Имя и судьба. Часть 1

Инна Ковалёва-Шабан
Желание и любопытство – два магических глаза,
преображающих мир.

Роберт Луис Стивенсон


   В поездку М. Волошин взял с собой брошюру В. В. Аткинсона «Сила мысли в деловой и повседневной жизни», которая издавалась в типографии В. М. Саблина уже в четвертый раз. Книжечку издало Московское Научно-психологическое книгоиздательство, имеющее также свое отделение в Саратове. Текст Волошин перечитывал не единожды, поскольку не всё, что в ней было изложено, входило в сознание художника и поэта. Некоторые же места из неё он даже мог пересказать своими словами:
   «Чтобы читателю стала понятнее  моя мысль о применении внушения как средства для проявления личного воздействия, я ему скажу, что наш разум имеет две основные функции, которые согласно употребляемой мною в других моих сочинениях терминологии, известны под названием активной и пассивной. Активная функция выражается в сознательном и волевом мышлении, а также проявляется в том, что мы называем «силою воли».
   Именно такая функция и применяется часто деятельным энергичным, бодрым, бдительным человеком в его деловые часы. Пассивная же функция состоит в инстинктивном, автоматическом, безотчетном мышлении без всякого проявления «силы воли» и является полной противоположностью активной функции. Пассивная функция  есть наиболее ценный слуга человека и действительно исполняет большую часть его умственного туда, делая всю его черную работу, и совершая такую поденщину, не получая никакой награды или похвалы. Она работает безропотно и, по-видимому, без усилия и, кажется, никогда не устает.
   Активная же функция, наоборот, работает только по принуждению воли и употребляет большее количество нервной силы, чем ее пассивный сотрудник. Она  выполняет действительно деятельную работу ума и, после затраченных усилий устаёт и требует отдыха».
   Эта часть лекции известного йога Рамачараки запомнилась Волошину, потому, что мысленно перед своими глазами он представлял двух поэтов:  активного В. Брюсова и пассивного А. Белого. Стихия Огня в Стрельце, зодиакальном солнечном знаке поэта Валерия Брюсова и податливого, на первый взгляд, мистического со свойственным водным знакам темпераментом, Скорпиона- Андрея Белого. Размышляя над псевдонимом поэта-дворянина Бориса Бугаёва, Волошин думал о некотором мистическом риске, связанном с избранием псевдонима.
   Многие духовные лица признают, что перемена имени может поднять индивидуум на более высокую ступень сознания. Во времена гонений римлян на христиан многие христианские духовные лица пользовались этим средством. Иногда они пользовались библейскими именами или именами своих святых, чтобы изменить предначертания судьбы.
   Крещение младенца на Руси торжественно сопровождалось наречением его именем того православного святого, всецерковное воспоминание праведных деяний которого осуществлялось в этот день ежегодно. Накануне родителям полагалось избрать своему ребенку крестного отца и крестную мать, которым предстояло впоследствии пестовать духовную жизнь их крестника вплоть до его совершеннолетия. Обряд крещения считался основным жизненно важным обрядом Древней Руси. Не крещённый человек, по тогдашним суровым узаконениям, не имел даже права на погребение.
   Для облегчения выбора имени имелись святцы, где на каждый день приходилось несколько имен, на выбор. Считалось, что носитель имени повторяет жизнь своего патрона. Важность имени подчеркивается и в Ветхом Завете, когда Бог завершает акт творения, давая имена земле, небу, воде и т. д. В дальнейшем Он предоставляет эту обязанность Адаму, который давал имена всему живущему. Из Библии известно, что наречение имени Иоанна Предтечи произошло еще до рождения: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария. Ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Евангелие от Луки, 11, 21).
   Несоответствие же имени человека его духовному предназначению вызывало, возможно, обряд переименования: «И привел Его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)» (Евангелие от Иоанна,1, 42).
   Похоже, что переименование было исполнено мистического значения. Таково, например, переименование библейского Иакова в Израиль. Библейский Моисей, посылая соглядатаев в землю Ханаан, в связи со столь важной миссией торжественно переименовал одного из них: « И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом» (Числа,XIII, 17). Именно под именем Иисуса Навина и вошел в историю один из крупнейших израильских военачальников.
   Хотя в Русском государстве, например, на протяжении столетий существовал обычай, дошедший до 19-го века: имя, данное при рождении, нередко оставалось неизвестным для всех. Один из видных деятелей 17-го века боярин Богдан Хитрово при крещении получил имя Иова. Нечто подобное было и в Древнем Иране. Фирдоуси в поэме «Шахнаме» рассказывает о рождении царевича, о том, как нарекали его именем. Настоящее имя народу не объявляли. Мать новорожденного имя это шепнула ему на ухо, а людям объявила другое, официальное. В Туркмении употребляется два имени: настоящее и ложное. У таджиков в верховьях Пянджа имя, данное ребенку при рождении, никогда не называют до совершеннолетия, употребляя только временное.
   Колдуны и чародеи всех времен и народов стремились узнать имя бога, демона или духа для того, чтобы командовать ими. Искусство написания амулетов также требовало знания имен: ангелов, ведающих лунными месяцами простого и високосного  и четырьмя сторонами света. Ангелов, управляющих лютыми зверями, ангелов любви, вдохновения, мудрости, творчества, памяти.  Методы Каббалы также сводятся к раскрытию таинственных имен бога, ангелов, духов и демонов. Главным было божественное имя – тетраграмматон, то есть четырехбуквенное имя бога Яхве. Каждой букве тетраграмматона приписывался определенный смысл. Комбинации букв и их числового значения давали различные виды магических фигур, которые часто встречаются на иудейских амулетах.
Прекрасный пример значения имени можно найти в Ветхом Завете. Один упоминается в 1-й главе Книги Бытие. Авраама первоначально звали Аврамом, а Сарру – Сарой. Господь велел Авраму изучать звезды, чтобы познать будущее сынов Израиля. Аврам повиновался и вскоре понял, как влияют небесные тела на человека. Увидев, что звезды не сулят ему потомства, Аврам обратился к Богу с просьбой ниспослать ему детей.
   Тогда Бог сказал , чтобы он добавил к своему имени  и к имени своей жены букву Хе из имени Божьего.(Иод-Хе-Вав-Хе). Эта буква символизирует плодородие. Так Аврам превратился в Авраама, а Сара – в Сарру.
   Авраам не просто изменил, не просто далеко отошел от влияния небесных тел, предначертавших отрицательные аспекты его судьбы от рождения. Авраам переменил также место жительства. «Меняющий место – меняет судьбу». Изменив место жительства, человек меняет также свой гороскоп. Нам всем приходится сталкиваться в жизни с явлениями, над которыми мы не властны. Иногда жизнь кажется нам странной смесью безжалостной судьбы и свободной воли.
    Влияет ли имя на судьбу человека? Этот вопрос волновал Максимилиана Кириенко-Волошина, взявшего псевдоним Максимилиан Волошин, менявшего его иногда на Макса Волошина.
   Имя дается человеку индивидуально. Почему данному человеку дается именно это имя? Потому что оно нравится родителям? Или оно нравится родителям, потому что оно предопределено судьбой данному человеку? Имя несет в себе потенциальный заряд. Произнести имя – значит превратить потенциальную энергию в реальную силу.