Можно ли одинаково дружить со всеми?

Константин Берёзин
     Вообще, как мне кажется, на индивидуальном уровне (с точки зрения одного, отдельного человека) принятие одной части культуры неизбежно ведёт к отвержению другой части. Как можно одновременно любить Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского? Или — Фёдора Сологуба и Николая Костомарова? Можно ли быть согласным с утверждением одного философа: «На писателя следовало бы смотреть как на злодея, который лишь в самых редких случаях заслуживает оправдания или помилования; это было бы средством против чрезмерного распространения книг» — и в то же время восхищаться поэзией Серебряного века? Нельзя одновременно восхищаться Лениным и Лихачёвым, Сталиным и Солженицыным. Невозможно быть «культурным человеком вообще», невозможно принимать всю человеческую культуру без каких-либо исключений. Быть всеядным — это само по себе некультурно.

     Если любишь одних деятелей культуры («культуры» в широком смысле слова, включая сюда и науку), то автоматически перестаёшь любить других.

     Также, например, если человек поддерживает Кирилла Серебренникова, то это в какой-то степени отражает его характер: если ты считаешь, что театральные постановки Кирилла Серебренникова — это нормально, то вряд ли ты увлекаешься Д. С. Лихачёвым. Действует принцип: «скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты». Невозможно «дружить» со всеми одновременно.

     (Про Кулябина и Мездрича с «Тангейзером» ничего не могу сказать, потому что мало о них не знаю, и притом уважаю А. В. Кураева, а он, как известно, выступил против протестов православных и в поддержку допустимости этой постановки. Наверное, если кандидат философских наук А. В. Кураев так считает, то к этому есть какие-то основания.)

     К слову о театре. Интересно, ставили ли когда-нибудь современные режиссёры-новаторы спектакль, в котором в какой-то шокирующей обстановке был бы показан Пушкин, или Лермонтов, или Суворов, или Ленин, или кто-нибудь из императоров — Александр III, Николай II? Ведь это тоже сакрализованные фигуры. В российской культуре не только Христос — сакрализованная фигура, но и, до некоторой степени, перечисленные люди тоже. Или у режиссёров не хватит смелости опозорить Пушкина? На него у них рука не поднимется?







.