Эрлик Люцифер на белом коне Распятие Эрлика

Роман Лебедев 2
В алтайском сказании о «летучей мыши» (1) говориться, что изначально у Эрлика, вместо черного быка был белый конь, которого у него обманным путем забрали Ускузь-Ул и небесное божество Уч-Курбустан* (сагдийский Хурмазта).

У греков и римлян известен миф о том, что Люцифер считался сыном Авроры, перед которой он выезжал верхом на белом коне, изображая, таким образом, Утреннюю Зарю, тогда как на темном коне он представлял зарю вечернюю (Ovid. Metamor., II, 115; XI, 271). То же сохранилось и у славян, где Утренняя Заря выводит на небесный свод белых коней (А.Н. Афанасьев «Поэтические воззрения»).

Представления об Эрлике, как о боге Смерти и его белый конь можно ассоциировать также с сюжетом из Откровения Иоанна, где говорится о всаднике на бледном коне имя которому Смерть, «и ад следовал за ним». Цвет лошади этого всадника описан как khl;ros (;;;;;;) в Койне, что переводится как «бледный», однако возможны переводы и как «пепельный», «бледно-зелёный» и «изжелта-зелёный». Этот цвет олицетворяет бледность трупа. Сам Эрлик неоднократно назван в мифах седым стариком с белой бородой, у которого в услужении две бледные женщины «ку-курьяк» (лебеди-женщины). Бледно-зеленый же цвет можно отнести к зеленому цвету Венеры/Люцифер или к «зеленому лучу», провозвестнику Утренней Звезды, который означает духовный свет по ту сторону Черного Солнца. Цвет Граля, изумруда из чела Люцифера.

Вернемся к сказанию об Эрлике и его недоброжелателях. Ускузь-Ул вместе с шаманом Джарканатом в конце повествования освобождают из царства Эрлика отца Ускузь-Ула, которым является сын Неба** богатырь Темир-боко (Темир-бохо, Темир-Б;сь). Темир-боко – «железный силач»*** на «сивосерой лошади» прикованный цепями за руки и ноги к стене в царстве Эрлика. В монгольском варианте этой легенды вместо Темир-боко присутствует эпизод со скованным верблюдом (по-монгол. «темен»). В северно-сибирских мифах (манси, айны, остяки) он изображен как прикованный медведь, творец справедливости.

Кто же он Темир-боко, сын Неба? В центре культа монгольских кузнецов стояла личность бога Темерше, который был, как и первым и самым могучим шаманом, так и первым кузнецом. Имя этого бога входит в список имен сына Неба, наряду с именами: Темир-боко, Темир-бай и Темучин. В киргизской сказке Тимир-бай – сын Неба, тело которого было всецело из железа, кроме горла.

Не скрывается ли в этих мифах северной Азии за образом Темир-боко сам Эрлик? Ему присущи символы Эрлика: светлогривая лошадь, верблюд, медведь. Эрлик как и Темир-боко вершит посмертный справедливый суд? Эрлик – отец всех шаманов и первый шаман. Темир-боко также – первый шаман. Эрлик придумал кузницу, сам был прекрасным кузнецом и научил этому ремеслу людей. Темир-боко – первый кузнец и бог кузнецов.

Может быть Эрлик и есть сын Неба?

В бурятском сказании о трех сыновьях бога Тэнгри сам Эрлик представлен как его младший сын, которому было предписано править миром. В сойотском (потомки самодийцев Восточных Саян) варианте этой легенды Эрлик должен был стать главным, старшим царем/богом.

В одном из вариантов космологической легенды (2) бог Эрлик назван сыном Неба. В других преданиях сохранились данные об изначальном поединке царя неба с собственным сыном. В бурятском сказании о сотворении мира этот сын назван хромым пастухом - Чолмоном и ассоциируется с Венерой. Алтайское же поверье приписывает хромоту Эрлику. В кавказском предании сохранился сюжет о противоборстве Отца неба и его сына – пастуха «Темир аксак (aqcaq)» (хромой Темир).
В монгольском предании богатырь, за отказ исполнения его просьбы, хватает Эрлика и распинает его конечности между четырьмя столбами: «стащив старика (Эрлика) с пороза, молодцы (Кан-Тади и Ког-Айры) распяли его на четыре кола».
Рассмотрев фольклорные сюжеты бурятских, алтайских и монгольских мифов о противостоянии Отца/Неба со своим сыном Г.Н.Потанин заключает, что Эрлик в преданиях северной Азии, несомненно, признавался сыном Неба.

В этой фигуре центрально-азиатского распятого царя/бога подземного царства Эрлика отразилось древнейшее гностическое знание о спасителе – Кристосе, который есть Змей Бытия, распятый Змей-Кристос-Люцифер, прикованный к скале цепями Прометей, пригвожденный копьем к древу Вотан.

Примечания
* Несмотря на то, что в данном сказании Уч-Курбустан выступает противником Эрлика, по тувинским сказаниям сам Эрлик входит в число трех Курбустанов.
** Сын небесного бога Тэнгри.
*** По-монгол. «б;сь» - вошь; по-самоед. «бого» - медведь. Т.е. получается: «железный медведь», «железная вошь».

Источники легенд
1. Г.Н.Потанин «Очерки Северо-Западной Монголии».
2. Г.Н.Потанин «Ерке. Культ сына неба в Северной Азии».