Таёжные Валькирии

Роман Лебедев 2
(продолжение «Эрлик и шаманско-воинская инициация»)

В эпических мифах Алтая процесс воинской инициации непосредственно связан с Эрликом и его царством. Богатырь Эрзамыр (Эр-самыр) подобно шаману спускается в подземный мир Эрлика, где ищет своего брата, найдя его след, который «рассек Алтай». Эрзамыру удается преодолеть все преграды в пути: пень (как шаман он приносит ему в жертву - белую ленту и молоко), переправу с жидкой грязью через родник и т. п. Наконец, Эрзамыр избивает самого хозяина ада и благополучно возвращается вместе с братом. Эрлик не смог справиться с богатырем, так как Эрзамыр был бездушным созданием, а потому бессмертным. Человеческая душа – творение Эрлика. В эпических сказаниях о Эрзамыре сказано: «не имеющий души, чтоб умереть, не имеющий крови, которую можно пролить». Или в других записях: «Умереть, души нет, Состариться, годов нет».

В алтайском архаическом эпическом сказании «Алып-Манаш», которое сложилось в предгорьях Алтая, герой-великан Алып-Манаш наделен чертами шамана, а страна, в которую он направляется за своей возлюбленной Ерке-Каракчы, злой дочерью Ак-Кана - признаками потустороннего мира, лежащего за недоступным водным рубежом царства мертвых.
Ища брод через бурную реку, за которой жил злой Ак-Хан, богатырь Алып-Манаш натыкается на берестяную лодку, под которой он находит белого как лебедь старика-перевозчика, который впоследствии переправит богатыря на Другой берег. В этом сюжете со стариком-перевозчиком необходимо отметить несколько важных моментов связанных с исследуемой нами темой:

- во-первых, это то, что старик (перевозчик в мир мертвых) обитает в перевернутой берестяной лодке. Лодка является древнейшим примером погребального сосуда, куда укладывался умерший ещё со времен Древнего Египта. Этот обряд был широко распространен у англосаксов, викингов, германцев, варягов, а также у индейцев Северной Америки. Единственный пример мегалитических каменных гробниц в виде перевернутой лодки (навета) можно встретить на острове Минорка на западе Средиземного моря рядом с Перинейским полуостровом (ранний бронзовый век).
Лодка у старика – берестяная, но именно из бересты, в своеобразных берестяных коробах совершали погребение некоторые народы Алтая подвешивая умерших к кедру на съедение плоти птицам. Древнейший обряд экскарнации. По алтайским преданиям мир земной и мир потусторонний связывает (или разделяет) река Тойбодым, по которой плавает на своей черной лодке Эрлик.

- во-вторых, это то, что старик перевозчик сравнивается с белым лебедем. В символике белый лебедь связан с Венерой (Люцифер), с нагой женщиной, с андрогинностью, с «философским Меркурием», с Центром соединения противоположностей. Именно лебедь, наряду с погребальной лодкой, является существенным символом на пути в мир иной. (Керлот Х. Словарь символов). У сибирских шаманов птица лебедь – это атрибут первого «черного шамана», который сотворил сам себя с помощью Дьявола. На севере Сибири лебедь символизирует погружение шамана в подводный Ад. Шапка алтайских шаманов украшалась перьями лебедя (М.Элиаде. Шаманизм).
Вспомним богиню-птицу Умай/Хумай, про которую мы уже говорили, связанную с птицей-некрофагом – грифом и обрядами экскарнации. В мифах тюркских народов она чаще представлена в образе женщины-лебедя. Кстати, согласно некоторым саяно-алтайским мифам ей управляет богиня Инеем-хан, супруга владыки всех шаманов Адам-хана, который тождественен Эрлику.
Лебедь – птица подземного бога Эрлика. На страницах своего путевого дневника «Из Сибири» русский этнограф В.В. Радлов, проводивший научные экспедиции по Западной Сибири приводит слова сказителей из древних эпических произведений алтайского народа кузенов и абаканских хакасов. Именно в этих текстах упоминаются подземные существа - «женщины-лебеди», которые живут в царстве Эрлика. По-хакаски словосочетание «женщина-лебедь» звучит как «Хуу хаты», что с архаических времен у этого народа означает: ведьма подземного мира. В хакасском языке слово «хуу» - «белый лебедь» имеет несколько значений, в том числе и «высохший, выцветший, сухой». Например, «хуу пас» - череп (букв, высохшая голова), «хуу чазы» - сухая степь, «хуу сббк» - скелет (букв, голые кости). Души женщин-лебедей хранятся в подземном царстве в черном ящике. Эти женщины-лебеди ведут сражение с алтайскими богатырями. Они являются дочерьми семи подземных владык «эрликов» («ирликов»). Зятем подземных женщин-лебедей является один из подземных владык, некий - «Тйер-Кара».
Как пишет В.Я. Бутанаев в книге «Бурханизм тюрков Саяно-Алтая» в героических сказаниях внешность «хуу хатов» предстает в следующем виде: обладающие бесовским обликом, с оловянными глазами, с острыми, как шило, медными носами и плоскими переносицами, похожими на сточенный брусок. У них были плешивые головы, с ушами размером с веялку, с пышными грудями, волокущимися по земле, и корявым лицом, похожим на кору тополя. Из-за своих медных лиц «хуу хаты» имеют дополнительные имена: «Чис Ханзар хуу хат» - Медная Костистая высохшая старуха, «Чис Сибелдей хуу хат» - Медная Тощая высохшая старуха, «Чис Хыйазын хуу хат» - Медная Злословящая высохшая старуха.
Главной над всеми «хуу хатами» поставлена старшая дочь семи эрликов «Чик Чеекей хуу хат» - букв. Прожорливый Бес. Она живет на седьмом подземном «таме», в месте слияния семи морей, в семиугольной медной юрте вместе с семью эрликами. Она имеет отвратительную внешность, которую может изменять. Нос ее бронзовый, а зубы медные. Чик-чеекей имеет широкую талию, которую не охватить семью охапками. Она ходит в стальных башмаках и облезлой кожаной шубе. Чик-чеекей заплетает семь косичек из пестрых змей и украшает себя бриллиантовыми сережками.

Итак, под видом старика перевозящего богатыря Алап-Манаша в мир мертвых, по всей видимости, может скрываться сам царь потустороннего царства бог и судия мертвых душ - Эрлик. Другой берег реки – место, куда старик на погребальной лодке переправил огромное количество богатырей-героев и в котором, по всей видимости (если царство Ак-Кана - все-таки царство мертвых) обитают «хуу хаты» - «женщины-лебеди», которые неразрывно, в героическом эпосе хакасов, связаны с ратным делом богатырей и их смертью, то этот Другой берег, скорее всего можно сравнить с германо-скандинавской Валгаллой, а «женщин-лебедей», соответственно, с Валькириями.

На Другом берегу с богатырем Алап-Манашем и его конем происходят волшебные перемены. Мы уже видим не обычного коня, а некий летательный аппарат напоминающий вимана. Звук от топота коня, как от «сто громов». Скорость его перемещения в пространстве такова, что «слеза, повисшая на реснице старика, не успела упасть». След от копыт коня заполняли черные озера. Как вихрь, как птица летит он по долине. Шерсть его сияет серебром. А это повествование о коне Алап-Манаша походит на современные описания встречи с НЛО: «обернулся белой звездой и поднялся на небо». Сам же богатырь Алап-Манаш во время своего сна описывается как «круглый холм», «будто камень», «будто лёд» от которого «вихрь-буря идет», «вихрь-ветерок рвет столетние деревья, гонит воду рек в обратную сторону». Что это? Описание старта или приземления ракеты?

На Другом берегу, богатырь Алап-Манаш проходит обряд инициации смертью через обряд символического погребения. Воины Ак-Кана захоранивают Алап-Манаша в темную яму, где он спит девять месяцев…

Помог выбраться из ямы Алап-Манашу его верный конь, который прилетел из космоса: «с высокого неба упала звезда и, стукнувшись оземь, стала конем».

В конце сказания Алып-Манаш убивает Ак-Кана и его дочь Ерке-Каракчы, виновницу гибели многих богатырей. Женитьба на красавице кажется ему менее желанной, чем месть. Алып-Манаш обретает волшебные способности оборачиваться карликом, т.е. становится могучим воином-шаманом, Героем-Магом…

Эти сюжеты из эпических сказаний о полувоинах-полушаманах говорят о том, что в древности воинская и шаманская инициации не просто совпадали, а о том, что именно воинский, геройский элемент (понятие «эр» (er) - «муж-воин»; er aty – «геройское имя») проистекал и приобретался благодаря вмешательству потусторонних, божественных сил. В нашем случае этой силой является бог подземного мира – Эрлик.

В заключении нашего повествования уместно будет вспомнить, что на Алтае два народа ведут свое происхождение от Лебедя. Это кумандинцы и челканцы. Этноним кумандинцы: «мен куудан буткен кижи», в переводе на русский язык означает: «Я происхожу из лебедя». Челканцы (аборигены Алтая) тоже подчеркивают свою родословную, от Лебедя называя себя «куу-кижи» - «народ лебедь» (лебединцы) наряду с используемым в качестве самоназвания «чалканду». Здесь же на Алтае протекает река Лебедь (Куу), которая, по мнению некоторых исследователей, имела свое название «Лебедь» ещё до прихода челканцев в эти горно-таежные места. Куу-кижи – хранители тайн Золотого озера и потерянного древнего города Камбалык. Это город Джун Ду – Срединная Столица. Лебединская тайга, где очень часты явления НЛО. Откуда здесь этот образ гиперборейского Лебедя? Лебеди - птицы, которые плавают в источнике Урд (Б.Троп)? И не связан ли алтайский лебединский этноним и гидроним с мифологемой Башни Сатаны? Сторожевые Башни Люцифера. Башни – это «врата» в иные миры? Или же Склеп Змея – подземная база НЛО? Башни – «врата» в подземное царство Эрлика, который есть падший Люцифер. Гиперборейский Люцифер, изгнанный на северный (южный) полюс (М.Серрано) и гиперборейский Лебедь. Лебедь – сакральная птица, несущая Свет, спутник Одина (Г.Вирт). А НЛО? Часто в районе р. Лебедь и оз. Телецкого наблюдают НЛО. Не есть ли это Валькирии? Валькирии, как Лебединые девы, которые часто появляются у реки… Не есть ли эти «женщины-лебеди», «Хуу хаты» - Валькирии, которые в своих боевых доспехах и на боевых кораблях вимана рвущиеся в бой с великанами-богатырями в древности вселяли ужас в горно-таежных жителей Саяно-Алтая? …