Сказ о забытом полку Коловратовом-4. Меч

Чернов Владимир
     И вот здесь возникает ещё одна версия неожиданно успешного противостояния орде монголов небольшого подразделения русичей -  наличие у Евпатия Коловрата какого-либо мощного  нехарактерного для 13-го века оружия.

     На первый взгляд данное предположение выглядит чистой фантастикой, но…! Фольклорные источники Руси дают богатый материал по необычному оружию, которое  служит верным помощником герою в сражении со злыми силами. Следует отметить, что, несмотря на существование в древнерусской литературе и восточнославянском фольклоре других символов воинской доблести таких, как копьё и сабля, отчётливый след сохранившихся представлений о сверхъестественных свойствах оружия тянется именно за мечом. Обладание русскими витязями и богатырями  необычным вооружением неоднократно упоминается в сказках,  былинах, летописях и  даже житиях святых. У защитников Муромо-Рязанской земли вполне  мог оказаться один из таких артефактов, реальность существования которого теперь не ставится под сомнение даже официальной исторической наукой - Агриков меч.
 
      Происхождение Агрикова меча теряется в глубине веков, по одним источникам его выковал Агрик, потомок иудейского царя Ирода Великого, по сообщениям других -  авторами изделия были мастера древнего  дославянского населения Клязьминско-Окского  междуречья. До нас дошло описание этого оружия: прямой обоюдоострый меч, клинок которого испускал слабое голубоватое свечение, видимое в темноте. Владельцами  Агрикова меча  на Руси в разный период оказывались как герои народных преданий вроде Святогора-богатыря и Бури-богатыря - коровьего сына, так и вполне реальные личности,  такие как Пётр Муромский,  его земляк известный всем богатырь  Илья Муромец, и ставший героем былин, прославленный воевода Владимира Мономаха,    уроженец стольной Рязани богатырь Добрыня Никитич. Чаще всего в древнерусских сказаниях чудесный меч применяют в борьбе против змея, тогдашнего олицетворения зла.
   Змеем мог оказаться кто угодно: мифический дракон, жрецы  древней языческой веры, походная колонна извечных врагов Руси – кочевников, издали в движении  напоминавшая огромную змею. Например, согласно сказанию,  богатырь Добрыня Никитич смог победить Змея Тугарина только с помощью заговорённого меча. Это случилось 19 июля 1096 года под Переяславлем, где объединёнными дружинами  русских княжеств было нанесено  серьёзное поражение сильному половецкому войску, а его предводитель хан Тугоркан (Тугарин Змиевич)  был убит.
 
     Другой не менее известный факт обладания раритетным оружием представлен в « Повести о житиях святых Петра и Февронии Муромских». По преданиям к  жене тогдашнего правителя Мурома князя Павла под видом законного супруга начал приходить некий Змей «для склонения ея во блуд. И змии же осиле над нею». Однако жена, которую терзал некий Змей, все рассказала мужу и вызнала, что смерть Змею предначертана «от Петрова плеча, от Агрикова меча». Петра отыскали быстро, это был шестнадцатилетний брат правящего князя. Разумеется, Пётр сразу решил помочь родственнику, но  ему было неизвестно что это за Агриков меч и где можно его взять. Однажды, как сообщает «Повесть», Пётр  пришёл в Воздвиженскую церковь,  в которой ему явился некий юноша и указал место, где лежит меч. Когда настал момент битвы, от удара волшебным клинком Змей потерял ложный облик, принял свой настоящий вид, «и нача трепетатися, и бысть мертвъ».

      В «Житии» ничего не говорится о боевых навыках Петра. Меч без усилий со стороны Петра оказывается у него, и сам, по сути, с одного удара разит Змея. Не стоит забывать, что позиции христианства в северо-восточной Руси в 12 веке были весьма шатки, поэтому скорее всего сего здесь под Змеем подразумевались жрецы старой, дохристианской  веры, пытавшиеся ввести «во блуд», то есть возвратить к язычеству, правящий Муромский дом, но были  повержены некогда принадлежащим им  оружием.

      Однако обладание Агриковым мечом всегда  приносило его владельцам  тяжёлую болезнь или смерть.  Не избег общей участи хозяев древнего клинка и серьёзно расхворавшийся юный  муромский  княжич,  как сообщает «Повесть»,  всё тело  Петра покрылось язвами и струпьями, и он дошёл до такого состояния, что не мог самостоятельно передвигаться. О дальнейших событиях в предании говорится так: «Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!» Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. «Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Необычной девушке, дочери простого бортника, умевшей повелевать животными и птицами, неоднократно на глазах у многих людей  походя, без усилий  превращавшей  хлебные крошки в янтарь удалось справиться с загадочной болезнью, терзавшей юного княжича. Дальнейшее хорошо известно: после некоторых затруднений Пётр и Феврония  стали мужем и женой.  День памяти благоверных,  отмечаемый 8 июля, стал в современной России праздником – Днём семьи, любви и верности.

       О судьбе Агрикова меча в «Повести» не сказано ничего, но вряд ли Пётр смог расстаться с чудо - оружием. Сыновей у него не было, поэтому он мог передать по наследству артефакт своей дочери, вышедшей замуж  за правителя нынешнего города  Юрьев - Польского. Князь также мог просто спрятать оружие или, что более вероятно, отдать на хранение наследникам языческого прошлого княжества - волхвам, законным владельцам меча. Не стоит забывать, что Феврония,  обладавшая  способностями недоступными простому человеку, вполне могла быть выходцем из их среды и подтолкнуть своего супруга на такое действие.

       В наступившие тяжёлые времена иноплеменного нашествия, поставившего весь народ независимо от вероисповедания  на грань физического уничтожения, хранители  древнего артефакта передали Агриков меч тому, кто бы осмелился им воспользоваться, добровольно возложив  жизнь на алтарь защиты родной земли. И не нашли мудрецы-волхвы  никого достойнее, чем рязанский  боярин Евпатий, сын Льва,  видимо совсем  неспроста носившего своё   языческое прозвище  -  Коловрат.

     «И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары, точно пьяные или безумные. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. Почудилось татарам, что мертвые восстали….». Не помогли  захватчикам, соприкоснувшимся с мощью Агрикова меча и ставших «пьяными или безумными», ни маневренность их лёгкой конницы, ни фантастическая меткость и скорострельность их луков, ни мощь атаки отборных ханских багатуров.  Лишь забросав горстку героев тяжёлыми камнями  с безопасного расстояния,  враги смогли одолеть полк Коловратов. Ту малопонятную настойчивость, с которой монголы пытались истребить незначительный русский отряд и захватить  маленькую крепость, теперь можно  объяснить желанием Батыя,  во что бы то ни стало заполучить древний таинственный артефакт.

      Дальнейшая судьба Агрикова меча неизвестна.   Надеюсь, что в  когда-нибудь историки, краеведы или просто неравнодушные к истории родной страны люди отыщут следы уникального клинка, ведь такое оружие никогда не исчезает навечно.