Живое и мёртвое...

Алекс Кон
В ночь  с субботы на воскресение, по окончании пасхальной службы, демонстрировался фильм  «Остров» Павла  Лунгина.

  Конечно, фильм не новый, и все, кто серьёзно  интересуется  «искусством кино», его уже посмотрели.  Это у меня он провалялся  купленным пяток лет назад  и девственно  "непосмотренным".

 Собственно, и – опасения имели место:  сейчас  режиссёр , позиционирукмый, как  «талантливый», наворотит чёрт те что,  наизобретает -потом  обплюёшься.


Но поскольку в тот момент,  как написали бы раньше «сделалась со мной безсонница», решил посмотреть, тем более,  что уже шли титры.

 
На экране суровый и величественный   Север, 70е годы, монастырь на острове. Главный герой ,  уж скоро, как сорок  лет  тяготящийся грехом убийства, не дающим ему покоя.

Монастырская братия, люди, приезжающие за помощью к главному герою…
Неспешно, день за днём, идёт жизнь в делах и заботах. А как оно должно быть?


В фильме и печаль, и горе, и негромкая  радость бытия.

Режиссёр(а, может, сценарист) с  мягким юмором показывает сущность  некоторых грехов человеческих на совершенно неожиданных, казалось бы примерах.


Врезультате пожара  келья отца настоятеля  стала нуждаться в ремонте, и он решает на время перебраться в котельную к чудаковатому главному герою.


Подозреваю, заодно намереваясь разузнать  поближе причину различных «чудес», являемых старцем миру.
 С  собой берёт тёплое покрывало, дабы устроиться поудобней, поскольку сам  главный  герой - спит круглый год прямо на куче угля.


В результате доверительных  бесед , теологических прений, а может,окружающих  бесов, изгнанием которых решил заняться старец-сапоги отца-настоятеля, бывшие ему очень дороги по причине мягкости и удобства, главным героем   отправляются в топку,  а столь же дорогое его сердцу покрывало, полученное им в бытность на горе Афон уходит в безвозвратное плавание по Белому морю.

 Отец настоятель первые часа два-три несказанно переживает от приключившегося разора.

 Под утро же  с ужасом сознаёт, что сапоги и покрывало, точнее, печаль о них -полностью на какое-то время заслонили образ Бога внутри его…

 Что же говорить о нас, грешных?


Главный герой, избавившись от камня на душе (выяснилось, что человек, в которого он стрелял сорок лет назад, оказался жив), собирается  завтра  отойти.И похоронить себя завещает в ящике для канатов,  стоящем возле котельной.

 Ответственное лицо из монастыря, желая сделать старцу приятное, велит покрыть ящик лаком и  всячески внешне облагородить.

  Главный герой, увидев такое дело, начинает всячески выражать своё недовольство: мол, незачем, надо было так , как есть, без лака и т.д.  То есть в «простом ящике».


На что ответственное монастырское лицо  резонно заявляет старцу, что это,  мол,  не что иное, как – Гордыня. Когда обязательно, чтобы - «не как у всех»… Наступает молчание, оба удивляются неожиданному озарению, и призадумываются, каждый о своём.


Интересен также ответ на  вопрос о смерти, заданный главному герою одним из братии, когда старец примеривается к размерам деревянного ящика, устраиваясь в нём поудобней: «А что, помирать не страшно?» «Нет, - ответствует главный герой, - помирать не страшно. Страшно будет перед Богом стоять».


Так вот , примерно.

 Очень понравилась игра актёров. Петра Мамонова, которого я до этого не знал, и-прекрасного Виктора Сухорукова в роли отца- настоятеля.

 Они оба хороши, но - самое главное-не мешают друг-другу играть, не «давят» и не толкаются, выясняя, кто важнее. И играют-убедительно.

Хороший фильм, очень приятный, даже не ожидал…


А чего,  спросите,  взялся писать: фильм - то уже, кроме тебя, все посмотрели, а некоторые-даже успели забыть, ради чего старался?


Да всё из-за «Левиафана». На позапрошлой неделе его посмотрел, а на прошлой - «Остров».

 Подумал, бывает «мёртвая» вода, а бывает - «живая».

 И фильмы бывают «мёртвые», как «Левиафан», и живые, как - «Остров».