Зарисовки из сельской жизни. Сенокосная пора

Зинаида Попова
     С наступлением лета всё преображается и оживает.  Природа  благоухает: новые побеги на хвойных деревьях придают лесу ярко-зелёную окраску. Буйно цветёт черёмуха у каждого крыльца, пышные кисти сирени,  цветы пестрели на лугах.  Такой аромат стоит во всей деревне, что кружится голова.  И сразу на селе появляется столько проблем!! Надо вовремя вспахать и посадить огород, окучить,  полить, прополоть…
     Анна Васильевна всю жизнь прожила в селе. Летнюю пору очень любит: начинается грибная и ягодная пора. До самой ночи она крутит банки, делает на зиму заготовки. Поднимается она рано утром. Во дворе уже поют петухи, коровы начинают протяжно мычать, что пора их доить да водой напоить. К колодцу тянутся женщины с вёдрами. Анна Васильевна проводила корову в стадо сама. Жалко будить Ванюшку: ведь каникулы только начались, пусть выспится. Она накормила кур, напоила телёнка, задала корм свиньям. Село  проснулось, солнышко уже высоко. Кое-где над избами вьётся синий дымок. Но уже редко кто топит русскую печь. Пора собираться на работу. Она работала фельдшером на медпункте. А вечером, когда скотина накормлена, всей семьёй садятся ужинать. У Анны Васильевны семья небольшая: сын, взрослая дочь и муж. Посидеть бы вечером на лавочке, погрызть семечки, как другие бабы, да некогда. Надо сепарировать молоко, мыть посуду, варить творог. Когда дочь дома, она помогает матери. А так приходится всё самой делать.
    -Скоро сенокос,--вздохнула Анна. - Очередная головная боль. Надо бы нагнать самогон. В магазине водка дорогущая, её не накупишься. Да ещё и по талонам. Она обратилась к мужу: « Вась, пора ставить самогон. Ведь скоро сенокос, травы уже налились. Как раз две фляги выгоню, и самогона   хватит». Тот вздохнул, что-то промычал в ответ. Выпить он любил. Сенокосная пора – это такое испытание для сельчан. Надо найти и хорошо попросить тракториста, чтоб скосил. После того, как подсохнет сено, надо его убирать: сгрести в валы, скопнить, затем сносить его и поставить стог. А самое главное—найти и нанять работников в такую горячую пору. Покос Анне дали за девять километров в Никитятском логу. Благо, что купили мотоцикл. Но это благо было не всегда. Бывало и такое: приедут на покос, только начнут работать, и такой дождь пройдёт. С покоса уже мотоцикл едет на них. Толкать приходилось всю дорогу по грязи. Сено теперь неизвестно, когда высохнет. Если ещё дождь не ливнёт. Лето, случалось, было дождливое, и сенокос затягивался до августа. Во время работы надо всех раза три накормить, напоить. А после завершения работы дать деньжат и бутылку с собой. Дорого обходится содержание коровы. Но в девяностые годы, когда в магазинах были пустые полки, корову не держали  только ленивые. Нужда заставляла.
     Анна  Васильевна, по привычке, хотела самогонку поставить на сахарном песку, но раздумала и решила попробовать  на пшенице. Он бывает не такой противный. Прошло две недели. Брага готова, пора гнать .  Анна мужу не доверяла, сама гнала ночью, чтоб никто не знал. Самогонка вышла крепкая и чистая, как слеза. Шесть литров разлила в бутылки и стала думать, куда же спрятать его. Василий везде находит. «А спрячу - ка я на сеновале. Там осталось немного прошлогоднего сена,- решила Анна. — Уж тут-то он не найдёт».
   На следующий день был выходной. Муж любил поваляться где-нибудь в тенёчке после обеда. В избе жарко. Он взял старое пальто и ушёл на сеновал. У Анны сердце ёкнуло. А Василий не спеша расстелил пальто, лёг. Но что-то твёрдое упиралось в бок.  Разгрёб сено и обнаружил «клад». С сеновала еле спустился по лестнице. Был, конечно, навеселе. Анна Васильевна остолбенела. «Ах ты, чёрт проклятущий! И там нашёл!» -запричитала она. Но муж на ломаном русском проговорил: «Так там у тебя, дорогая, целый магазин. Грех не выпить. Теперь видишь, какой я весёлый». При этом он как-то кривил рот в улыбке и жестикулировал руками. Анна знала, что с пьяным связываться бесполезно.  «Иди в дом, проспись. Человеком будешь», - сказала она.
     А сама ушла  кормить кур И чтобы не пропала пшеница из-под браги, решила скормить её птице. Куры склевали всё до зёрнышка. И так начали орать! Казалось,  петухи соревновались в том, кто громче, наперебой.  Это был такой оркестр!! Потом вечером смолкли. Видимо, хмель совсем одолел их. А утром Анна Васильевна пришла, а куры все лежат, вытянули свои длинные ноги. Её всю затрясло. Она запричитала: « Всех загубила!»  Вышел хозяин. «Ну, где же у тебя ум? Кто же даёт эту пшеницу из браги? Пьяные они ещё, оклемаются», - сказал он. Анна с облегчением вздохнула….
     Теперь у Анны Васильевны нет коровы. Давно шагает по планете двадцать первый век! И нет необходимости заготавливать сено, потому что людей отучили работать "Пятёрочки", "Магниты".. Но она на всю жизнь запомнила эту жаркую пору, когда пот льёт в три ручья. И аромат свежего душистого сена! 
 Март 2015г.