здание не обременен излишними указателями и зрители, впервые попавшие на спектакль, вынуждены самостоятельно находить вожделенные двери, дергая за ручки многочисленных закрытых подъездов. Микроскопический холл, из которого в зал ведет узкая неудобная лестница – еще один неприятный сюрприз.  Зал расположен на четвертом этаже без лифта, строители, вероятно, решили, что все зрители должны быть исключительно здоровыми, физически крепкими людьми.  Маленькое фойе с крошечной вешалкой и барной стойкой вместо буфета лишь усиливают ощущение дома.  А низкие потолки и плохая вентиляция служат, вероятно, сохранению особой творческой атмосферы, настраиванию на аскетичный лад.

Дизайн зала моментально погружает в камерность, правда, несколько другого значения. Дешевые обои, выкрашенные черной краской, оживляют провода, какие-то трубки, нелепые прибитые дощечки, ободранный линолеум, шатающиеся подмостки, какие-то балки вместо лестницы с торчащими гвоздями. Но зрителю некогда рассматривать инсталляцию уюта, отыскать свое место в отсутствие указателей, с какой-то странной нумерацией рядов (второй, к примеру, вовсе не второй, а пятый) – очередной тест для человека, рвущегося к искусству. Вместо потолка – бесконечные балочные конструкции, решеточный эстетизм новых веяний.

Знакомо, мило, по-домашнему. Во время спектакля что-то случилось с вентиляцией, но ее быстро починили в антракте, вызвав рабочего. Умиротворяющее сверление – замечательный фон для обмена восторженными репликами.

Но что для нас аскетизм, подаренный зрителям деятелями от бюджета, что нам гвозди и душный зал, когда на сцене замечательнейшая труппа старейшего в мире театра для детей? В 1918 году спектаклем по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» открылся Саратовский академический театр юного зрителя имени Ю.П. Киселёва, первый профессиональный такого рода.

Священнодействие начинается, зал затихает, заражаясь светом добра пожилой Памелы («Ах, как бы нам пришить старушку?», драматург Патрик Джон).  И хочется верить, что частичку этого света зрители унесут в своих душах как самое больше сокровище.

Очень жаль, что колонны перед центральным входом так и остались без Синей птицы - символа театра. Не живут птицы счастья среди безмерной алчности и воровства.


P.S. 2 октября 2012 года через двадцать минут после начала вечернего благотворительного спектакля на Большой сцене исторического здания Саратовского ТЮЗа Киселева (старое здание) начался страшный пожар, уничтоживший сцену и зрительный зал. К счастью, обошлось без пострадавших.  Федеральные власти выделили значительную сумму на реконструкцию здания, которая должна была быть завершена в декабре 2014 года. Но до настоящего времени проведены лишь незначительные работы, вывезен мусор. По плану реконструкции на месте кабинета, который долгие годы занимал выдающийся режиссер Юрий Киселев, места сакрального для всей театральной элиты, будет расположен санузел…