О Эрлик, Первый Умерший, Первый Воскресший!

Роман Лебедев 2
«О [Эрлик], Первый Умерший, Первый Воскресший!»
Тарас Журба

Миф умирающего и воскресающего бога известен задолго до христианства. В древней Индии это воскресение бога Кришны. В древней Греции это воскресший после смерти бог Дионис. В древней Персии это бог солнца Митра, который воскрес на третий день после своей смерти. В древнем Египте это бог Осирис. В древней Сирии – это бог Адонис. У древних римлян это бог Аттис, воскресение которого праздновалось каждой весной 25 марта, в день весеннего равноденствия. В древнегерманской мифологии сохранились сведения о воскресении распятого бога Криста Бальдра, сына бога Вотана. В скандинавских странах это сюжет о распятии на дереве ясень или на скале бога Ирмина, Одина/Вотана, который после своего воскресения обрел руны.

Но древнее всех – бог Яма/Эрлик.

Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:20). В Откровении Иоанна сам Христос говорит о себе: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (Отк. 1:17-18).

Эту идею, о боге, который есть первый умерший и одновременно первый воскресший на небесах можно найти уже в древнейших Ведах. И относятся эти строки из Вед именно к богу – Яме, известному в древнетюркской мифологии под именем Эрлик.

Бог и первый Человек Яма/Эрлик обладал особой богочеловеческой природой. Он первый, кто совершил жертвоприношение, принеся самого себя в жертву. Он первая жертва. Он — первый смертный, ступивший на путь смерти и показавший его душам, расстающимся с телом (Ригв. Х.14.2). Смерть — это дорога Ямы (Ригв. 1.38.5). Он, хотя и был рождён бессмертным (Ригв. 1.83.5), покинул своё тело, принеся его в жертву (Ригв. Х.13.4). Во имя потомства Яма, как нам сообщается (Ригв. Х.13.4), выбрал смерть; ради, сотворения вселенной и создания человечества. Для него Яма предложил себя в качестве жертвы. Из этого самопожертвования возникла праджа — потомство. Здесь он тождественен «в начале рождённому Пуруше» или германо-скандинавскому Имиру (Прорицание Вёльвы, ст. 3; Речи Гримнира, ст. 40)
Он собиратель людей, их проводник, он — указывающий путь (Ригв. Х.14.1), он даёт людям место упокоения (Ригв. Х.14.9; Атхарвав. XVIII.2.37). Он властелин блаженных мёртвых (Ригв. X. 14.3-7; 16.4). Обитель Ямы — высшее небо (Ригв. Х.14.8); он обитает на дальней окраине неба (Ригв. IX. 113.8). Под прекрасным деревом Яма пирует с богами; там «отец» устремляется в благих мыслях к праотцам (Ригв. Х.135.1) Он собирает сонмы ушедших (Ригв. Х.14.1) в чудесном царстве, где нет ни холода, ни страданий. Он одновременно и царь (Ригв. XI.113.8) и отец (Ригв. Х.135.1). Он открыл путь для многих и ведёт по нему людей к последней обители (Ригв. X. 14.2). Его почитают вместе с питарами как первого свидетеля бессмертия, которым наслаждаются предки и которое подобно бессмертию, вкушаемому богами.

Составлено по статье одного из крупнейших санскритологов и исследователей древнеиндийской культуры в мире - Рамчандра Нараян Дандекара «Ведийский Яма», 1945 г.