Время московское

Ирина Воропаева
Сборник «Достопримечательности. Городские часы».
***

Заметка посвящена истории Кремлевских курантов.

МОСКВА, КРЕМЛЬ. КУРАНТЫ на Спасской башне. 1852 год.
Общая высота башни со звездой 71 метр (сама башня 67,3 метра плюс звезда 3,7 метра).

    Нынешние знаменитые Кремлевские куранты, вероятно, пятые по счету часы на главной башне Кремля (хотя одни из часов были переделаны из предыдущего экземпляра, так что всего приборов было четыре, а установок с необходимыми переделками прежнего механизма – пять).
     Помимо курантов в Кремле есть и другие часы, хотя и не столь крупные и известные, – на фасаде Большого Кремлевского дворца, а также на Троицкой башне и на стрельнице Боровицкой башни. Все они изготовлены в 19-20 веках.

           Небольшое отступление. Несколько слов о БАШЕННЫХ ЧАСАХ:

     Вообще самые простые и древние часы – солнечные. Далее появились водяные. Греческое название – клепсидра – крадущие воду. С момента появления водяных часов время обзавелось привычкой «течь». Еще одна разновидность часов – песочные.

Арабский ученый Исмаил ал-Джазари построил в Багдаде башенные водяные часы, которые показывали время и движение по небосводу знаков Зодиака, Солнца и Луны, - и это было в 12 веке. Однако на башнях европейских городов устанавливались механические часы.

Первые механические часы были созданы еще древнейшими цивилизациями. Остатки их находят при раскопках, например, в Греции. Древние научные трактаты сохранили знания египетских и античных мудрецов, став основой для исследований и открытий арабских и европейских ученых последующих веков.

    В средневековой Европе первые башенные механические часы появились в 14 веке. Механизм их состоял из железных и деревянных деталей (спиральные шестеренки, овальные кольца, многочисленные зубчатые передачи, ведущие валы, гири, маятник). Ход башенных часов часто сопровождался исполнением на колоколах и колокольцах часовой звонницы музыкальной пьесы. Кроме обычных часов мастера научились создавать сложные, астрономические, предоставляющие дополнительную информацию о планетах, - конечно, с учетом средневековых научных познаний. В Падуе, например, на часах среди знаков Зодиака не хватает одного из ныне принятых, а в Праге часы показывают движение Солнца вокруг Земли.

    В 15-16 веках мода на башенные часы – огромные, богато украшенные, с музыкой, с представлениями механического кукольного театра – в западно-европейских городах стала повальной. И, собственно, эта мода, с учетом изменений технологий изготовления и дизайна, не прошла и до сих пор. Редко какое приличное современное административное здание не имеет на фасаде часов.
    Не все старые башенные часы дошли до нашего времени и тем более не все сохранили свои первоначальные детали. Тем не менее наследие прошедших веков и по сей день весьма внушительно.

    В России первые башенные музыкальные часы появились в 1404 году, они были сделаны на Афоне и установлены на Государевом дворе в Московском Кремле.

                Москва. Афонские часы, 1404 г.

    Самые первые башенные часы Москвы изготовили по специальному заказу в Афонском монастыре, история сохранила имя мастера – монах Лазарь Сервин (или Сербин, что кажется более правдоподобным – прозвище указывается по разному в разных источниках). Они были установлены в 1403 или в 1404 году на великокняжеском дворе, располагавшемся на том месте, где стоит нынешний Большой Кремлевский дворец.
    Это произошло в начале правления великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского. Через год после вступления на престол, в 1390 году, князь Василий Дмитриевич женился на дочери литовского князя Витовта Софье Витовтовне. Новая великая княгиня много лет прожила в Пруссии, в государстве рыцарей Тевтонского ордена, на Русь она выехала из Кёнигсберга. Может быть, часы по западной моде хотелось иметь в Москве именно ей. 

              Первые часы на главной кремлевской башне (15 век – 1624 год).

    Первые часы на главной кремлевской башне в северо-восточной кремлевской стене  (первоначально башня называлась Фроловской и только в 17 веке была официально переименована в Спасскую) были установлены, вероятно, после строительства нового кирпичного Кремля при великом князе Иване III, причем о них известно только, что они играли музыку. Они могли быть и западно-европейского, и восточно-европейского производства. К примеру, башенные часы, сохранившиеся в Гродно, старее даже Пражских, так что мастера можно было найти в разных землях. С тех пор в штате московского великокняжеского и далее царского двора всегда имелся обслуживающий часы персонал – «часовники».
    Может быть, в последующие годы эти часы только чинили, а может быть, сменили на принципиально новые – неизвестно. Известно, что после передряг Смутного времени в сентябре 1624 года старые башенные кремлевские часы были демонтированы и проданы Спасскому монастырю города Ярославля, причем проданы на вес.      

                Английские часы Галовея с неподвижной стрелкой,
                17 делений циферблата. 1625 – 1701гг.
 
    В 1624-25 годах английский мастер Христофор Галовей и русский зодчий Бажен Огурцов занимались строительством шатра на башне и установкой на ней новых часов. Главную башню надстроили шатром первой из всех остальных кремлевских башен, увенчали царским двуглавым орлом и украсили по четырем углам четырьмя каменными скульптурами (болванами). Занятная подробность – сохранился указ царя Михаила Федоровича от 6 октября 1624 года сделать четырем болванам суконные однорядки, - статуи стояли одетыми. Исследователи предполагают, что болваны изображали обнаженных римских богов, а это было слишком смело для того времени, имея ввиду местные нравы, и решительно не сочеталось со святостью Спасских ворот, ведь даже проходить в них мужчинам можно было только с непокрытой головой. Позднее эти статуи обгорели во время пожара, и их сняли, не восстанавливая, тем более что убор башни от этого не стал хуже, ведь он включает в себя чудесные произведения белокаменной резьбы – башенки и арки с затейливым орнаментом, сидящих на задних лапах сказочных зверей.

    Христофор Галовей сделал новые часы (затем оставшись служить при них часовником). 13 колоколов для перечасья отлил мастер Кирилл Самойлов. В 1625 году часы были установлены на башне.

    Часы Галовея самые удивительные из всех кремлевских часов.
    Они были очень большие и красивые, имели два циферблата,  один на внешней стороне башни, в сторону Красной площади и Китай-города, а другой на внутренней стороне, в сторону Кремля. Логично предположить, что циферблаты были одинаковыми, хотя как правило описание делается таким образом, как будто циферблат был один.
    Циферблат  назывался «указательный словесный круг», его покрывала голубая эмаль (небесный свод), по нему россыпью – золотые и серебряные звезды, солнце и луна, а цифры - позолоченные. Диаметр циферблата - 5 метров, высота цифр – 71 см (один аршин).
    Самое интересное, что у часов вращались не стрелки, а циферблат, стрелка же была одна, неподвижная – солнышко с лучом, укрепленное в верхней части круга, причем (это тоже очень примечательно) разделенного не на 12, а на 17 частей (часов), что было связано с русским обыкновением делить сутки на дневные и ночные часы, исходя из максимальной долготы дня в летнее время. Сутки начинались на рассвете, часовщик каждый день переводил часы, устанавливая циферблат в стартовую позицию 1-ого часа дня в соответствии с фактическим восходом солнца. То есть относительно нынешних норм измерения времени летом сутки начинались раньше, а зимой позже.
    Цифры обозначались славянскими буквами. Вряд ли нам удалось бы сегодня определить время по таким часам… Хотя можно приноровиться к тому, что имеет внутреннюю логику. А своя логика в устройстве старых часов, бесспорно, имелась. Еще известно, что часы Галовея «играли музыку». Части этих старых часов сохранились до наших дней в кремлевских кладовых (современным языком, в музейных фондах).

    Итак, прекрасные часы засияли на Спасской башне лазурью и златом-серебром.
    А дальше начались пожары, происходили ремонты, затем снова пожары и снова ремонты. Галовеевские часы держались как могли, но после пожара 1701 года они окончательно вышли из строя.

                Голландские куранты Петра Первого (1706 – 1737).
                Новые часы, новое время.

    Это были уже времена Петра Первого, и царь заказал новые часы – естественно, в любезном его сердцу Амстердаме. Вот так в Москве на кремлевской Спасской башне появились третьи часы и первые куранты. Именно в это время в Европе по отношению ко всем большим часам с боем стало употребляться это звучное название - куранты.

           Еще одно небольшое отступление: несколько слов о КУРАНТАХ.

    Исследователи установили, что в старые времена башенные часы назывались:
- Польша - zegar wygrywajacy melodie («часы, наигрывающие мелодию»);
- Германия - Turmuhr mit Glockenspiel («башенные часы с колокольным перезвоном»);
- Франция - horloge a carillon («башенные часы с колокольным перезвоном»);
- Италия - orologio a cariglione («башенные часы с колокольным перезвоном»);
- Россия – часы боевые (с боем) или колокольные.

    Где-то на рубеже 17-18 веков появилось название «КУРАНТЫ» - от названия ставшего популярным французского быстрого танца «danse courante» (фр. «courant» - бегущий, текущий). Башенные часы и комнатные большие часы, автоматически, посредством заводного механизма, вызванивавшие мелодию, стали называть КУРАНТАМИ (вне зависимости от того, когда они были сделаны – до 17 века или после).

    Музыка часов исполняется посредством ЧАСОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА, основой которого является программный вал с отверстиями и вставленными в них штифтами (он же барабан  с колками). Для изменения мелодии нужно переставить штифты в другие отверстия вала. Старинные валы были деревянными, потом стали медными. Музыкальный вал башенных часов может иметь очень большие размеры, диаметром порядка двух метров.
    После наладки механизма часов все происходит автоматически, без дополнительного вмешательства человека, за исключением регулярного завода часов путем подтягивая часовых гирь (тут приходится потрудиться  вручную). И вот механизм заведен и может действовать, - валы, управляющие различными частями часов, начинают свое вращение, в результате чего штифты нажимают на клавиши, от которых тянутся тросы (канаты), связанные с колоколами на звоннице. Каждый задействованный таким образом трос натягивается и  дергает за молоток, пристроенный к юбке колокола, после чего раздается звук.
    Понятно, что набор исполняемых часами пьес определяется заранее, мелодии звучат короткое время, а игра происходит строго в одно и то же время суток. Так играют часы-куранты. 

                Возвращаемся к часам времен Петра Первого.

    В 1704 году часы и «игра» к ним (часть механизма, отвечающая за исполнение музыки) были уже в Москве, доставка громоздких составляющих производилась на 30 подводах. Часы для установки на башне подгонял русский часовщик Еким Гарнов (или Горлов), музыку наладили на 33 колокола, но что именно играли часы - неизвестно. Известно, что отбивали они часы и перечасья.

    Запущенные в 1706 году 9 декабря в 9 часов утра, новые часы начали отсчитывать время эпохи перемен. У новых часов циферблат был на европейский лад, 12-частный, и в тот же 1706 год по указу Петра Первого вся страна начала переход на единый суточный отсчет времени, так что о 17-ти часовых делениях на циферблате уже не вспоминали.

    Петровские голландские часы на Спасской башне продержались недолго, чуть более 30 лет, и после очередного московского пожара (1737 год) сломались (это был конец царствования Анны Иоанновны). Если бы столицей Российской империи оставалась Москва, Спасская башня, конечно, быстро получила бы новые часы, но столичный статус перешел к Санкт-Петербургу, и Москва оставалась без главных часов довольно долго. Елизавета Петровна позаботилась о ремонте в обветшавшем Кремле, но до часов руки, видно, не дошли. 

                Старое – не значит плохое. Отремонтированные часы, 1766 – 1852.
                Ах, мой милый Августин…

    В 1762 году к власти пришла Екатерина Вторая, и возможно в связи с этим обстоятельством в Первопрестольной закопошились и отыскали в Грановитой палате какие-то старые «аглицкие» часы – «большие курантовые часы» английского производства. Может быть, это были часы Галовея? Или это были демонтированные часы из Амстердама? Или вообще какие-то другие, попавшие в хранилище из другого места и по неизвестным причинам? Последние исследования выявили в механизме современных нам часов наличие старых еще голландских запчастей, так что, вероятно, найденные «аглицкие» часы – это были голландские часы Петра Первого. Также сохранился один из колоколов звонницы петровских времен, он тоже родом из Голландии, с датой изготовления «1698 год».

    Как бы то ни было, находка пришлась кстати. Часы решено было починить, на их ремонт и установку на Спасской башне ушло три года, работой занимались специально приглашенный немецкий мастер Фатц и русский подмастерье Иван Полянский. Немец слегка перестарался, – кремлевские куранты заиграли веселенькую немецкую песенку «Ах, мой милый Августин!»
    Песенка часов закончилась в 1812 году во время Великого Московского пожара. В том же году могли бы погибнуть и сами  часы – вместе с башней, вследствие попытки французов взорвать ее при отступлении. Под основание был сделан подкоп, заложен порох, и фитиль уже был зажжен… но закапал дождь, фитиль погас. Другим кремлевским башням так не повезло.

    Часы были починены (часовщик Яков Лебедев, 1815 год), прослужили еще несколько десятков лет. К середине 19 века деревянные детали обветшали, металлические колеса и шестерни износились. Всему приходит конец.

                Русские куранты. Март 1852 - …

    Это было время правления императора Николая Павловича, при котором облик Кремля сильно изменился. Император имел нрав решительный и далекий от сентиментальности, он приказал снести  мешавшие военным парадам старые кремлевские церквушки (о чем до сих пор сокрушаются историки) и построил Большой Кремлевский дворец, который мы ныне можем лицезреть и в котором до сих пор проходят самые важные государственные акты. В конце своей жизни император успел дать путевку в жизнь и новым кремлевским часам.

    В 1850 году обследование старых часов выявило их полную непригодность к дальнейшей службе. Заказ на изготовление новых часов получила компания «Братья Бутеноп», которая уже хорошо зарекомендовала себя установкой часов на куполе Большого Кремлевского дворца.
    Братья Бутеноп, на русский лад Иван и Николай Николаевичи, в 1830-х годах переехали в Россию из Голштинии, открыли в Москве завод по изготовлению земледельческих орудий и машин (веялок и молотилок), а затем расширили свой бизнес, устроив филиалы в  Киеве и Харькове. Кроме того, Иван Николаевич занимался часовым делом, специализируясь на башенных часах.

            Таким образом, нынешние КУРАНТЫ Спасской башни
                СДЕЛАНЫ В РОССИИ, В  МОСКВЕ.

    Установка новых часов требовала подготовить для них здание (башню), что и проделал архитектор Константин Тон. Часть старых деталей механизма еще голландского производства, оставшихся от петровских часов, решено было сохранить, но в остальном и в главном все было новое. Часы были сделаны в 1851-52 годах по наисовременнейшим методикам, с учетом всех достижений своего времени. Враг башенных часов – перепады температур в разное время года. Чтобы нивелировать эту постоянную угрозу, при изготовлении шестерен были использованы специальные сплавы, а за точность хода отвечал маятник с системой термокомпенсации конструкции Гаррисона. Работа была проделана с блеском: Кремлевские куранты никогда не спешили и не отставали. Самым уязвимым местом часового механизма осталась часть, отвечающая за исполнение музыкальных пьес. Иван Бутеноп выражал опасения, что со временем инструмент начнет фальшивить. Так оно и случилось, но только спустя век.   

    Куранты размещены на трех этажах башни (с 8 по 10), при этом основной механизм (сердце часов) – на 9-том ярусе, а колокола часовой звонницы находятся на верхнем открытом 10-ом ярусе, под башенным шатром. Куранты имеют четыре одинаковых железных циферблата на четырех сторонах башни, стрелки у них железные, поверху медные и вызолоченные, цифры медные, позолоченные. На золочение деталей циферблатов, которое позднее при ремонтах производилось заново, уходит до 28 кг золота.
    Размеры: диаметр циферблатов 6,12 м, длина часовой стрелки 2,97 м, минутной 3,27 м, высота римских цифр — 0,72 м (почти аршин, как в старину – 71 см). Общий вес курантов — 25 тонн (без учета веса колоколов звонницы).
    Данные на сегодняшний день: звонница имеет 10 колоколов, самый большой часовой весит чуть более 2-х тонн (2160 кг), звонит с наступлением каждого нового часа нужное количество раз, от одного удара до двенадцати. Колокола меньшего размера, бьющие четверти часа - по 320 кг весом. Получается, что весь набор весит около 5 тонн.
    Итого общий вес курантов с колоколами – около 30 тонн. Этот вес примерно равен набору Биг-Бена, у которого часовой механизм существенно легче (5 тонн), зато колокола существенно тяжелее (от 13,7  до 4 тонн). 
 
    Звук извлекается из колоколов посредством ударов молотков по верхней стороне колокола. Молоток приводится в действие в соответствии с поворотами заводного вала. В Кремлевских курантах четыре медных программных вала, каждый из которых отвечает за исполнение одной функции –  для ведения стрелок, для боя каждого часа, для вызванивания четвертей часа, для исполнения мелодий (игры).
    Часы по прежнему отличаются точностью хода. Заводить их нужно два раза в сутки. До настоящего времени куранты остаются полностью механическими (за исключением электродвигателя для завода, то есть для подтягивания гирь), в них сохранены почти все оригинальные детали – это большая редкость, говорят, что таких часов в Европе больше и нет. А ведь в марте 2012 года им стукнуло уже 160.   

                Голос Спасской башни.

    У Кремлевских курантов своеобразный, глубоко оригинальный звук перезвона, который «обусловлен исключительно самой конструкцией звонницы Спасской башни». То есть дело тут не только в музыкальных инструментах - колоколах, но и в способе их размещения в приспособленных для этого определенным образом башенных стенах. В других стенах, на другой звоннице колокола зазвучат немного по-другому. Мы слышим не просто голос колоколов, – в какой-то степени мы слышим голос самой башни, и это удивительно. Огромные часы наполняют ее тело, это единый организм, по своему живой. Мелкий серебристый перезвон и внушительный глубокий гул часового колокола сопровождаются протяжным повисающим в воздухе звуком, который похож на эхо – или на вздох.
 
    Когда отбивается час, механизм тут же начинает работу и сначала раздается характерный перезвон – это и есть точка отсчета нового часа, а затем уже подключается большой колокол. В полночь и полдень двенадцатый удар колокола приходится на последнюю секунду прошедшей минуты нового часа. На Новый год, когда вся страна заворожено внимает бою главных часов, вслух считая гулкие удары, гимн начинает звучать после того, как умолкает сказавший свое веское 12-ти-сложное слово колокол, - на второй минуте наступившего года.

    Часы бьют каждый час и каждую четверть часа, и этот обычай никогда не менялся.
    Что касается музыки, то тут все обстоит сложнее и разнообразнее.

    К первому запуску часов звонницу составили из 48 колоколов. Императору Николаю  Павловичу предложили выбрать для исполнения гимн «Боже, Царя храни», но он на все имел свою точку зрения и заявил, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». Выбор был сделан в пользу двух мелодий -  «Марш Преображенского Полка» (12 и 6 часов) и «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского (3 и 9 часов).

    В 1917 году 2 ноября при штурме Кремля большевиками в Спасскую башню попал снаряд, и часы встали (была перебита одна из стрелок и механизм вращения). В 1918 году их починили, а мелодии изменили на «Интернационал» и «Вы жертвою пали». В 1932 году часы отремонтировали, сменив старые циферблаты на точно такие же новые, и убрали из репертуара печальную тему «Вы жертвою пали», но далее изношенный игровой механизм, страдавший от перепадов годовых температур, начал барахлить. В 1938 году часовая музыка была остановлена. Попытка реставрации не увенчалась успехом, с тех пор несколько десятилетий часы отбивали только часы и четверти (58 лет).   

    В 1974 году была проведена самая масштабная реставрация курантов с момента их изготовления. Часы стояли больше трех месяцев (сто дней), их разобрали, отреставрировали детали, полностью изношенные заменили, наладили систему автосмазки, и только игровой механизм по-прежнему не поддавался ремонту.
    К вопросу о часовой музыке вернулись в 1991 году, в 1996 году вопрос был наконец-то решен, хотя, несмотря на все старания, все же не полностью удовлетворительно. Во-первых, от прежнего набора колоколов к этому времени осталось только 10, а нужно было больше, и недостающие колокола заменили билами, что не могло улучшить звучание, а во-вторых, ритм исполнения мелодии колоколами сильно отстает от оригинала, поэтому что именно играют часы – знают в основном только они сами, музыкальные фразы не дают об этом исчерпывающего представления. Но так или иначе, а куранты опять заиграли.
    Старый голландский колокол (петровское наследие) по своим характеристикам не вошел в новый музыкальный набор, теперь он просто стоит на полу звонницы.
    Выбраны были мелодии М.И.Глинки - «Патриотическая песня»  и мелодия хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин).

    Крупная реставрация Спасской башни и перенастройка часов проводилась в 1999 году. Был восстановлен исторический декор башенного шатра, а часы сообразно своим возможностям стали вызванивать две мелодии – «Славься» Глинки и гимн Российской Федерации, принятый в 2000 году: «Россия — священная наша держава».
    Четыре раза гимн – полдень, полночь, 6 и 18 часов;
    четыре раза «Славься» - в 3, 9, 15 и 21 час.

    Исполнение совсем краткое, перезвон создает впечатление хаотичности звуков, но несколько нот вполне узнаваемы. Да и вообще, когда громкий звон сыплется, как серебро из пригоршни, над всем пространством площади – это производит сильное впечатление. Потом где-то в глубине гигантской древней башни затихает последнее эхо - вздох… и наступает тишина, молчание, отдых на целых четверть часа.

                Башня, часы и современность.

    Наверное, мало кто задумывался о том, что Московский Кремль уже очень стар, - мы ведь так к нему привыкли, словно это некая безусловная данность. А между тем его стены и башни были построены в 1485-1495 годах, в 2015 году ему исполняется 520 лет. В основании кирпичных стен и башен лежат еще белокаменные блоки времен Дмитрия Донского. Конечно, Кремль чинили, неоднократно, но годы берут свое.   
    Древняя Спасская башня все пять веков своего существования исправно выполняет сложную и нелегкую службу – быть часовой звонницей. Тяжелый механизм давит на старые стены, да и колокольный звон не может не оказывать влияния на их кирпичную кладку. Когда гудит большой часовой колокол – а это происходит ежечасно - башня испытывает вибрацию. Она много раз бывала охвачена огнем пожара, ее обстреливали из артиллерийских орудий… Вспомним – для Биг-Бена башню построили специально, она ровесница своим часам, и те потрясения и ужасы, которые пережила Спасская башня, башне Святого Стефана не ведомы. Так что в случае со Спасской башей дело обстоит довольно сложно.
    В самые последние годы проходит объемный поэтапный капитальный ремонт всего комплекса Кремля, включающий в себя реставрацию стен и башен, установку новых памятников и высадку новых деревьев. План предполагает снос в Кремле некоторых  административных построек прошлого века, археологические раскопки и т.д.

    В конце 2014 года началась новая реставрация Спасской башни и ее часов. В среду утром 29 октября 2014 года стрелки часов были остановлены, без остановки самого механизма, а затем всю башню забрали в строительные леса и затянули чехлом. Новый 2015 год москвичи и гости столицы встречали без непосредственного лицезрения курантов, в новогоднюю ночь на ступенчатый короб, закрывающий здание вместе с часами и звездой, сделали световую инсталляцию внешнего облика башни, которая сияла над запруженной праздничной толпой площади с 18-ти вечера старого года до середины ночи нового года.   
    Весной 2015 года ремонт был завершен, и Спасская башня, которой все ее часы, сменявшие друг друга на протяжении ее истории, вместе насчитали уже 524 года, снова стала доступна для обозрения.
(2015г.)
***

Видеоролик: Кремлевские куранты.
http://www.youtube.com/watch?v=L3iodiPG_yM

Сборник звонов, в том числе Кремлевские куранты и гимн РФ:
http://iplayer.fm/q/+/

24.12.2014. Российская газета. Интервью с Сергеем Девятовым по поводу реставрации Спасской башни.
http://www.rg.ru/2014/12/25/bashnya.html

***
Наука и жизнь. 2004. «КУРАНТЫ». Кандидат филологических наук Н. АРАПОВА.
О происхождении названия «куранты».
http://www.nkj.ru/archive/articles/3525/