Панфилов Дмитрий Георгиевич,
Кандидат филологических наук,
Председатель общества пушкинистов «Захарово».
Почему светские дамы пушкинского времени
не носили нательный крест?
При изучении более 400 парадных женских портретов XVIII-XIX веков обращали на себя повторяющиеся у всех авторов две необъяснимые портретные детали: глубокое декольте и отсутствие нательного креста.
Даже русские императрицы Екатерина I, Екатерина II, Елизавета, Анна Иоанновна выставляли на общее обозрение большие груди 7-8 размеров (предмет зависти «светских львиц» ХХ века!) и отсутствие на них нательного креста.
А ведь они были все крещенные, венчанные, соблюдали церковный Устав, отмечали все церковные праздники, красили яйца и пекли куличи, отпевали умерших родственников, молились своим святым, проповедуя христианскую истину: «Кто без крестов, то не Христов». А вот нательных крестов на портретах не просматривается, искать их на груди портретных дам – все равно, что искать черную кошку в темной комнате.
Обвинить художников в массовой некомпетентности портретной живописи не имеет основания.
Портреты писали такие гении кисти, как:
П.Ф. Соколов (портрет Е.П. Бакуниной, С.Ф. Толстой);
А. Фишер (портрет С.А. Урусовой, Е.П. Потемкиной);
П.З. Захаров (портрет А.В. Алябьевой);
В.И. Гау (портрет Г.В. Родзянко);
В.Л. Боровиковский (портрет А.А. Олениной);
Ж.Э Тельгер (портрет Е.К. Воронцовой);
А.Ф. Винтергальтер (портрет Е.И. Истоминой);
А. Шалон (портрет Е.М. Заводовской);
И.К. Макаров (портрет Н.Н. Гончаровой);
Т.А. Кефф (портрет В.Ф. Вяземской);
А.П. Брюллов (портрет Н.Н. Гончаровой);
Д. Грасси (портрет Е.И Голицыной);
М.С. Бороздка (портрет Войковой);
И так далее, так далее…
Были осмотрены и изучены около полутысячи портретов, после чего осмотр был прекращен из-за тавтологии предмета изучения.
Только на трех портретах из всех просмотренных удалось обнаружить наличие нагрудного нательного креста:
- А.П. Керн (графика А.С. Пушкина):
- Венецианов («Гадание на картах»);
- Я.Ф. Капков («Невеста»).
Сегодня через женский наряд мы изучаем бесконечные подробности костюмов, детали отделки, пуговки, кружавчики, крючочки, петельки, фактуру тканей и, конечно, нательные кресты, которые делали из самого дешевого и доступного материала – олова, железа, бронзы.
Простолюдинам было безразлично, из чего сделан нательный крест (его еще называли «тельник»). Главное, чтобы его увидел Бог и защитил.
Элита Двора не могла смириться с простотой креста и стала украшать его серебром, эмалью, а потом дело дошло и до золота.
Светские дамы быстро сообразили, как сделать так, чтобы и крест не носить, и грешницей не прослыть.
Если крест был недостаточно богат и красив, то дамы снимали его и прятали под корсетом, прикрепляли к фижме, шили на поясе кармашки для крестов, либо вообще снимали на балах и надевали в карете, едучи домой.
Прося у Бога прощения и заступничества, дворцовая знать стала делать кресты из золота, белого и черного, платины, украшать их бриллиантами, топазами, турмалинами, изумрудами, алмазами, ониксом («лунным камнем»), сердоликом, уваровитом (полудрагоценным камнем, названным в честь одноклассника А.С. Пушкина Уварова С.С., Президента Академии наук). Все старались задобрить Бога блеском золота и камней.
Такие изделия ювелирного искусства требовали к себе повышенного внимания, восхищения, хвастовства.
Конечно, заказать себе алмазный крест мог не каждый, «Бог по силе крест налагает», а вот спрятать его в поясе под юбкой мог каждый. «Крест места не ищет», так что Бог не обидится. «Каждый сам несет свой крест».
Прошло сто лет, прежде чем крест перекочевал на грудь – свое законное место, отведенное Богом.
Хозяйки вызывающе демонстрировали свое миллионное богатство, используя обнаженную грудь в качестве демонстрационной витрины. Многие петербургские и московские «львицы» вообще не носили нательный крест, когда надевали бальное платье, другие запрещали художникам запечатлять себя на портретах с крестом.
Если на груди женщины не было креста, это не говорило, что она его не носит. Она так мастерски прятала его в тайных кармашках нижнего белья, в поясках, под корсетом, привязывали к бедру, что найти его не могло все III Управление вместе с Бенкендорфом.
Постепенно крест превратился в красивую игрушку, а позже его заменили колье, хрустальные подвески, золотые цепочки, граненые камни. В русском языке опять появилась пословица: «Креста на тебе нет!»
Когда надо, светские дамы прятали крест, когда не надо – вытаскивали его из тайника и вешали на грудь.
Ношение креста с годами становилось более демократичными.
На пороге уже стоял ХХ век.