Музыка на бумаге

Спиридонова Галина Михайловна
               

Мы шли с кладбища, где осталась лежать моя знакомая, нет, не подруга, а просто знакомая, которую я трепетно обожала.

Муж ее Константин  шел рядом со мной и под впечатлением обстоятельств,
немного  приоткрылся.  «Знаешь, Кира»- сказал он, - Ведь я ее очень любил,
она для меня была святой, недосягаемой, я  даже боялся ее»

Я  то знала, как он ее  «боялся», гулял напропалую, дома не ночевал по несколько дней,но материально они жили очень хорошо, ходили слухи,
что он  рэкетир или как это, короче – бандюган  и все. 
 

Он продолжал: «Когда мы  поженились, и она пришла  ко мне в дом, то я сказал-
Аличка, что ты хочешь, я все переделаю»,- и она ответила: «Убери перегородки в двух  комнатах, сделай большое пространство и пианино в центре»

Я так и сделал, зал огромный получился, а пианино нашел немецкое, отремонтировал и поставил, как она просила, посреди зала.

Как играла она, это надо слышать, рассказать невозможно, и я немного постарался записать.

Однажды я возвращался домой поздно вечером – на улице дождь, ветер, погода мерзкая. Вхожу в калитку и слышу – Аличка  играет, зал  освещен всеми лампочками,окна открыты, и белые занавески развеваются,как паруса,
а  она играет! 

 Я прислонился  спиной к забору и не могу идти дальше, стою, как  дурак, и слушаю,а музыка звенит и мне,  кажется,  поднимает человека от земли
и уносит куда-то в небо - чистое, незапятнанное. 

Слезы у меня смешались с дождем, весь промок, а шевельнуться не могу, я  на мгновенье погрузился в счастливое состояние.
В дом я не пошел, а лег спать в бане на лавку, а утром встал на колени перед Аличкой и сказал:- Прости меня,- Аличка подошла  и  положила руки
мне на голову и говорит: «Каждый живет своей жизнью, главное не мешать
 друг другу».
 
Костя и сейчас плакал, даже слез не стирал с лица, а я ему не верила, ведь и после этого случая  он не изменился,  гулять не перестал.
Правда, он открыл свое предприятие по сбору металла, отправлял его вагонами  на завод.
 
Я тоже вспомнила, как мы с Алей познакомились,  работая  в  г. Урюпинске  на
небольшом  предприятии,  старшим бухгалтером, я каждый квартал отвозила
в Волгоград отчеты,  очень большие.
Окончила я  Московский институт Советской торговли, но сдавала экзамены  в  Волгограде,где был филиал, около вокзала. Жизнь шла своим чередом, до ночи   
сидела на работе  с учетом и отчетностью, никому не нужной. Даже родить
спокойно я не могла, никто меня на работе не мог заменить. Последний мой  отчет совпал  с рождением сына, мне стало плохо в Волгограде и отвезли  в Центральный роддом, где и появился  мой Ванечка.

В палате было 3 кровати, на двух  лежали женщины уже родившие. Я познакомилась с ними, и с удивлением  узнала, что одна,ее звали Алевтина,
была из Урюпинска, жила в центре города на улице Чапаевской в доме мужа 
и пригласила: «Заходи».
Я часто заходила с сыном к ней, послушать музыку, старалась, чтобы  дети наши подружились. У нее родилась девочка - Светлана, Аля ее обучала
музыке  с самого детства. 

Образование у  Али  было музыкальное, но она нигде  не работала, ей предлагали работу в музыкальной школе,  детских садах, на концертах,но она
отказывалась,  даже учеников на дому учила очень редко и то по просьбе мужа.

Все звали ее Аля, а Костя  всегда – Аличка. Фигура у нее была, как у балерины- высокая, тонкая, пластичная, а лицо белое и как-бы прозрачное,
некоторые говорили:«Видно она  болеет,  чем нибудь». 
Но я думаю, что болезнь ее – это любовь к музыке такая, которая постепенно
уничтожала ее.

Дом  у них был старинный, двухэтажный или полутора этажный - первый этаж,
как-бы  полуподвал, но окна были выше земли. Второй этаж состоял из множества
окон с красивыми резными наличниками и  большая  открытая  веранда,  по всей ширине  дома. С боков какие-то пристройки, как крылья и много комнат.
Костя не старался ремонтировать дом, говорил, что скоро снесут - город застраивается многоэтажками.

Костина мама  жила в одном из отсеков дома, она была «заслуженная учительница»,никогда не лезла в жизнь сына.

Я заметила, что у них всегда чисто, и только позже увидела, что к ним приходит женщина убираться. Это была для меня новость, т.к. ни у  кого  тогда не было прислуги.


Пришли мы домой, помянули Аличку,  и я сказала Косте: « А с этим что будем
делать?», и показала на коробку, перевязанную лентой. Костя  ответил: « Бери
и распорядись сама – это ее была посмертная просьба». Я взяла коробку и ушла.

Когда Аля играла, я  садилась подальше от нее, чтобы она не видела, что  я плачу.
Откуда она берет такую щемящую душу  музыку. А на нее в это время невозможно было смотреть - играла, как последний раз в жизни.Как можно так тратить свое здоровье, нервы, душу.

Один раз Аля  сказала: « Кира подойди сюда»,- я подошла,- «Здесь лежат ноты – это мои собственные сочинения, я  тебе отдаю в полное распоряжение, если хочешь-сожги, если нет, то издай, но никому не отдавай».


Я спросила: « Аля, а ты, почему сама не сделаешь это?», она ответила: «Не успею».Вот так она отдала мне свою «музыку на бумаге».


Дома я посмотрела, что  лежит  в  коробке, и  пришла в отчаяние, ведь я бухгалтер,не имею отношение,  ни  к какому творчеству, ни к музыке, как я выполню ее просьбу?
 

Прошло больше года после смерти Алички,  звонит Костя: «Кира, ты можешь приехать ко мне?».
Я приехала,  и Костя говорит мне: «Кира давай поженимся,  я тебя знаю давно, тебя любит Светка, мне нужна жена».
К тому времени, я разошлась со своим казаком за  это же, а теперь  такой же «гуляка» предлагает пожениться.

Я ответила согласием, - хрен редьки не слаще, что будет,то и будет, а  дети наши будут под моим присмотром.

Мария  Евграфьевна – мама Кости, дала мне  «добро», я пошла к ней, прежде чем
сказать «Да»  и спросила ее мнение. Она ответила: « Кира, а ты не забыла жизнь Али и Кости? Сможешь повторить эти испытания? Ведь ты со своим  разошлась по этой же причине, или ты думаешь его перевоспитать, как думают многие женщины,то это выкинь из головы».

Но я уже приняла решение, еще на пороге комнаты Марии Евграфьевны, – Буду жить здесь,  воспитывать  детей, приведу в порядок музыку Али,а может со временем  и Костя образумится, я ведь не Аля, могу  и скалкой по голове.

Костя давно мне нравился, его женщины любили за то, что  он к каждой относился, как к королеве.
Вот в таком  настроении или состоянии я стала женой Кости.

Раз  я заняла место Али, то я тут же рассчиталась с работы и занялась расшифровкой Аличкиной  музыки.

 
Как это сложно. Я просила некоторых пианистов проиграть произведения,
чтобы оценить. Я боялась оставлять кому-либо тетради  для разучивания,
а вдруг украдут. У меня опускались руки, я не понимала музыки. 
Светлана,как  могла, проигрывала некоторые произведения, но  ни она, ни я не могли разобраться в них.      

Один раз я разложила вокруг Аличкиного  пианино все ее произведения и решила все пронумеровать и составить опись, раз большего не могу  сделать.
Сижу на полу и причитаю: « Аля, прости меня, но что я могу сделать, только как бухгалтер, переписать все».

Вдруг входит Мария Евграфьевна и говорит: «Кира, я тебе помогу. На письмо  к
моему старому знакомому, он работает в Волгограде в музыкальном училище –
консультантом,  он поможет».
Она это сказала с уверенностью, и я поняла, что мне помогут.Я пронумеровала все документы,  доделала опись в том порядке, в каком их сложила Аля
и   стала думать – когда поехать в Волгоград, где остановиться, брать все ноты или нет.

Костя продолжал свою жизнь -  в бизнесе у него было все в порядке, но личную
жизнь он  расходовал на всех баб, которые оказывались на его пути
Странно, но я не обращала на него никакого внимания, я  как-бы превратилась в Алю, только я не играю на пианино, а ползаю около него и гляжу на эти точки, закорючки и думаю - все равно расшифрую. Какое повторение судьбы!

Костя одобрил предложение матери, и мы поехали в Волгоград.
Знакомый Марии Евграфьевны  был мужчина тех же времен, очень интеллигентный,
пригласил  молодого преподавателя и  попросил проиграть немного из тетради, которую я дала. 

Когда зазвучала музыка, я как-бы увидела Алю и поглядела на консультанта, хотела узнать его впечатление, но узнавать не надо было, он  отвернулся  к стене и вытирал слезы. А  молодой играл и играл, правда, немного сбиваясь.

Все вопросы были решены,  мне пришлось около  двух  лет  побегать, но в  итоге  был выпущен нотный альбом с музыкальными произведениями Али.
Костя оплатил все типографские расходы, услуги музыкантов, консультантов, которые помогали мне, затраты были не малые, но он не жалел денег, а на меня глядел с теплотой и благодарностью.

А Светочка растет! Сама стала делать аранжировки к маминым произведениям,
кое-что  сочиняет сама, мы даже договорились с одной группой записать  диск.

Ванечка пошел по военной части. Растет моя опора!

Костя успокоился, стал больше проводить время дома. Сядет и слушает, как Света играет и создает свою музыку.

О чем он в это время думает, никто не знает, может, осуждает свою  разгульную
жизнь, а  может, одобряет -  и бурная молодость была, и старость наступает спокойная и музыкальная.

А может,  вообще ни о чем?