Почему светские дамы пушкинского времени не носили

Дмитрий Георгиевич Панфилов
Панфилов Дмитрий Георгиевич,
Кандидат филологических наук,
Председатель общества пушкинистов                «Захарово».

Почему светские дамы пушкинского времени
 не носили нательный крест?

При изучении более 400 парадных женских портретов XVIII-XIX веков обращали на себя повторяющиеся у всех авторов две необъяснимые портретные детали: глубокое декольте и отсутствие нательного креста.
Даже русские императрицы Екатерина I, Екатерина II, Елизавета, Анна Иоанновна выставляли на общее обозрение большие груди 7-8 размеров (предмет зависти «светских львиц» ХХ века!) и отсутствие на них нательного креста.
А ведь они были все крещенные, венчанные, соблюдали церковный Устав, отмечали все церковные праздники, красили яйца и пекли куличи, отпевали умерших родственников, молились своим святым, проповедуя христианскую истину: «Кто без крестов, то не Христов». А вот нательных крестов на портретах не просматривается, искать их на груди портретных дам – все равно, что искать черную кошку в темной комнате.
Обвинить художников в массовой некомпетентности портретной живописи не имеет основания.
Портреты писали такие гении кисти, как:
П.Ф. Соколов (портрет Е.П. Бакуниной, С.Ф. Толстой);
А. Фишер  (портрет С.А. Урусовой, Е.П. Потемкиной);
П.З. Захаров (портрет А.В. Алябьевой);
В.И. Гау (портрет Г.В. Родзянко);
В.Л. Боровиковский  (портрет А.А. Олениной);
Ж.Э Тельгер (портрет Е.К. Воронцовой);
А.Ф. Винтергальтер (портрет Е.И. Истоминой);
А. Шалон (портрет Е.М. Заводовской);
И.К. Макаров (портрет Н.Н. Гончаровой);
Т.А. Кефф (портрет В.Ф. Вяземской);
А.П. Брюллов (портрет Н.Н. Гончаровой);
Д. Грасси (портрет Е.И Голицыной);
М.С. Бороздка (портрет Войковой);
И так далее, так далее…
Были осмотрены и изучены около полутысячи портретов, после чего осмотр был прекращен из-за тавтологии предмета изучения.
Только на трех портретах из всех просмотренных удалось обнаружить наличие нагрудного нательного креста:
- А.П. Керн (графика А.С. Пушкина):
- Венецианов («Гадание на картах»);
- Я.Ф. Капков («Невеста»).
Сегодня через женский наряд мы изучаем бесконечные подробности костюмов, детали отделки, пуговки, кружавчики, крючочки, петельки, фактуру тканей и, конечно, нательные кресты, которые делали из самого дешевого и доступного материала – олова, железа, бронзы.
Простолюдинам было безразлично, из чего сделан нательный крест (его еще называли «тельник»). Главное, чтобы его увидел Бог и защитил.
Элита Двора не могла смириться с простотой креста и стала украшать его серебром, эмалью, а потом дело дошло и до золота.
Светские дамы быстро сообразили, как сделать так, чтобы и крест не носить, и грешницей не прослыть.
Если крест был недостаточно богат и красив, то дамы снимали его и прятали под корсетом, прикрепляли к фижме, шили на поясе кармашки для крестов, либо вообще снимали на балах и надевали в карете, едучи домой.
Прося у Бога прощения и заступничества, дворцовая знать стала делать кресты из золота, белого и черного, платины, украшать их бриллиантами, топазами, турмалинами, изумрудами, алмазами, ониксом («лунным камнем»), сердоликом, уваровитом (полудрагоценным камнем, названным в честь одноклассника А.С. Пушкина Уварова С.С., Президента Академии наук). Все старались задобрить Бога блеском золота и камней.
Такие изделия ювелирного искусства требовали к себе повышенного внимания, восхищения, хвастовства.
Конечно, заказать себе алмазный крест мог не каждый, «Бог по силе крест налагает», а вот спрятать его в поясе под юбкой мог каждый. «Крест места не ищет», так что Бог не обидится. «Каждый сам несет свой крест».
Прошло сто лет, прежде чем крест перекочевал на грудь – свое законное место, отведенное Богом.
Хозяйки вызывающе демонстрировали свое миллионное богатство, используя обнаженную грудь в качестве демонстрационной витрины. Многие петербургские и московские «львицы» вообще не носили нательный крест, когда надевали бальное платье, другие запрещали художникам запечатлять себя на портретах с крестом.
 Если на груди женщины не было креста, это не говорило, что она его не носит. Она так мастерски прятала его в тайных кармашках нижнего белья, в поясках, под корсетом, привязывали к бедру, что найти его не могло все III Управление вместе с Бенкендорфом.
Постепенно крест превратился в красивую игрушку, а позже его заменили колье, хрустальные подвески, золотые цепочки, граненые камни. В русском языке опять появилась пословица: «Креста на тебе нет!»
Когда надо, светские дамы прятали крест, когда не надо – вытаскивали его из тайника и вешали на грудь.
Ношение креста с годами становилось более демократичными.
На пороге уже стоял ХХ век.