Снова о Донбасской войне

Константин Берёзин
     Первая мировая война была развязана немцами и австрийцами, и имела своей причиной отчасти — противостояние Германии и Франции, отчасти — идеологию, отчасти — борьбу за ресурсы. Вторая мировая война была развязана немцами, и имела причиной реваншизм, идеологию, борьбу за ресурсы и др. «Холодная война» между США и СССР (которую иногда называют Третьей мировой) тоже подпитывалась отчасти идеологией, отчасти — борьбой за ресурсы. Возможная Третья (или, после «холодной войны», Четвёртая) мировая война имеет несколько иной вид. Кризис, который может к ней привести, разгорелся на Украине, точнее — вокруг Донбасской войны на востоке Украины.

     Защитники Новороссии могли бы сказать, что Донбасская война — это война против фашистов, война «за идею», что «поддерживать агрессивный национализм нельзя» и «фальсификация истории имеет такие последствия (оправдание коллаборационистов Бандеры и Шухевича)». А мне кажется, что это не так. Национализм в Украине — своим чередом, а референдум о независимости ДНР и ЛНР — своим чередом, это две совершенно разные проблемы. Конечно, агрессивный национализм — это зло, но из наличия украинского национализма не следует ни сепаратизма тех, кто с ним не согласен, ни возможности начала новой мировой войны. Вовсе необязательно одно должно привести к другому. Как мне кажется, Донбасская война в значительной степени инспирирована болтовнёй, СМИ, социальными сетями, безответственностью и исторической неграмотностью. А ещё — русским (российским) этноцентризмом.

     Говорят: «США довели до этого, потому что они инспирировали свержение президента Януковича и переворот». Нет, США инспирировали именно переворот, а референдум о независимости ДНР и ЛНР они не инспирировали. «Патриоты из Новороссии» сами очень хорошо подыграли Соединённым Штатам. Руководству Соединённых Штатов, наверное, и не снилось, что всё так может получиться. То, что после переворота начнётся полномасштабная гражданская война, это можно было предположить, и, без всякого сомнения, США такой сценарий учитывали. Такая возможность была: в тот момент, когда М. Добкин и Г. Кернес собрали большой съезд в Харькове и клялись бороться до последнего (22 февраля 2014 г.). Но, как известно, они буквально на следующий день отступили от этой программы, и после этого только слабо сопротивлялись. Возможно, они не хотели погружать страну в большую гражданскую войну, в такую войну, которая затопила бы всю территорию Украины, все регионы без исключения, а возможно — были какие-то другие причины. В любом случае, для населения страны это было благодеянием. Потому что, начнись в Украине гражданская война по типу Испанской 1936—1939 гг., жертв было бы во много раз больше.

     США инспирировали переворот, но из факта переворота вовсе не следовало, что будет какой-то референдум о независимости. Референдум о независимости мог быть, а мог и не быть. Это США не определяли. Из того, что в какой-то стране происходит переворот, вовсе не следует, что часть этой страны новую власть не признает и решит «отложиться». Это зависит от воли самих людей. США замутили воду на Украине, но донбасский референдум — это, скорее всего, не их рук дело.

     Государственный переворот в отдельно взятой стране не должен был привести к мировой войне. Переворот и мировая война — вещи, никак друг с другом не связанные. А вот Донбасская война — чуть ли не привела к мировой войне. (Эта опасность и сейчас остаётся.) 

     Вот и смотрите, что более разрушительно: переворот или донбасский референдум.

     Когда в каком-то месте находится злая собака, и человек по своей собственной воле подходит к ней и дразнит её, — то кто будет виноват, если она его покусает? Тот, кто её дразнил. Не надо было подходить близко и дразнить. Так же и здесь. Если националисты — агрессивны, то нельзя их раздражать, нельзя их дразнить, нельзя их провоцировать. Поэтому виноваты те, кто агитировал за проведение референдума о независимости. Можно было заранее предсказать, что украинские власти направят против них войска. Это предсказуемо. В любой развитой стране сепаратизм считается преступлением.

     А тут ещё на донбассцах можно сорвать ненависть к русским вообще и обиду за отпадение Крыма в частности. «Вы находитесь на территории Украины, вы — граждане Украины? Значит, вы находитесь под нашей властью! Так вот получайте, изменники, предатели, пророссийски и прооккупантски настроенные недочеловеки!»

     Если жители Донбасса длительное время жили в Украине, то они видели и знали, что такое украинизация в области культуры, что такое украинский национализм, что такое новая власть (Турчинов — Яценюк — Тягнибок), и у них не должно было быть иллюзий насчёт того, дадут им спокойно жить или нет. Поэтому, если они всё-таки склонились к проведению референдума за независимость (что неизбежно должно было привести к вооружённому конфликту), то их кто-то подтолкнул к этому, кто-то ввёл их в заблуждение. На поверхности два фактора: во-первых, приезжие из России агитаторы, во-вторых, российские телеканалы, которые там транслировались. Может быть, есть ещё какие-то факторы. Это россияне могут не сознавать, насколько это опасно (проводить такой референдум). А жителям Украины эта опасность должна быть более заметна.

     Была ли надежда защитить Донбасс (точнее, ДНР и ЛНР)? Нет; во-первых, потому что количество вооружения и военной техники на территории всей остальной Украины — больше, чем на территории ДНР и ЛНР. Скажут: «У донбассцев высокий моральный дух, они знают, что их дело правое, они защищают свою землю, поэтому они с таким воодушевлением будут воевать, что победят». Это то же, что «надеяться на чудо». «Мы с таким воодушевлением ринемся в бой, что, хотя бы противник в десять раз превосходил нас численностью и количеством вооружения, всё равно мы победим, потому что с нами Бог!» Спору нет — в истории были случаи, когда именно так и происходило. Но это — редкое исключение из правила. Обычно всё происходит наоборот. Чаще побеждает тот, у кого больше войска и военной техники.

     Ответят: «Но ведь можно воевать на трофейной технике». Да, действительно, донбассцы широко использовали эту возможность. Но для того, чтобы силы сравнялись, надо захватить очень много техники, так много, что, пока будешь захватывать, несколько месяцев пройдёт, и за это время много народу погибнет. Первоначально расклад сил был в пользу Украины — это очевидно.

     Как показали события войны, главное уязвимое место донбассцев — это невозможность защититься от артиллерийского обстрела, который (обстрел) ведётся с большого расстояния. Если война затягивается по меньшей мере на несколько месяцев, а возможности защититься от артиллерийского обстрела нет, то это означает — будет очень много жертв.

     Скажут: «Но ведь у донбассцев были серьёзные успехи, они сбили немало самолётов и вертолётов, одержали несколько локальных побед, например — потопили Иловайский котёл и Дебальцевский котёл, и вот, они до сих пор не капитулировали». Да, действительно, у них были и победы. Но и у поляков в 1794 г. (во время борьбы за независимость Речи Посполитой, т. е. восстания Костюшко) и позднее в 1830—1831 гг. тоже были победы. Тоже были некоторые успехи (например, битва под Рацлавицами в апреле 1794 г., взятие крепости в Модлине в конце 1830 г. и др.). Однако в итоге их всё равно подавили и разгромили, и, по большому счёту, они с самого начала были обречены. Если силы неравны — нужно ждать поражения.

     Говорят: «Как украинские националисты могли пойти на такое зверство (например, погромы в Одессе 2 мая и в Мариуполе 9 мая)! Фашисты!» Если они такие злые, то не надо их лишний раз провоцировать, не надо их дразнить. А проводить в Донецке и Луганске демонстрации и размахивать российским флагом (как было весной 2014 г.) — разве это не значить «провоцировать и дразнить»?

     Отдельный вопрос, откуда в Донецке и Луганске российские флаги, чтобы ими размахивать? Какое-то небольшое количество российских флагов там, конечно, было. Но в то же время — трудно себе представить, что обычный обыватель, житель Луганска, гражданин Украины хранит у себя в шкафу в свёрнутом виде большой российский флаг. Ведь это флаг другого государства! Зачем он ему? Так что это размахивание российским флагом наводит на мысль, что в донбасских митингах весной 2014 г. участвовали некоторые российские граждане, приехавшие из пограничных регионов, и они-то привезли с собой эти флаги. Целенаправленной оккупации с применением военной силы не было, зато приехали из России частные лица, и участвовали в демонстрациях и митингах, участвовали в агитации за референдум, морально поддерживали донбассцев в их стремлении к отдельности (сепаратизму). Известно, что и среди лидеров ополчения были граждане России (например, Игорь Стрелков и Александр Бородай).

     С Крымом, действительно, совсем другая ситуация, потому что он и исторически, и территориально от Украины отдалён. А главное, Крым легко защитить военным способом, потому что он со всех сторон находится в изолированном положении. По периметру находится или море, или Перекопский перешеек, или Керченский пролив — эту границу военным вполне по силам контролировать.








.