Герард Терборх -лучший мастер элегантного жанра

Алина Алексеева-Маркезин
 Герард Терборх, Бокал лимонада,1660,Эрмитаж.
            
       Вернёмся в мир реалистичного искусства.Речь пойдёт о творчестве одного из художников Голландии 17 века ТЕРБОРХЕ ГЕРАРДЕ(1617—1681).Он считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи,лучшим мастером элегантного жанра.

         Его работы, схожие по сюжетам с картинами других голландских жанристов, выделяются среди них изысканным мастерством с которым написаны сияющие серебристо-белые и золотистые атласные платья дам, кружева, стекло, дорогие ковры.

       Но привлекательность Терборха, тонкого и вдумчивого художника, не только в этой несравненной, несколько холодноватой виртуозности.Он остро подмечает и со своего рода портретной точностью воспроизводит особенности физического типа, жеста, движения, взгляда, улавливает их интонации, игру, эмоциональное общение.

  О ХУДОЖНИКЕ         
           Родился в Зволле в состоятельной бюргерской семье. Его отец, брат и сестра были художниками. Первыми учителями Терборха стали отец и Хендрик Аверкамп. Отец заставлял его много копировать.

          Первое произведение создал в девять лет. В пятнадцать лет Терборх отправился в Амстердам, потом — в Харлем, где он попал под сильное влияние Фр. Хальса. Уже в это время пользовался известностью как мастер бытового жанра, охотнее всего писал сцены из жизни военных — так называемые «караульни».


               Ранние жанровые картины Герарда Терборха  и по мотивам, и по выбору персонажей имеют демократический характер. Наиболее смелой и необычной среди них является «Точильщик» (начало 1650-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея), где быт рядового голландца того времени показан без всякого идиллического покрова.

              В зрелые годы Терборх переходит к светскому жанру, изображающему жизнь патрицианских кругов. Терборх умеет создать ощущение тонких внутренних связей между участниками сцены. Он остро подмечает и со своего рода портретной точностью воспроизводит особенности физического типа, жеста, движения, взгляда, улавливает их интонации, игру эмоциональную перекличку.

            Однако в истории искусства известность Терборху принесли картины второй половины 1650-х годов, посвященные сценам быта зажиточных семей, запечатлевшие иные ситуации и типы моделей.

          В просторном, окутанном полумраком интерьере помещены две-три фигуры, выделенные светом и колоритом. Представлены традиционные светские сюжеты — музицирование, питье вина, получение или написание письма и т. п. Во многих композициях действие крайне сдержанно, художник иногда повторяет одну и ту же модель — изящную даму в атласном ослепительной красоты платье.

Картина Бокал лимонада.

             Это одна из самых известных его картин. Давайте присмотримся к этой сцене повнимательнее.Александр Бенуа о ней писал: «Анекдот самый обыкновенный. Молодой даме, нехорошо себя чувствующей, поклонник ее готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки». 

       В картине "Бокал лимонада" изображена любовная сцена, происходящая между юным щеголем и молодой дамой, принимающей гостя. Галантный юноша готовит стакан лимонада и передает его даме, еле касаясь ее руки.
          Ее поза спокойна, движения медлительны, сдержанны. Чувства персонажей открыто не представлены в работе. Они угадываются в жестах, взглядах, облике участников сцены.
 
           Поклонник, угощающий даму, неопытен об этом говорят его робость и подчеркнутое внимание. Но, он старается выглядеть изящным и галантным. В выражении лица дамы чувствуется скрытое кокетство.
          Третье лицо - старуха, склонившаяся над героиней,  как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное.

            Терборх подчеркнуто внимателен к облику своих героев, особенностям их поведения. Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом. Кавалер изображен несколько иронически; его нарядный костюм с преувеличенно широкими панталонами, шелковыми лентами и туфлями, отвечает последнему капризу моды.
        Все способствует тому, что рассказанная художником сценка кажется непосредственно выхваченной из жизни.
               
      Художник как бы не договаривает до конца - он не столько изображает чувства и взаимоотношения персонажей, сколько заставляет догадываться о них.

История картины.

           Моделью для молодой женщины в картине «Бокал лимонада» была сестра художника — Гезина, которая также Занималась живописью и часто копировала произведения знаменитого брата. Прототипом юноши послужил младший брат Терборха — Мозес.

      В XVIII столетии картину надставили с двух сторон: на левой приставке было изображено окно и сидящая на стуле собака; на правой — маленькая обезьянка, с прикованным цепью к ноге небольшим ядром. В таком виде картина была и гравирована. Через некоторое время приставки сняли. Но на полотне остался след былых изменений: в правом нижнем углу видно ядро и кусочек цепи.

        Картина побывала во многих собраниях Западной Европы. В Эрмитаж она попала в 1815 году в составе коллекции французской императрицы Жозефины.

             Недосказанность придает его картинам особую поэтичность и вместе с тем как бы сосредоточивает внимание зрителя на эмоциональных контактах героев.            Терборх обычно выделяет главное - одну фигуру или группу, остальное погружает в прозрачную воздушную мглу: она кажется некой средой, в которой находят отклик их душевные импульсы (   Дама,моющая руки.)
   
          Картины Терборха  отличаются строгим изяществом и сдержанностью образов, холодноватой красочной гаммой, тонкостью светотеневой моделировки, виртуозной передачей фактуры шелковистых одежд .

           Почти всегда в композициях Терборха царит настроение сдержанной меланхолии, задумчивости. Утонченное живописное мастерство и благородная красота колорита (очень любил Терборх сочетания серебристо-белых, лимонно-жел-тых и серовато-коричневых тонов) придавали его произведениям оттенок изысканности.

           Жизнь персонажей картин голландских художников протекает в стенах дома в комнатах или в маленьком дворике, который также составляет часть дома и воспринимается как один из его интерьеров.
         
         Но интерьер в картинах голландцев не просто место действия: это пространство, обжитое человеком. Голландские живописцы стремились воссоздать атмосферу интерьера, чтобы зритель проникся ощущением быта людей определенного круга, его характера, его «аромата».

                В 1635 Тербох был принят в гильдию Св. Луки. В 1637 женился на дочери Я. Брейгеля Бархатного. Ее опекуном после смерти отца был П.П. Рубенс. Молодые поселились вблизи его замка. С этого момента на картинах Терборха появилась новая тема: изображение крестьянской жизни — огромные толпы веселящихся, танцующих, флиртующих и обжирающихся людей. Отправился в Англию.


     В Лондоне познакомился с творчеством Ван Дейка, который привил ему редкий в голландской живописи интерес к портретному искусству.
Посмотрим несколько его портретов.

                Художник много путешествовал по Германии, Италии, Франции. После возвращения какое-то время находился в Амстердаме (1645), занимаясь по преимуществу портретной живописью. Через год он снова отправился странствовать в Вестфалию, где в это время в Мюнстере собрались представители Голландии и Испании для заключения мира.
            
     Дар портретиста с особой полнотой сказался в картине «Мюнстерский мир», посвященной миру, заключенному между Испанией и Голландией в 1648. Картина вместила около 80 человек, таким образом, групповой портрет превратился в массовую сцену.
                Во время написания картины познакомился с испанским уполномоченным графом Пеньерандой и отправился вместе с ним в Мадрид. Терборх написал портрет графа и многих придворных, а также короля.

 
             В 1650 он вернулся в родной город, а в 1654 после женитьбы поселился в Девентере, где стал бургомистром. С этого момента главная тема его картин музыка. Однако по сравнению с ранними работами действующие лица выглядят пассивными.

               Король Филипп IV собрал лучшую в мире коллекцию его картин еще при жизни художника. Это было довольно сложно, так как плодовитость художника была исключительной. Для размещения его картин потребовалась бы галерея длиной около трех километров.

         Умер Терборх в Девентере 8 декабря 1681. Художник не датировал свои произведения. Лишь в XX веке удалось выявить его творческую эволюцию. Считался лучшим мастером «элегантного жанра».

Текст с другими работами художника.http://maxpark.com/community/6782/content/3240000