Царство Эрлика - Hollow Earth

Роман Лебедев 2
Исследователь Сибири Г.Н. Потанин в «Очерках Северо-Западной Монголии» (энциклопедия устного творчества жителей Центральной Азии) описывает шаманскую мистерию путешествия алтайского шамана в подземное царство, к Эрлику.

Направление поездки шамана в описанном Г.Н.Потаниным ритуале нисхождения в Ад, как указывает М.Элиаде («Шаманизм…») сначала горизонтальное, а затем двойное вертикальное (восхождение, за которым следует нисхождение). Шаман начинает свое движение от своей юрты, направляясь на Юг. Через Китайскую землю (красный песок). М.Элиаде считает, что это «китайская пустыня из красного песка». Затем шаман пересекает желтую степь, «через которую сорока не летает». За желтой степью начинается бледная степь. Желтая и бледная степи – «скучные степи».

В сказе про героя Ульберге, приводимом Г.Н.Потаниным в этом же очерке, дорога к Эрлику в посюстороннем мире включает в себя также еще и переправу через «кипящее море».

За степями лежит гора – «Темир тайха» - гора, упирающаяся в Небо. Далее следует подъем в гору. На горе множество костей шаманов (экскарнация). На горе находится вход в мир Эрлика: «jерь уузы» (земная пасть) или «jерь тунигы» (вывод/труба из очага).

Шаман совершает прыжок между «прядающими» (прыгающими, скачущими, падающими) краями неба и земли, произнося слова: «темiр капкак кагылган; тэменiб калыб одольтыр», что значит «железная крыша, вбитый гвоздь; прыгнув, перескочим!».

Спуск, далее проход по равнине. Потом шаман видит подземное море (на дне кости камов), которое переходит по мосту/волосу. Мост/волос не могут переходить грешники. По мнению М.Элиаде он означает переход в потусторонний мир; мост, соединяющий два космических региона; переход от одного способа бытия к другому: от непосвященного к посвященному.

За морем - жилище Эрлика. Которое охраняет его собаки «ерлiктын тайгандары» (мифическая порода собак «тайган») и «предверник» (привратник).

М.Элиаде рассматривая этот шаманский ритуал нисхождения в Ад, описанный Г.Н. Потаниным, пытается перенести географические данные мифа на реальность и предлагает в качестве направлений путешествия шамана - пещеры Индии, Туркестана или Тибета. Но расшифровка названия горы «Темир тайха», на которой находится вход в мир Эрлика, дает нам несколько иное направление, а именно направление на Полюс.

«Темир тайха/тайга» (железный белок, гора), «гора Темир». На бурятском и монгольском «Темир» звучит как «Тумур», на алтайском же языке «Тумыр»– бубен шамана.

Слово «Темир» указывает на некоторых зверей Эрлика:

- «караджиме» - медведь по-урянхойски. По-алтайски «кара-джиме» - темные духи.

- «теме» - верблюд по-монгольски (на др. языках: «дюве», «тюэ», «туга»). У Эрлика два верблюда. Вспомним, что девятый демон Гоэтии – Король Корсон (Паймон, Азазель) не только связан с Западной стороной, как и Эрлик, не только, как и Эрлик, научил людей знанию металлов и оружейному искусству, но также имеет одним из своих символов – одногорбого верблюда.

Также слово «Темир» связано с Большой Медведицей. Латинское слово «temo» означает Большую Медведицу. Большая Медведица напрямую связана как с полярной символикой, так и с полярной горой. На киргизском Полярная звезда называется «Темир-казык» (железный кол). Сам же образ Эрлика на быке равен мифическому образу Джедай-хана у качинских татар (этногруппа хакасского народа), под которым можно понимать Б.Медведицу («Джеды-бурхан», «Джедыган», «Джитыган» или «Джетыган» - у теленгитов, тува-урянхайцев). Также имя Б.Медведицы у алтайцев «Итыган» (Йеттеген), и у них же в поверьях упоминается гора Адыган.

Р.Генон говорит, что в индуистской традиции имя Б. Медведицы – «сапта-рикша». «Рикша» - медведь. На кельтском — это «арт», на греческом — «арктос», на латинском — «урсус». «Рикша» есть также, в самом общем значении, звезда, то есть, в конечном счете, «свет» (archis), от корня arch или ruch, «блистать» или «освещать». Эрлик у челканцев - «медвежья лапа». В одном из мифов Эрлик представлен как вырывающееся из земли пламя, а в середине его – огненная голова, держащая во рту сердце. Как образ Медведицы, так и Эрлика имеют отношение к касте воинов.

Классическое же имя «железа» (sidereus) в греческих и латинских языках равно имени «звезда» (sidus). Эта связь может объясняться еще и тем, что «Темир», как «железо» в первую очередь понимается как «космическое железо». В германском языке имеется приставка Er, означающая: переход в новое состояние, достижение результата, завершение, законченность и эта приставка имеется в таких словах, как ergl;nzen (засиять, озариться), ergl;hen (вспыхнуть, загореться), erleuchten (освещать, зажигаться). В них слышно имя царя подземного мира Эрлика (Erglik), вход, в царство которого находится на вершине «Темир тайха/тайга». Также можно вспомнить немецкие слова: Erlk;nig (лесной царь) или Erkenntnis (познание, научные данные), Erkl;rung (толкование), в которых также можно увидеть имя Эрлика, а согласно мифам он – бог, ведающий и всегда читающий книги; также он назван «всеведущим», знает все дела людей и богов.

По мнению Г.Н. Потанина форма слова «Темир» подходит к названию полярной горы в космологии буддизма и индуизма – «Сумеру» (Меру): «Сумер-ола», «Сумбур-ола», «Хумур» или «Сумур-ола». Гора «Темир», как «железная», может пониматься и в смысле - металлическая, т.е. состоящая из металлов. В «Вишну-пуране» гора Меру названа «золотой». В «Сурье-Сиддханте» Меру – гора золота. В аккадских мифах Мировая гора, гора Севера и «ось небес» богата золотом и серебром, и от этого слепит глаза. В ассирийских мифах это серебреная гора.

В индийской космологической концепции горе Су-Меру на севере противостоит инфернальная гора Ку-Меру на южном полюсе. Сама же Меру – «ось», проходящая сквозь Землю и выступающая на обоих полюсах. В японских мифах «центральную землю» пронизывает копье – земная ось, которая представляет собой сквозную трубку. Отсюда и две полярных звезды «в обоих направлениях от Меру» и две полусферы: северная – сфера богов, южная – сфера демонов. Согласно «Вишну-пуране» на юге находится мир мертвых (Яма-пура – нижний мир), где царствует бог Яма. Антарктическая гора-полюс у египтян называется Tap-en-to, у индусов Ку-меру. В аккадской космологии эта гора – «Uru» - «корень», что также значит - центральное место во внутренней пустоте, открытой снизу, земная бездна, где мертвые находят свое прибежище (kur-nu-de, ki-gal, aralli) (У.Ф.Уоррен «Найденный рай…»).

Итак, расшифровка названия горы «Темир», на которую взбирается шаман и, где находится вход в царство Эрлика, дает нам основания утверждать, что данная гора – это инфернальная гора («железная крыша») Южного полюса («вбитый гвоздь») через которую проходит сквозная трубка/ось («jерь тунигы») по которой кам-путешественник, совершив прыжок, попадает во внутреннюю пустоту Земли, где стоит стеклянный престол Эрлика*.

Прыжок в Полую Землю, в антарктическое царство Эрлика/Люцифера.

*В свете антарктической локализации обители Эрлика, не означает ли, что его стеклянный престол, как и стеклянная верхушка его юрты (трехэтажный дворец), описания которых даны Г.Н.Потаниным в мифах Центральной Азии, созданы из антарктического льда?