Ликбез. Урок второй

Валерий Хорошун Ник
О  том,  что  после  первого  урока  значительная  часть  слушателей  не  вернётся,  я  знал.  Однако  не  думал,  что  она  настолько  угрожающе  приблизится  к  целому…  И  почти  сравняется  с  ним  своими  переменчивыми  контурами…  Сольётся  в  губительном  экстазе  единомыслия…

Так  и  не  признавшего  в  зеркальном  отражении  тех  простаков,  которых  умело  использовали  и  против  которых  в  итоге  всё  обернулось…

Не  заметившего  в  собственных  любимых  чертах  зловещие  признаки  порока  и  глупости…

Не  сумевшего  (или  не  посмевшего)  отождествить  народ  и  элиту…

Мы  –  не  они!

Стучали  их  горячие  сердца…

И  возмущенью  не  было  предела…

Мы  –  не  одни!

Нас  много  у  парадного  крыльца…

Люстрировать  –  вот принцип  новодела!

Мы  старое  разрушим  до  конца…

И  новое  когда-нибудь  построим…

Мы  в  урну  затолкаем  подлеца…  Зелёнкой  обольём…

А  мудреца…  Сожжём,  или  в  архивах  упокоим!

Предполагаю,  что  последняя  строка  (а,  может,  и  предпоследняя)  обращена  ко  мне  и  надеюсь,  что  это  случится  ещё  не  скоро.  А  пока  плотно  прикрываю  за  собой  дверь…

Здравствуйте,  дети!

Ничего,  что  вас  мало  осталось…  Зато  теперь  я  вижу  ваши  глаза…

В  которых  отражаются  небеса,  одиночество  и  мои  мысли,  что  облегчает  нашу  общую  задачу…

Состоящую  в  поиске  ответа  на  вопрос:

-  Что  же  теперь  делать?

В  качестве  учебного  пособия,  кроме  зеркала,  предлагаю  использовать  потолок…  Нет…  На  сей  раз  не  зеркальный.  Обычный  белый  потолок  своей  комнаты…  Вроде  бы  знакомый,  простой,  понятный…  И  в  то  же  время  загадочный…  Ибо  переполнен  метафизической  тоской  и  крепко  связан  своею  матовой  белизной  с  тёмной  пустотой  космоса…

Который,  наверняка,  знает  ответы  на  многие  вопросы…

И  прежде  всего,  рекомендует  обратиться  к  душе…

В  нашем  случае  –  к  той  неспособной  к  полёту,  местечковой  крестьянской  эссенции,  что  в  далёкие  времена  густым  туманом  разлилась  по  окраинам  будущей  империи  и  накрыла  своей  влажной  солоноватой  тяжестью  доверчивых  аборигенов…

Чем  исключила  возможность  всяческого  сопротивления,  беспрепятственно  проникла  внутрь  тюленьих  тел  и  уже  там  деловито  разместилась  неподалёку  от  их  довольно  требовательных  и  ненасытных  желудков…

Явная  родственная  связь  с  которыми  со  временем  всё  более  усугубляла  её  истинную  суть…  Верно  подмеченную  и  гениально  перенесённую  на  холст  великим  импрессионистом  в  апреле  1885  года.  Пожалуй,  стоит  добавить  эту  выдающуюся  картину  к  двум  вышеупомянутым  учебным  пособиям.

Вглядитесь  внимательнее  в  сырой  полумрак  комнаты,  в  пасмурные  негритянские  лица…,  глубже  вдохните  серый  воздух,  исходящий  от  полотна,  и  хоть  на  миг  попытайтесь  представить  себя  его  неуклюжими,  узловатыми  персонажами…   Сядьте  на  твёрдые  деревянные  стулья,  за  грубо  сколоченный  стол,  освещённый  чадящей  масляной  лампой,  поучаствуйте  в  скромной  трапезе  и  постарайтесь  проникнуться  неодолимым  духом  бедности,  повисшим  над  уродливыми  головами  горячим  картофельным  паром…

Это  непременно  поможет  вам  убедиться  в  существовании  скрытого  единства  и  взаимодействия  двух  важнейших  человеческих  органов…  Можно  сказать,  судьбоносных…  Прямо  указывающих  на  зависимость  разрухи  в  головах  от  качества  и  количества  потребляемой  пищи…  А  также,  и  это  очень  важно,  от  месторасположения  малоизученной  нежной  субстанции  под  поэтичным  и  обворожительно  шелестящим  названием  душа.  Её  трудно  понять  и  невозможно  изобразить.  Поэтому  на  картине  её  не  видно…  Однако  по  каким-то  неуловимым  признакам  вы  догадываетесь,  что  и  у  этих  живописных  едоков,  жадно  поглощающих  картофель,  она  тоже  находится  где-то  рядом  с  желудком.

Вот  такой  бермудский  треугольник,  вобравший  в  себя  тайну  человеческого  выбора…

Соприкоснувшись  с  ней  уже  в  зрелом  возрасте,  я  был  сильно  разочарован.

И  изрядно  напуган.

Тогда  мне  показалось,  что  у  меня  украли  свободу…  Точнее,  подменили  неким  прафеноменом  и  наделили  его  правом  выбора…  Лишили  меня  независимости…  Поставили  в  рамки…

И –  самое  страшное  –  подчинили  мой  разум!

Иными  словами,  когда  я  покупаю  галстук  или  книгу,  когда  ускоряю  шаг  у  лотков  с  этнической  продукцией  на  Андреевском  спуске,  когда,  невзирая  на  шумную  рекламу,  решительно  отвергаю  заокеанский  блокбастер  вместе  с  пропахшими  попкорном  кинотеатрами,  когда  предпочитаю  жарить  и  есть  шашлык  дома  а  не  на  природе,  когда…  В  общем,  в  этих  сотнях  и  тысячах  «когда»  я  вовсе  не  выбираю,  а  всего  лишь  подчиняюсь  духу  и  исполняю  волю  того  культурного  организма,  частичкой  которого  являюсь.

Как  же  так?

Думал  я,  печально  оглядываясь  на  свою  юность,  где  всегда  находилось  место  революционному  задору  и  бесшабашной  неосознанной  свободе…

Неужели  я  всего  лишь  жалкая  функция?

К  счастью,  моя  меланхоличная  растерянность  длилась  недолго.  Помню,  как  вовремя  и  весьма  кстати  пришла  весна,  как  просочилась  в  мой  прафеномен  медовыми  ароматами,  продула  его  свежими  сквозняками,  смыла  хандру  прохладными  ливнями…  Солнечными  пятнами  отметилась  на  бирюзовых  стенах  кабинета.

И  тогда,  откружившись  в  весеннем  хороводе,  мысли  мои  обрели  ясность  и  двинулись  дальше…,  уже  в  нужном  направлении.  Прочь  от  уныния  и  депрессии.  Навстречу  обновлённой  и  переосмысленной  свободе…

И  я  нашёл  её.  Или  она  нашла  меня  и  предложила  воспользоваться  её  услугами…  В  моих  многотрудных  манипуляциях  с  собственной  отяжелевшей  душой…  В  непрерывных  попытках  её  отрыва  от  желудка  и  перемещения  вверх…  В  сторону  сердца  и  мозга.

Только  так!  Никак  иначе  я  не  смог  бы  покинуть  ту  тёмную,  тесную  комнату  и  навсегда  освободиться  от  мрачной  магии  картины…  И  от  изображённого  на  ней  убогого  крестьянского  семейства.  Теперь  же  она  для  меня  –  всего  лишь  шедевр  живописи  и  наглядное  пособие  моего  урока.

Ещё  раз  обращаю  ваше  внимание  на  направление  движения.  Вверх  и  только  вверх!  А  не  корыстные  флюгероподобные  верчения  в  разные  стороны…  Не  чуткие  и  переменчивые  реагирования  на  аппетитные  запахи,  а  постоянная  и  несгибаемая  устремлённость  к  небесам…

Увы…  Подавляющее  большинство  населения  планеты  на  это  не  способно…

Человеку,  как  и  рыбе…

Жить  приятней  на  Карибах…

Вот  и  ищет  он,  где  лучше…

А  она  плывёт,  где  глубже…

Так  и  дева  молодая…

Себе  мужа  выбирает…

Хорошо  бы  поскорее…

За  богатого  еврея…

Чтобы  денег  накопить…

И  в  субботу  не  робыть…

А  с  парнями  дело  хуже…

Лишь  бы  было  много  ружей…

И  пойдут  они  стрелять…

Свои  гроши  зароблять…
 
Возможно,  даже  больше,  чем  подавляющее  большинство…  Вот  и  вас,  дети,  стало  ещё  меньше…  Разбежались,  кто  куда…  И  только  чрезмерно  любознательные  одиночки  всё  ещё  хотят  услышать  ответ…

Что  ж,  он  прост:  «Ждать!»  Правда,  ждать  придётся  долго…  Пока  флюгер  не  развернётся  в  сторону  более  привлекательных  ароматов…

А  вот,  где  ждать,  –  здесь  или  там  –  каждый  должен  решать  самостоятельно…