Гора крепость Бобырган гора Эрлика

Роман Лебедев 2
Еще одно место возможной локализации Сибирской Башни Сатаны

Бобырган (Бабырган) - гора возвышающаяся недалеко от р.Катунь – ворота в Горный Алтай. Самая северная вершина Семинского хребта, расположенная на границе степной и горной зон.
Бобырган состоит из 3-х вершин. В девонский период (416-360 млн. лет назад) гора была действующим вулканом. В кратере вулкана — на самой высокой из 3-х вершин — еще полвека назад было озеро с прозрачной водой. Вершина Бобыргана имеет вид плато, на котором возвышаются многочисленные гранитные и сиенитные останцы 5-20-метровой высоты, которые благодаря выветриванию имеют вид башен и крепостей. При определенных погодных условиях гора похожа на старую разрушенную крепость. С определенного места ровно в полночь в полнолуние в профиле горы можно увидеть силуэт головы спящего воина.

Доктор геолого-минералогических наук Алексей Дмитриев (Институт физики СО РАН) в своих работах доказывает, что треугольник между сёлами Майма, Платово и горой Бобырган является «местом тысячи молний» — аномальной зоной, характеризующейся значительно повышенной грозовой активностью — здесь за 60 секунд бывает до 100 и более грозовых разрядов, в то время как в других точках возможно не более 15 вспышек. Над Бобырганом регулярно наблюдают светящиеся шары. А.Дмитриев относит эти явления к процессам грозоактивных разрядов, которые встречаются в виде объемных молний, спрайтов, джетов, «ангелов», полосовых, шторовых, шаровых, в виде классического летающего диска и др.

На протяжении многих веков, на горе Бобырган шаманами проводились камлания, так как она являлась родовой тотемной для нескольких местных алтайских родов: тодош*, очы, чапты и чагандык. Это место было табуировано для женщин, им не только нельзя было подниматься на склоны Бобыргана, но и даже смотреть на нее. В 2009 году в окрестностях горы археологами было открыто 8 археологических памятников: 2 поселения, 4 одиночных кургана и 2 курганные группы. На самой горе археологические раскопки не проводились.

По различным алтайским поверьям гора Бобырган – это окаменевший богатырь. Каждая гора Алтая имеет имя и мифическую биографию. Так, существует поверье, что некогда, в допотопные времена на земле жили богатыри, наделенные колоссальной силой. После потопа земля стала мягкой и не могла удерживать исполинов. Тогда тела богатырей стали горами, а в горах оказался заключен дух каждого из богатырей (ту-ээзи, таг-ээзи). Великаны, заточенные в камни. Горы - окаменевшие тела великанов. Целые горные хребты - лежащие герои-великаны, ждущие, когда наступит час освобождения. Они жили тогда, когда камни были мягкими. То есть тогда, когда великаны с помощью своего третьего глаза могли придавать камням форму и делать из них Вимана…

Также, в переводе с алтайского слово «Бобырган» (Бабырган) означает «белка-летяга» (хакас. – «пабырган»; тув. – «авырган», «абырган»). У Г.Н. Потанина (1) говориться, что это название ей дали за то, что она камлает, издавая звуки: бо, бо, бо (монгол. – «б;» - шаман). Он сообщает, что имя Бобырган входит в число имен богов, которые упоминаются в призываниях алтайских шаманов. Исследователь центрально-азиатских мифов сравнивает алтайское имя летяги «Бобырган» со словами из других языков, имеющих похожую коренную основу: южноруск. – «упырь»; польск. - «upi;r»; сербск. – «vepir» - мертвец, ходящий по земле; чувашск. – «вубур» (вобур) – злое существо, поедающее Луну; крымск. татарск. – «обур» - мертвец, пьющий молоко женщин. В татарск. – «убырь» - колдун, поедающий трупы или его вечно-голодный дух. Этим же словом обозначаются провалы или дыры в земле. Убырь живет под землей.

В удмурт. – «ибыр» - злой дух умершего колдуна вредящий людям. Он ворует детей и скот. Питается покойниками. Ибыр летает в виде огненного змея или огненного шара, иногда больших размеров, который при спуске на землю оборачивается человеком или, поднимаясь в небо, вновь принимает вид огня.

По монгольским представлениям (2) молния представлена в виде многоголового дракона-змея «Абырга-могай» (Аврага-могой, Абарга-могой, Амырга-могус, Тамир-могус, Амырга-мос) обитающего под землей и похищающий людей и скот. Абырга-могай - помощник шаманов для путешествия по мирам.

Но, не смотря на сходство имён: змея «Абырга-могай» и белки-летяги «Абырган», в мифах о белке-летяге молния является, наоборот, орудием кары «громовыми стрелами» Неба/бога Тэнгри, которыми он преследует белку-летягу, как врага своего сына.

В алтайских сказаниях о «сыне неба» главным является сюжет, в котором Бобырган/летяга, прежде, обитал также на Небе, но после был свержен с него за то, что «выкопал» глаза старшему сыну неба. Здесь вспоминается другое сказание, где говорилось о конфликте между двумя сыновьями Неба/Тэнгри: старшим и младшим. Младшему было предписано стать главным царем/богом, но его обманул старший сын Тэнгри, украв у своего младшего брата цветок из золотой чаши, как символ предзнаменования будущей власти над миром. Младший сын становится Эрликом. Сопоставив два сюжета из этих мифов про Бобырган/летягу выгнанного с Неба и обманутого Эрлика видно, что, скорее всего Эрлик и есть Бобырган/летяга, который и выколол глаз своему старшему брату, любимому сыну Неба в отместку за воровство.

В одном из рассказов шамана, приводимом Г.Н. Потаниным (3), сказано, что шаману, попавшему на Небо, небесные боги сказали железом сковать белку-летягу. В других местах говориться о распятии летяги на дереве или на перекрестке двух дорог, приколотив её к земле четырьмя гвоздями. То есть то же, что и в предании о распятии Эрлика «на четыре кола». В некоторых мифах Бобырган/летяга названа шаманом: «Тозраш-кам».

В свете вышеописанного можно предположить, что гора Бобырган (и связанные с ней аномальные явления, такие как «треугольник тысячи молний» и появления светящихся шаров над горой):

- во-первых, является местом, связанным с вратами, с входом в подземное царство Эрлика,
- во-вторых, это то, что сама гора/крепость Бобырган (названная так в честь врага Неба) может претендовать на искомое местоположение Сибирской Башни Сатаны.

«Двери гор должны быть открыты, чтобы освободить существ, заточенных там» - сказано чилийским мистиком М.Серрано в книге «Цветок несуществующий».

Важное примечание
* Напомню, что именно в местечке Сетерлу, рядом с долиной Сатанай, горой Сатанай-Бажи и р. Урсул род (сёок) тодош проводит свой родовой праздник. И доктор А.Дмитриев проводил свои геофизические исследования не только у г.Бобырган, но и у курганов в Каракольской долине. Таким образом два географических места на Алтае: г.Бобырган и р.Урсул имеют между собой некие связи и, одновременно, указывают нам на локализацию предполагаемых мест сибирской контр-инициации.

Здесь также надо обратить внимание, что на северо-западном склоне г.Бобырган берет свое начало река Сетовка (длина реки 45 км). В устье реки находится село Сетовка. И здесь, у Бобыргана, и в долине Сатанай у р. Урсул, таким образом, находим топонимы и гидронимы с корнем «СЕТ», сравнимым с именем египетского бога-воина и смерти Сета (Сет, как и Эрлик связаны с воинской доблестью), что еще раз подтверждает наши догадки.

Источники легенд
1) Г.Н. Потанин «Очерки Северо-Западной Монголии».
2) Г.Н. Потанин «Исследования и материалы». Под. ред. И.В. Ерофеевой
3) Г.Н.Потанин «Ерке. Культ сына неба в Северной Азии».