Прогулочный калейдоскоп

Владимир Нургалиев
Прогулочный калейдоскоп

(миниатюра)

Весенним апрельским днём, прогуливался с двумя приятелями по аллее городского парка. Старшему моему товарищу Ивану под девяносто лет, среднему, Юрию, под семьдесят. Я шёл между ними. И так получилось, каждый из них "токовал" (говорил) по-своему. С Иваном, мы вели речь о его романе. Юрий, показывая на исторические городские здания, говорил нам: "Здесь, до революции, жили купцы Гилёвы. А прямо перед их окнами, в этом сквере, были их торговые ряды". Иван: "Роман о поднятии целины, я написал ещё при Советской власти". Юрий продолжал: "В этом здании была женская гимназия. А в том - мужская".
Иван: "Роман взялся опубликовать один из толстых столичных журналов. Но, с началом перестройки в стране - передумал. Рукопись мне вернули назад. С пометкой: "Не актуально"".
Юрий: "А вот бывший дом купчихи Морозовой. А за домом - расстрельная стена, и камень скорби".
Иван: "Тогда решил актуализировать роман. И дописать про перестройку, приватизацию, деколлективизацию в бывших целинных совхозах, в связи с развалом Советского Союза".
Юрий: "В этом здании были подвалы НКВД. От которых до расстрельной стены, десяток шагов. И ведь расстреливали - сотнями, а может и тысячами".
Иван: "Так и лежит в столе мой роман с продолжением, который я непрерывно писал пятьдесят последних лет своей жизни".
Пришли на конечную остановку автобусного маршрута. Остановились у православной часовенки, наблюдая ледоход по реке Бии. Льдины разного размера и формы плавно двигались по течению реки. И я подумал: "Плывут льдины и тают. И через несколько десятков километров, полностью растают, пополнив уровень реки. Так и Бийск. Идут года, проплывают человеческие судьбы, тая во времени. Наполняя наш город историями, легендами и мифами. Создавая неповторимую летопись замечательного града Петра Первого - наукограда Бийск!".

16 апреля 2015