О хватании пролетающего Счастья

Леонид Андреев 2
Профессора психологии Царапкина, известного своими фундаментальными работами в области рациональности восприятия жизненных коллизий, попросили прочитать лекцию о возможностях человека в поисках Личного Счастья. Лекцию его попросили прочитать на благотворительной основе на собрании Ассоциации Недавно Разведённых Супругов. Царапкин не был женат, потому что у него всё никак не получалось. В большом зале, арендованном Ассоциацией Недавно Разведённых Супругов, набилось множество народа. Всем хотелось послушать профессора, известного своими фундаментальными работами в области рациональности восприятия жизненных коллизий.

Профессор начал с того, что поблагодарил руководство Ассоциации Недавно Разведённых Супругов за честь прочитать лекцию перед такой представительной аудиторией. Он сказал:
- Я никогда не испытывал желания куда-то торопиться. Очень рано до меня дошло, что бегать за Счастьем весьма непродуктивно. Надёжнее превратить жизнь в постоянную тренировку с целью отработки способов хватания пролетающего Счастья, повышения качества хватательного инстинкта и увеличения скорости хватательной реакции. Для того, чтобы быть успешным в хватании пролетающего Счастья помимо тренировочного процесса важен процесс, для которого тренировки не только бесполезны, но порой и разрушительны. Этот процесс заключается в раскрытии способности однозначно представлять себе, какое Счастье является твоим Персональным Счастьем, представлять это, как в глобально-тотальном аспекте, так и в многочисленных частностях, из которых складывается реальная жизнь. Этот вид Рассыпчатого Счастья очень важен. Ведь Счастьем можно считать и встречу с любимым сортом вина, и приобретение высококачественного японского зелёного чая, и прослушивание красивой песни... Кто не умеет быть счастливым в мелочах, никогда не будет счастлив по-крупному.  На нет (Счастья), как говорится, и суда нет, но а на есть (Счастья) нужно навалиться всем виртуальным и реальным телом.

Понимание того, что окружающий нас мир представляет собой по большей части самоорганизующуся систему самоорганизующихся систем, пришло ко мне очень рано. Занимаясь своими исследованиями, я понял, что сидеть и ждать у моря погоды намного продуктивнее, чем воодушевлённо и самозабвенно молиться о ниспослании правильной погоды или бегать в поисках хорошей погоды. Ведь непродуктивное молитвенное воодушевление и самозабвение хуже птичьего гриппа, поскольку в отличие от последнего отнимают силы и здоровье незаметно так, что не знаешь, что нужно предпринять, куда вставить градусник, чтобы обнаружить повреждения, что выпить для того, чтобы смягчить разрушительно действие разочарования. Непродуктивное молитвенное воодушевление и самозабвение даёт о себе знать тогда, когда уже не имеет никакого значения, какая погода будет по дороге в крематорий.

Царапкин обратил внимание на то, что буквально с первых слов его лекции сидящая во втором ряду старушка тянет руку на предмет задать вопрос. Царапкина это нервировало и отвлекало. Он обратился к старушке:
- Вы что-то хотели сказать?
Старушка, которой, как впоследствии выяснилось, было 102 года и которая недавно развелась со стариком, которому было 99 лет, поднялась и, глядя строгим взглядом на Царапкина, спросила:
- Скажите, пожалуйста, профессор, имеет ли значение скорость, с которой Счастье пролетает мимо человека? На накую скорость необходимо рассчитывать, занимаясь  тренировкой с целью отработки способов хватания пролетающего Счастья? 
 
Профессор Царапкин не ожидал такого каверзного вопроса. От волнения он налил себе из графина воды, поднёс стакан ко рту и в этот момент подумал, что не сможет ответить старушке так, чтобы не уронить свой авторитет перед аудиторией. Ему стало досадно, он отпил воды и сделал неправильное движение. При этом произошёл рефлекторный мышечный акт, при котором в результате сокращения одних и расслабления других мышц вода, которая  должна была проследовать через глотку и пищевод в желудок, попала ему прямо в дыхательное горло. Профессор судорожно закашлялся, у него произошёл разрыв мозга и он скоропостижно скончался.

Поскольку профессор Царапкин на земле вел праведную жизнь честного труженика науки, на том свете он попал в рай. Оказалось, что в раю, как при коммунизме, от каждого по способности и каждому по потребности. Поскольку ничего иного, кроме чтения лекций по проблеме рациональности восприятия жизненных коллизий, профессор Царапкин делать не умел, то он стал читать ежедневные лекции в раю. От нечего делать люди стекались на его лекции и в итоге Царапкин чувствовал себя намного счастливее в раю, чем на земле.

Так прошло несколько десятилетий и в рай попала небольшого роста полноватая женщина, которая очень понравилась Царапкину, но он встретил её в те времена, когда ещё плохо владел теоретическими основами техники хватания пролетающего Счастья. Эта небольшого роста полноватая женщина по окончании очередной лекции Царапкина подошла к нему и с укоризненными нотками в голосе сказала:
- Эх, ты Царапкин, профессор Царапкин, я так старалась замедлить скорость пролетания мимо тебя, я так старалась, я так надеялась, что ты успеешь схватить моё Счастье своими профессорскими руками. Эх, ты - Царапкин, Царапкин!

Царапкину впервые стало очень стыдно. Он густо покраснел, взял за руку небольшого роста полноватую женщину и произнёс торжественную клятву больше никогда не читать лекции о Счастьи. Так, держась за руки, эти двое встретившихся счастливо пошли гулять по проспектам райских кущ.