Экономика и жречество древнего Египта

Дмитрий Зырянов -Омский
Древний Египет – интереснейшая из тайн в истории человечества, - неимоверно мощный магнит для многих исследователей этой загадочной страны. Чем так притягивает он к себе историков многих поколений разных стран современного мира?  При первом беглом знакомстве с историей этой страны, сразу же бросается в глаза ряд противоречий: богатство и величие государства и народа при совершенно скудной пустынной природе. Многочисленные превратности дикой и весьма враждебной по отношению к человеку дикой природы в окрестностях поймы реки Нила: обширные болота низменной Дельты, тучи насекомых, хищные звери и ядовитые змеи окрестных пустынь, множество крокодилов и бегемотов в реке. Вот как описывает природу Египта в своей книге «Пифагор» А.В.Волошинов: «Древний египтянин боялся сделать и двух шагов в сторону пустыни, ибо он с молоком матери впитал её смертельное дыхание. Сам воздух, застывший между Ливийскими и Аравийскими горами, казался пропитанным смертельной тоской. Здесь нет даже жёлтых песков, радующих глаз, - здесь серая пыль, подобная праху тысячелетий. Лишь миражи ткут здесь свои причудливые узоры: два красных солнца глядят друг на друга, горбатые верблюды бродят по небу и пьют из зеркальной глади воздушных озёр, из которых никогда нельзя напиться. Здесь нет воды и нет жизни».
Разрешает эту загадку, сам остававшийся непонятным для египтян, и от этого считавшийся у них богом и отцом спасителем всего живого – могущественный Нил – река жизни. Вот как об этом пишет в учебнике древней истории Роберт Юрьевич Виппер: «Причины благодетельных наводнений древние египтяне не знали; это было для них чудо. Но они понимали, что Нил – источник всего их существования. Река была для них богом, к которому  они возносили молитвы: «слава тебе, Нил, приходящему в мире, чтобы дать жизнь Египту… твои волны разливаются по садам, которые создало солнце; ты утоляешь всё, что жаждет, небесной влагой; когда ты спустишься на землю, бог её подаёт зерно, и закипают работы в мастерских. Ты – творец пшеницы и ячменя; тобою держатся храмы. Когда твои руки утомляются от труда или ты страждешь, всё живое, боги и люди, гибнут; стада стонут; вся страна, все великие и малые мучатся. Когда же молитвы услышаны тобою, и ты приходишь, земля начинает играть от радости, всё смеётся… Ты даёшь всякому счастье по его желанию и никогда не отказываешь. Ты – царь, и приказы твои расходятся по всей земле». Эта возвышенная молитва – обращение, для древних египтян служила гарантом экономической стабильности страны. Ведь когда молитвы услышаны, Царь Нил никогда не откажет, и всем принесёт радость и процветание.
«Ко времени начала нашего лета в Египте всё замирает в сухом и раскалённом воздухе; листва покрыта серой пылью, нанесённой ветром пустыни. Нил лениво течёт между засохших бугров чёрной грязи. С июня вода начинает прибывать. Цвет её меняется. Лазурный Нил становится кроваво-красным: эту окраску река получает от наноса, который она увлекает с собой. Могучий поток разбивает одну за другой преграды на пути, переливается через бугры, открывает комья земли и широко раздаётся по всей долине: старинные египтяне звали реку в эту пору наводнения морем. Среди реки начинается яркая и шумная жизнь; Нил покрывается богатой зарослью тростников, травы и цветов; прилетает множество водяной птицы; заводи обильно наполняются рыбой. Города и деревни, выстроенные на возвышениях стоят островками в этом море: только кое-где дорогами служат широкие плотины; все другие сношения совершаются на лодках.
Около начала сентября вода стоит всего выше, потом она начинает падать, и к ноябрю Нил – опять в своих обычных берегах; население пашет и засевает поля в течении следующих 3-4 месяцев умеренной погоды, приходящихся на время нашей зимы: надо спешить чтобы не быть захваченным засухой, которая наступает к поре нашей весны. Тотчас вслед за уходом воды выгоняют на поля баранов и свиней, чтобы втоптать зёрна в мягкую землю. Так в Египте ясно обозначены три времени года; они зависят от тех перемен, которые Нил своими наводнениями совершает в жизни страны и людей». Р.Ю.Виппер. «История древнего мира».
Во всей этой почти идеальной системе есть единственная проблема, которая принесла не мало хлопот египтянам. Во время наводнений вода Нила неравномерно распространялась по всем полям долины предназначавшимся под засев зерновыми культурами. Много времени понадобилось египтянам для обуздание природной стихии могучего Нила и создания бассейновой системы орошения, ставшей основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия. «Чтобы обуздать реку, сделать поток воды в период наводнения управляемым, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий, чтобы задержать воду на полях до тех пор, пока достаточно не насытится влагой почва, а находящийся в воде во взвешенном состоянии ил не осядет на поля. Много сил потребовало и прорытие водоотводных каналов, через которые сбрасывалась в Нил перед посевом остававшаяся на поле вода». И.В.Виноградов. «История древнего мира».
Для организации такой сложной работы нужны были знающие люди, которые могли продумать и рассчитать все необходимые параметры оросительной системы. Ведь совершенно очевидно, что без точных знаний и кропотливых многолетних наблюдений было невозможно создать систему ирригационного земледелия.
Безусловно таким средоточием знаний и опыта веков являлся институт жречества. Древнейшие Египетские Храмы хранили в своих стенах знания накопленные на протяжении многих тысячелетий истории Египта. « «Дом жизни» был собранием учёных, жрецов и мудрецов. Здесь хранились религиозные традиции; здесь велись, записывались и обобщались астрономические наблюдения; здесь на протяжении столетий следили за розливами Нила и, основываясь на аналогиях, делали предсказания; здесь хранились тайны криптографии – особого шифрованного письма, изобретённого жрецами; здесь совершались научные открытия и технические изобретения; здесь рождались магические свитки, где, скрытая тонкой системой криптографических знаков, безмолвно праздновала тысячелетия египетская мудрость.
«Дом жизни» - это мозг интеллектуальной жизни Древнего Египта, её память, разум и действие. В библиотеке «дома жизни» хранилась тысячелетняя история Древнего Египта, скрупулёзно, год за годом, век за веком, тысячелетие за тысячелетием составленные «Анналы фараонов» и «Анналы Тота» - Бога мудрости и хранителя знаний».
«Так в условиях создания ирригационных систем возникает своеобразная общность людей в рамках локального ирригационного хозяйства, которой присущи как черты соседской земельной общины, так и черты первичного государственного образования. По традиции мы называем такие общественные организации греческим термином «ном».
Каждый самостоятельный ном располагал территорией, которая была ограничена местной ирригационной системой, и представлял собой единое хозяйственное целое, имея свой административный центр – окружённый стенами город, место пребывания правителя нома и его приближённых; там же находился и храм местного божества.
К моменту образования единого египетского государства таких номов было около сорока… Дошедшие до нас источники не дают возможности в достаточной степени проследить историю номов до возникновения объединенного Египта, в состав которого они вошли в качестве местных административно-хозяйственных единиц, однако сохранив свою самобытность и склонность к обособлению на протяжении веков». И.В.Виноградов. «История древнего мира».
«Силами отдельных номов, да и более крупных номовых объединений было чрезвычайно трудно поддерживать на должном всё ирригационное хозяйство страны, состоявшее из небольших, не связанных или слабо связанных друг с другом оросительных систем. Слияние нескольких номов, а затем и всего Египта в единое целое (достигнутое в результате длительных, кровопролитных войн) позволяло совершенствовать оросительные системы, постоянно и организованно их ремонтировать, расширять каналы и укреплять дамбы, совместно бороться за освоение бороться за освоение заболоченной Дельты и в целом рационально использовать воды Нила. Совершенно необходимые для дальнейшего развития Египта, эти мероприятия было возможно осуществить только общими усилиями всей страны после создания единого централизованного административного управления». И.В.Виноградов. «История древнего мира».
  После объединения номов в единое государство стал очевиден подъём экономики страны. «Раннему прогрессу страны способствовало также то, что почти всё необходимое для себя египтяне находили или в самой долине, или же в непосредственной близости от неё. Повсюду встречались разнообразные породы камня, в том числе мягкого, лёгкого в обработке известняка. Рощи акаций, ещё обширные, в какой-то степени восполняли постоянный недостаток строительного леса, с древнейших времён доставлявшегося в Египет с гор Ливана морем. Заросли папируса, который широко применялся египтянами как для производства своеобразной бумаги, так и для плетения папирусных судов, использовавшихся при рыбной ловле и охоте на водоплавающую птицу в тихих заводях Дельты, также казались неисчерпаемым источником этого сырья. Молодые побеги папируса шли в пищу. Нил славился изобилием рыбы, основного нерастительного продукта питания египтян.
Медь, как и в додинастические времена, египтяне добывали в копях Синайского полуострова, золото – к востоку от долины, в пустыне, а позже – на юге, в Нильской Эфиопии.
  Из злаковых культур, выращивавшихся в Египте в период Раннего царства, а так же в Древнем царстве, основной культурой был ячмень, который со временем стал отчасти вытесняться пшеницей-двузернянкой. Широко было развито скотоводство. Памятники свидетельствуют о существовании различных пород крупного рогатого скота, овец, коз, ослов, свиней. Развиваются (особенно интенсивно в Дельте) садоводство, огородничество, виноградарство. Дошедшие до нас из погребений того времени полотна свидетельствуют о развитии льноводства и ткачества. Египтяне занимались также рыболовством, разведением водоплавающей птицу, охотой.
Создание и упрочение единого государства – процесс сложный и длительный, растянувшийся практически на весь период Раннего царства. Объединение Египта не могло, конечно, не внести существенные изменения в структуру управления страной, руководства огромной ирригационной системой Египта, забота о расширении, усовершенствовании, нормальном функционировании которой лежала на царской администрации». И.В.Виноградов. «История древнего мира».
«Единство Верхнего и Нижнего Египта, которого добились фараоны из династии Рамзеса, правившей в течении длительного времени, продолжало сохраняться и тогда, когда в связи с расширением контактов со средиземноморскими странами правительственная резиденция переместилась из Верхнего Египта в Дельту… Справедливо замечают, что только благодаря искусной системе устройства каналов, по которым текли воды Нила, относительно небольшая территория, порядка 9600 квадратных миль (меньше территории Ирландии), была способна прокормить девятимиллионное население – число внушительное по современным понятиям и просто гигантское по представлениям древних. Конечно, следует учитывать исключительное плодородие илистой почвы и климат, при котором получали три урожая в год. Благодаря этому Египет мог вывозить зерно в другие страны. Хотя истоки реки не были известны египтянам, земли более чем на пятисотмильной протяжённости были тщательно возделаны. Правда, там, где воды Нила не могли орошать землю, она оставалась голой.
  Располагавшиеся по берегам Нила города были автономны и развивались независимо. Централизация управления страной не преследовала целей нивелировать их особенности и воспринималась населением как важная и необходимая мера. Без Нижнего Египта Верхний не имел бы свободного выхода к морю и, следовательно, практически был бы лишён связей с внешним миром». Фридрих Тибергер. «Царь Соломон».
 Чем же была так сильна административная система управления Египта и на чем она держалась, или на ком?
«Представление о могуществе государства на Ниле воплощалось в личности правителя, который был сыном бога Солнца. Вся страна принадлежала ему, а он лишь милостиво «позволял» жить своим подданным, государственные чиновники были всего лишь «глазами и ушами» правителя ¬– это было не чем иным, как просвещённым абсолютизмом.
  Любой мог обратиться со своей просьбой к правителю. Государственные чиновники перемещались по всей стране, собирая жалобы. День за днём правителю приходилось выполнять огромный объём работы, требовавший особой осторожности и профессионализма. Династиям не удалось бы продержаться так долго, если бы правители удовлетворяли только деспотическую жажду власти.(!) За исключением жрецов, солдат и государственных чиновников, каждого горожанина могли привлечь на общественные работы: Перевозить камни для сооружение храмов, дворцов и пирамид. Ему приходилось платить налоги, если он был мастером по металлу, и выплачивать деньги на содержание административного аппарата и двора…
Для оптимизации системы налогообложения страну разделили на районы, и каждый египтянин был занесён в соответствующий список.
Высшим чиновником, державшим в своих руках все нити управления, был визирь, которому позже, когда его обязанности изменились, помогали два наместника из Верхнего и Нижнего Египта и вице-король Нубии – области, расположенной между первым и пятым порогами Нила.
  Казначей – второй высший чиновник – должен был представлять визирю ежедневный отчёт о доходах и расходах по дому и наличии всего необходимого, а визирь каждое утро докладывал об этом правителю, более того, он был в государстве по значению лицом, высшим судьёй, который проводил заседания суда в специальном зале вместе с сенатом, состоявшим в основном из жрецов. Согласно специальным предписаниям, для судей устанавливались определённые правила в ношении одежды, порядке занятия ими своих мест и форма, в которой должны были являться на суд стороны.
Самостоятельный класс представляла собой армия, она наделялась специальными привилегиями, в частности освобождалась от налогов. На военных же возлагалась обязанность всегда находиться в полной боевой готовности, чтобы при первой необходимости принести себя в жертву интересам государства…
Компактность страны, отделённой от других государств пустыней или морем, общая озабоченность разливами Нила и налаженностью системы орошения, связывающей все части страны, жизнь в относительно одинаковых климатических условиях, которые настолько отличались от других стран Средиземноморья, что даже сегодня египтяне испытывают трудности с акклиматизацией в любом районе, отсутствие амбиций завоевателей – все эти факторы способствовали росту национального самосознания, который стал отличительной чертой населения этого государства…»  Фридрих Тибергер. «Царь Соломон».
Интересный эффект на сознание производит работа с этим материалом пражского учёного: всё это уже было, или есть сейчас, а может только будет в будущем? «Просвещённый абсолютизм, общая озабоченность, общественные работы, национальное самосознание, принести себя в жертву интересам государства…» 
  Радостно осознавать чёткую работу Законов Эволюции, неуклонно зовущих и ведущих людей Земли к объединению во имя Общего Блага! Ведь даже на этом, столь очевидном примере Египта, можно просмотреть необходимость объединения усилий людей, для обуздания природных сил. Иначе пустыня и неминуемая смерть. История человечества показательна! Пора объединяться!!

04.06.2005 г.
Д. Зырянов - Омский