Музыка на бумаге
Мы шли с кладбища, где осталась лежать моя знакомая, нет, не подруга, а просто знакомая, которую я трепетно обожала.
Муж ее Константин шел рядом со мной и под впечатлением обстоятельств,
немного приоткрылся. «Знаешь, Кира»- сказал он, - Ведь я ее очень любил,
она для меня была святой, недосягаемой, я даже боялся ее»
Я то знала, как он ее «боялся», гулял напропалую, дома не ночевал по несколько дней,но материально они жили очень хорошо, ходили слухи,
что он рэкетир или как это, короче – бандюган и все.
Он продолжал: «Когда мы поженились, и она пришла ко мне в дом, то я сказал-
Аличка, что ты хочешь, я все переделаю»,- и она ответила: «Убери перегородки в двух комнатах, сделай большое пространство и пианино в центре»
Я так и сделал, зал огромный получился, а пианино нашел немецкое, отремонтировал и поставил, как она просила, посреди зала.
Как играла она, это надо слышать, рассказать невозможно, и я немного постарался записать.
Однажды я возвращался домой поздно вечером – на улице дождь, ветер, погода мерзкая. Вхожу в калитку и слышу – Аличка играет, зал освещен всеми лампочками,окна открыты, и белые занавески развеваются,как паруса,
а она играет!
Я прислонился спиной к забору и не могу идти дальше, стою, как дурак, и слушаю,а музыка звенит и мне, кажется, поднимает человека от земли
и уносит куда-то в небо - чистое, незапятнанное.
Слезы у меня смешались с дождем, весь промок, а шевельнуться не могу, я на мгновенье погрузился в счастливое состояние.
В дом я не пошел, а лег спать в бане на лавку, а утром встал на колени перед Аличкой и сказал:- Прости меня,- Аличка подошла и положила руки
мне на голову и говорит: «Каждый живет своей жизнью, главное не мешать
друг другу».
Костя и сейчас плакал, даже слез не стирал с лица, а я ему не верила, ведь и после этого случая он не изменился, гулять не перестал.
Правда, он открыл свое предприятие по сбору металла, отправлял его вагонами на завод.
Я тоже вспомнила, как мы с Алей познакомились, работая в г. Урюпинске на
небольшом предприятии, старшим бухгалтером, я каждый квартал отвозила
в Волгоград отчеты, очень большие.
Окончила я Московский институт Советской торговли, но сдавала экзамены в Волгограде,где был филиал, около вокзала. Жизнь шла своим чередом, до ночи
сидела на работе с учетом и отчетностью, никому не нужной. Даже родить
спокойно я не могла, никто меня на работе не мог заменить. Последний мой отчет совпал с рождением сына, мне стало плохо в Волгограде и отвезли в Центральный роддом, где и появился мой Ванечка.
В палате было 3 кровати, на двух лежали женщины уже родившие. Я познакомилась с ними, и с удивлением узнала, что одна,ее звали Алевтина,
была из Урюпинска, жила в центре города на улице Чапаевской в доме мужа
и пригласила: «Заходи».
Я часто заходила с сыном к ней, послушать музыку, старалась, чтобы дети наши подружились. У нее родилась девочка - Светлана, Аля ее обучала
музыке с самого детства.
Образование у Али было музыкальное, но она нигде не работала, ей предлагали работу в музыкальной школе, детских садах, на концертах,но она
отказывалась, даже учеников на дому учила очень редко и то по просьбе мужа.
Все звали ее Аля, а Костя всегда – Аличка. Фигура у нее была, как у балерины- высокая, тонкая, пластичная, а лицо белое и как-бы прозрачное,
некоторые говорили:«Видно она болеет, чем нибудь».
Но я думаю, что болезнь ее – это любовь к музыке такая, которая постепенно
уничтожала ее.
Дом у них был старинный, двухэтажный или полутора этажный - первый этаж,
как-бы полуподвал, но окна были выше земли. Второй этаж состоял из множества
окон с красивыми резными наличниками и большая открытая веранда, по всей ширине дома. С боков какие-то пристройки, как крылья и много комнат.
Костя не старался ремонтировать дом, говорил, что скоро снесут - город застраивается многоэтажками.
Костина мама жила в одном из отсеков дома, она была «заслуженная учительница»,никогда не лезла в жизнь сына.
Я заметила, что у них всегда чисто, и только позже увидела, что к ним приходит женщина убираться. Это была для меня новость, т.к. ни у кого тогда не было прислуги.
Пришли мы домой, помянули Аличку, и я сказала Косте: « А с этим что будем
делать?», и показала на коробку, перевязанную лентой. Костя ответил: « Бери
и распорядись сама – это ее была посмертная просьба». Я взяла коробку и ушла.
Когда Аля играла, я садилась подальше от нее, чтобы она не видела, что я плачу.
Откуда она берет такую щемящую душу музыку. А на нее в это время невозможно было смотреть - играла, как последний раз в жизни.Как можно так тратить свое здоровье, нервы, душу.
Один раз Аля сказала: « Кира подойди сюда»,- я подошла,- «Здесь лежат ноты – это мои собственные сочинения, я тебе отдаю в полное распоряжение, если хочешь-сожги, если нет, то издай, но никому не отдавай».
Я спросила: « Аля, а ты, почему сама не сделаешь это?», она ответила: «Не успею».Вот так она отдала мне свою «музыку на бумаге».
Дома я посмотрела, что лежит в коробке, и пришла в отчаяние, ведь я бухгалтер,не имею отношение, ни к какому творчеству, ни к музыке, как я выполню ее просьбу?
Прошло больше года после смерти Алички, звонит Костя: «Кира, ты можешь приехать ко мне?».
Я приехала, и Костя говорит мне: «Кира давай поженимся, я тебя знаю давно, тебя любит Светка, мне нужна жена».
К тому времени, я разошлась со своим казаком за это же, а теперь такой же «гуляка» предлагает пожениться.
Я ответила согласием, - хрен редьки не слаще, что будет,то и будет, а дети наши будут под моим присмотром.
Мария Евграфьевна – мама Кости, дала мне «добро», я пошла к ней, прежде чем
сказать «Да» и спросила ее мнение. Она ответила: « Кира, а ты не забыла жизнь Али и Кости? Сможешь повторить эти испытания? Ведь ты со своим разошлась по этой же причине, или ты думаешь его перевоспитать, как думают многие женщины,то это выкинь из головы».
Но я уже приняла решение, еще на пороге комнаты Марии Евграфьевны, – Буду жить здесь, воспитывать детей, приведу в порядок музыку Али,а может со временем и Костя образумится, я ведь не Аля, могу и скалкой по голове.
Костя давно мне нравился, его женщины любили за то, что он к каждой относился, как к королеве.
Вот в таком настроении или состоянии я стала женой Кости.
Раз я заняла место Али, то я тут же рассчиталась с работы и занялась расшифровкой Аличкиной музыки.
Как это сложно. Я просила некоторых пианистов проиграть произведения,
чтобы оценить. Я боялась оставлять кому-либо тетради для разучивания,
а вдруг украдут. У меня опускались руки, я не понимала музыки.
Светлана,как могла, проигрывала некоторые произведения, но ни она, ни я не могли разобраться в них.
Один раз я разложила вокруг Аличкиного пианино все ее произведения и решила все пронумеровать и составить опись, раз большего не могу сделать.
Сижу на полу и причитаю: « Аля, прости меня, но что я могу сделать, только как бухгалтер, переписать все».
Вдруг входит Мария Евграфьевна и говорит: «Кира, я тебе помогу. На письмо к
моему старому знакомому, он работает в Волгограде в музыкальном училище –
консультантом, он поможет».
Она это сказала с уверенностью, и я поняла, что мне помогут.Я пронумеровала все документы, доделала опись в том порядке, в каком их сложила Аля
и стала думать – когда поехать в Волгоград, где остановиться, брать все ноты или нет.
Костя продолжал свою жизнь - в бизнесе у него было все в порядке, но личную
жизнь он расходовал на всех баб, которые оказывались на его пути
Странно, но я не обращала на него никакого внимания, я как-бы превратилась в Алю, только я не играю на пианино, а ползаю около него и гляжу на эти точки, закорючки и думаю - все равно расшифрую. Какое повторение судьбы!
Костя одобрил предложение матери, и мы поехали в Волгоград.
Знакомый Марии Евграфьевны был мужчина тех же времен, очень интеллигентный,
пригласил молодого преподавателя и попросил проиграть немного из тетради, которую я дала.
Когда зазвучала музыка, я как-бы увидела Алю и поглядела на консультанта, хотела узнать его впечатление, но узнавать не надо было, он отвернулся к стене и вытирал слезы. А молодой играл и играл, правда, немного сбиваясь.
Все вопросы были решены, мне пришлось около двух лет побегать, но в итоге был выпущен нотный альбом с музыкальными произведениями Али.
Костя оплатил все типографские расходы, услуги музыкантов, консультантов, которые помогали мне, затраты были не малые, но он не жалел денег, а на меня глядел с теплотой и благодарностью.
А Светочка растет! Сама стала делать аранжировки к маминым произведениям,
кое-что сочиняет сама, мы даже договорились с одной группой записать диск.
Ванечка пошел по военной части. Растет моя опора!
Костя успокоился, стал больше проводить время дома. Сядет и слушает, как Света играет и создает свою музыку.
О чем он в это время думает, никто не знает, может, осуждает свою разгульную
жизнь, а может, одобряет - и бурная молодость была, и старость наступает спокойная и музыкальная.
А может, вообще ни о чем?