Вера Фомы

Дмитрий Кульпин
Христос Воскресе!!! Наверное, пока Церковь не возьмётся с земли, верующие не устанут повторять это пасхальное приветствие, в надежде, что эту весть услышит хотя бы ещё одна душа и обретёт спасение в Господе. Когда-то я слышал интересное свидетельство одного православного священника. Он шёл по Самарканду, восточному городу, и вдруг среди кареглазых, смуглолицых людей он увидел мальчика явно славянской внешности. А дни были пасхальные, как у нас сейчас, и он не смог пройти мимо, не поприветствовав -  Христос Воскресе! Мальчик, очевидно, был не из христианской семьи, он не знал, как правильно реагировать, но где-то интуитивно  почувствовал, что ему говорят, что-то хорошее и он не растерялся и ответил: «Спасибо и вам того же!» Говорят, что устами младенца глаголет истина, разве может быть лучше пожелание, чем-то, чтобы и нам воскреснуть, как воскрес Христос. Вот поэтому после своего воскресения, Христос не уходит к Отцу, а начинает являться…, кому? Вы никогда не пробовали размышлять, кому бы вы явились в первую очередь на месте Христа? Допустим вас, убили некие злодеи, но вы чудесным образом ожили. Я бы, наверное, в первую очередь посетил этих разбойников. Зашёл бы к Ироду, к Пилату, обязательно посетил бы Каиафу и желательно ночью. Ничего подобного не делает Иисус, Он не устраивает шоу. Даже если бы Он и пришёл к ним, не поверили бы, Он Сам говорил о жестокосердных – даже если кто воскреснет не поверите.  Приходит Он к тем, кто любит Его, ищет Его, чтобы утешить и утвердить. Приходит к людям совершенно разным, к простодушным и доверчивым, как жёны мироносицы и к таким сложным личностям, как гонитель Савл, или ап. Фома, о котором и хочу сегодня поговорить. Ведь именно на следующее воскресенье после Пасхи церковь вспоминает этого святого. Так получилось, что Фомы не оказалось среди учеников в тот день, когда Иисус явился им, почему? Предание говорит, что Фома по жизни был человеком недоверчивым и пессимистичным. Возможно, не видел смысла больше собираться, когда не стало Учителя. И вот ученики находят Фому и свидетельствуют о том, что видели, каков же ответ Фомы? (Ин 20:25) - Не поверю. Вам, наверное, доводилось сталкиваться с такими людьми, ты ему говоришь, а он, ну как «Фома неверующий». Однако давайте не будем прежде времени судить Фому за неверие, ведь и ученики не сразу поверили, лишь только когда увидели. И разве можно верить всему, что тебе говорят? Можно ли оценить красоту картины, или музыкального произведения с чужих слов, прежде не осуществив внутреннюю встречу? Да, у Фомы не было, той детской веры, без рассуждения и доказательств, которую поощрял Иисус. Душа ребёнка, как чистый лист, что запишешь туда, то сохранится на долго. Помню на мой вопрос, откуда я появился мама мне сказала, что аист принес, и подтвердила веским аргументом, показав того аиста на открытке. Я до первого класса верил, разве мама может меня обмануть? Вера Фомы, была верой зрелого человека, он не был неверующим, он не был легковерным. Это человек с уже сложившимся мировоззрением и мировосприятием, он знает, что реально, а что не реально. Он не сомневается в ранах Христа, но возможность воскреснуть…? Даже если бы он увидел Его, этого было бы не достаточно, возможен обман зрения, и он добавляет, если не вложу перста моего. Сложно человеку, которому с детства говорили,  что это чёрное, а это белое, в одночасье изменить свои взгляды, если кто-то сказал, что всё наоборот. Есть такое выражение: «выстраданное убеждение». Это значит, что человек искал, ошибался, исследовал, сомневался, сопоставлял, взвешивал и утвердился на той или иной здравой позиции. Такую веру никому не сломить! «Господь мой и Бог мой» - скажет человек, основавший свои убеждения на Евангелии и личном опыте. Вы не замечали, что люди, пришедшие с мира, гораздо ревностнее тех, кто вырос в христианских семьях и у которых вера, как бы идёт по инерции. Вера Фомы мне напоминает, веру другого библейского героя Нафанаила, помните – из Назарета, может ли быть, что доброе, человек исходил из того опыта и знаний, которым был научен, но Иисус не осудил Его. В неверии Фомы мы не видим цинизма и его просьба о чуде - не является желанием искушать Спасителя. Скорее, мы видим в нем маловерие, смешанное с любовью к Учителю. Этой любви было достаточно, чтобы Иисус снизошел к его маловерию. И вот Иисус на восьмой день вновь является ученикам, ради одного его. (Ин 20:26) Иисус Сам прошел жизненный путь среди испытаний Его веры. Он Сам стоял на краю, глядя в пропасть вечной тьмы. Он молился некогда: "Да минует Меня чаша эта". Он знает о том, как трудно оставаться верным. Он готов снизойти к нашему маловерию и укрепить нашу веру. Иисус явился Сам маловерному Фоме и предложил ему вложить пальцы в раны Его. Иисус призвал его не быть неверующим, но быть верующим. Фома, не притронувшись к ранам, пал на колени и сказал: "Господь мой и Бог мой". Он первый из учеников, кто исповедал Иисуса не только Господом, не только Сыном Бога, но и Богом. Фома достиг такого блаженства и ощущения присутствия Бога в своей жизни, что потом, по преданию, отдал жизнь за Христа, не посчитав это даже подвигом. Он основывал церкви в Палестине, Парфии, Индии, есть предположения, что дошёл даже до Китая. Тогда в ту их встречу, Иисус сказал ему: "Ты уверовал, потому что увидел, блажен тот, кто, не видя, верует". Эти последние слова не осуждение его маловерия, скорее, благословение нам не видящим своими глазами Его ран и приглашение нас к осознанию и ощущению нашего счастья в лучах Вечной Божией Доброты.  Пусть не смущает нас, что мы не можем прикоснуться видимо к ранам Его, сколько людей в мире и видели и слышали Его при жизни, но не поверили. Сегодня мы можем прикоснуться невидимо, верою к Его благодати, духовный опыт, это тоже опыт. Он может говорить нам, через Писания, через жизненные обстоятельства. Мы можем встретиться с Ним в молитве и церковных таинствах. Мы даже можем осязать творца в его творении, прикасаясь ко всему, что Он сотворил. Блаженны не видевшие… Он здесь с нами, живой и воскресший и вместе с ап.Фомой мы сейчас можем склониться и исповедать Его своим Господом и Богом.