Профессорская болезнь и бабкино лекарство. Быль

Ирина Раевская
   
     Это было еще в советские времена.
В клинику Первого Ленинградского Медицинского Института поступил один профессор, довольно солидного возраста. Обратился к врачам он очень поздно, запустив до крайности свою болезнь.  В клинике больной  был немедленно обследован, и диагноз врачей был неутешительным. Почти все органы уже были поражены болезнью, врачи подумали, что эта болезнь — рак, который поразил своими метастазами все органы профессора. И хотя источник первичной опухоли был не найден, врачи решили, что это уже не так и важно (как говорится, вскрытие покажет)  а важно то, что профессору осталось жить совсем недолго.  И безнадежный пациент был выписан домой умирать.

    Но к удивлению врачей через пару месяцев профессор опять поступил в ту же клинику, но уже в гораздо менее тяжелом состоянии. Врачи, конечно, недоумевали, и стали расспрашивать своего пациента, где его так успешно подлечили. И профессор поведал им загадочную историю о том, как он окончательно отчаявшись, пришел к старой
бабке-знахарке, о которой узнал от своих знакомых. Бабка даже не осматривала его, а сразу протянула ему банку с каким-то порошком, который велела принимать ежедневно.
И, о чудо!  Этот порошок начал помогать, профессор почувствовал себя намного лучше уже через несколько дней приема этого удивительного бабкиного лекарства.


   Врачи озадачились еще больше. Очень уж хотелось узнать, что же это за порошок такой чудодейственный.  Они попросили профессора дать им немного этого порошка, чтоб сделать химический анализ. Но профессор сказал, что порошок у него уже весь закончился, а бабка сказала, что больше принимать его нельзя, а то можно отравиться.

  Врачам больше ничего не оставалось, как выведать у профессора адрес премудрой целительницы. Профессор долго сопротивлялся, но он был человеком науки, и ему тоже было интересно узнать, чем же бабка его почти вылечила, и он выдал бедную бабку.

  Врачи нагрянули к ней домой.  Бабка сначала все отрицала, но когда врачи ее заверили, что пришли к ней с добрыми намерениями, и не собираются докладывать о ней  в правоохранительные органы,  во всем созналась. Оказалось, что всех людей она лечила на авось только двумя средствами — это гриб чага и порошок, который достался ей по наследству в большом количестве.  Что это за порошок, она и сама не знала. Но многим он помогал. А какого пациента чем лечить, чагой или порошком, она выбирала по наитию.

Порошок был подвергнут химическому анализу. Оказалось, что в нем содержался обыкновенный мышьяк и какие-то еще балластные вещества.
Медики отлично были осведомлены о том, что мышьяком ранее лечили сифилис за неимением других лекарств, ибо именно эта болезнь поддается лечению мышьяком.
Неужели профессор болен сифилисом?


Пациент  был обследован заново. Не всегда на поздних стадиях болезни всем известная реакция Вассермана бывает положительной. Чтобы подтвердить сифилис в таких случаях требуются более чувствительные методы исследования, которые были немедленно проведены, и  оказалось, что догадка была верна. Профессор был болен третичным  сифилисом, то есть сифилисом который уже поражает все внутренние органы.

В наше время сифилис или льюис, как чаще называют его врачи,  приговором не является, даже в поздних стадиях течения болезни. Профессора лечили и лечили успешно.
Но, пожалуй, бабке он был обязан больше.