Две жизни Анны

Нинель Назарова
   Мы бежали ровно и изредка переговаривались, чтобы не сбить дыхание. Сердце работало мощно и уверенно, а тренированные ноги исправно пружинили по лесной тропинке битцевского лесопарка. Теплый летний вечер обнимал своей спокойной прохладой. Макс бежал рядом, чуть отстав, как всегда предоставляя мне свободу выбора пути. Сегодня мы сильно задержались, сделав дополнительный крюк. Уж очень не хотелось поворачивать к дому и выходить обратно к городскому шуму, суете и пыли раскаленных за день улиц. Но время поджимало. Его ждала жена, категорически не поддерживающая желание мужа заниматься бегом. Не понимаю, как они выбрали друг друга? А меня ждали лишь мои тетради и конспекты. И неизвестно, чей зов был сильнее. На носу – сдача последнего экзамена, который и решит, буду я допущена к диплому или нет.

   Макс – здоровый высокий парень, с приятным лицом (вряд ли, его можно назвать красивым, но приятным – несомненно). Особо привлекало в нем ощущение надежности и уверенности. Я бы влюбилась, влюбилась бы точно и безрассудно, но… Для меня его жена – была непреодолимым препятствием. Ни за что я не решилась бы встать на пути другой женщины, это было внутренним табу. Мы с Максом просто искренне симпатизировали друг другу. Трудно было поверить в эту странную платоническую дружбу, которая началась внезапно и так обыденно.

    Я бежала, с удовольствием вдыхая запахи леса, слыша рядом спокойное и ровное дыхание Макса и вспоминала наше знакомство…

    Погода тогда была неустойчива. Немного солнца, немного туч и грозящий всем дождь. Гуляющих в парке было немного. Я, может, и не пошла бы, но непреодолимая сила - желание бега, дорога, убегающая из-под ног, проносящиеся мимо деревья и воздух, напоенный лесом, все это понесло меня вон из дома. Правда, пришлось прихватить легкую куртку – мешающий балласт и слабая защита от дождя. Как выражалась моя мама – фиговый лист, способный лишь проявить мою дурь во всей красе.

    Вбегая в парк, увидела, что с боковой тропинки поворачивает на главную аллею спортивного вида парень, так же, как и я с курткой, обернутой вокруг бедер. Нам на встречу шел народ, шустро покидающий лес. Какое-то время мы бежали рядом. Он искоса посмотрел на меня и вдруг спросил, не сбавляя ритма бега:

    - Я вижу, вам дождь не страшен? Как считаете, будет?

    - Боюсь, что не миновать. Но хоть немного пробежаться… - и я улыбнулась легко и радостно. Было ощущение, что я вырвалась из какого-то плена, и теперь - только свобода. И никакой дождь не в силах помешать моему безумию бега.
И мы побежали рядом. Как-то так, просто. Молча. Наслаждаясь этим чувством свободы. Сначала немного сбивались на перекрестках, не зная предпочтения друг друга. Но потом незнакомец дал мне возможность выбора, просто держась за моим плечом. И это было здорово! Никаких глупых вопросов и скользких, осторожных ответов. Когда ливанул нешуточный дождь, именуемый в прогнозах погоды «возможными осадками», мы уже далеко углубились в лес. Не сговариваясь, кинулись к раскидистому дубу, величаво росшему около тропинки. И, смеясь, прижались к толстой шершавой коре. Оба торопливо развязали наши смешные спортивные курточки и синхронно накинули себе на плечи. Фиговые листья исправно не спасали от дождя. От наших разогретых тел шел пар. Я слизывала капли, текущие по лицу, чуть соленые от пота.

    - Надеюсь, мы не простудимся. – парень слегка наклонился ко мне, и я поняла, что к себе этот вопрос он не относит.

    - Вряд ли. Не в первой! – бодро ответила я, чувствуя, как холодная мокрая куртка сковала остывающее тело.

    - А давай, рванем обратно? Все равно мокрые. Не стоит замерзать под дубом.

    И тут меня разобрал смех:

    - Стоя под дубом, дать дуба… - зубы весело отбивали дробь. – А давай!

    Ежась и вздрагивая от стекающих с деревьев струй воды, мы выскочили на дорогу, по которой потоком неслась шальная дождевая вода. Беречь уже промокшие кроссовки не имело смысла. Обратный путь был тяжел. Одежда неприятно липла к телу. Дышать сквозь дождь, заливающий лицо, было трудно. Я как будто тонула в холодном пруду.

    - Держись! Нелегко нырять без акваланга!

    Я невольно улыбнулась, и на душе стало теплее. Стоило нам добежать до выхода из леса, как дождь немедленно прекратился, как будто ждал команды «стоп!». И яркое солнце вмиг согрело начисто вымытый окружающий мир.

    - До завтра?

    Я молча кивнула. Завод кончился или батарейка села, но сил больше не было…
Потом я только о нем и думала. Весь вечер, ночь и следующий день. Ждала вечера. И он, наконец, наступил.

    - Привет! – Парень еще издали помахал мне рукой.

    - Привет! – И я пристроилась рядом.

    - Мы ведь даже не познакомились! Макс. И… извини, я женат. Это не помешает нам бегать вместе?

    Мое дыхание сбилось с ритма. Не хватало слов, обида так сжала душу, что я чуть не остановилась. Справилась. Никто ни в чем не виноват. Так вышло. Ноги продолжали нести меня сквозь сумятицу мыслей, помогали справиться с упавшим настроением. Ну и пусть!

    - Да не… все нормально. Аня.

    И согласное молчание двух разных случайных людей, объединенных одной общей страстью – бегом...

    Такое вот странное знакомство, которое я помнила до мельчайших подробностей.
И так два года. Два долгих года бега по вечерам. За редкими исключениями, когда кто-то из нас троих заболевал. Троих, потому что его жена тоже участвовала в нашей жизни. Мы стали немножко одной семьей, так как за это время достаточно много узнали друг о друге. Вот так, на бегу обсуждались многие семейные проблемы: что подарить жене на день рождения, какие фильмы хорошо бы скачать по инету, мои сложности в институте и как вести себя Максу с влюбившейся в него сотрудницей.

    Я никогда не видела его жену. Даже на фотографии. Почему-то я была убеждена, что это окончательно поставит точку в наших отношениях. Она существовала где-то там… Немного не по-настоящему. Абстрактная жена – именно так. Но если я увижу ее лицо, глаза, волосы – так, как это видит Макс, то окончательно пойму, что я лишняя. Вряд ли я на что-то надеялась. Но во время бега мы были вместе, и этого хватало. Хватало настолько, что меня перестали интересовать сокурсники. Я не отвечала на звонки, избегала встреч в институте. А если прямо спрашивали, почему я отказываюсь встречаться, просто пожимала плечами.

    - Ань, ты держишься за воздух. – вздыхала мама. – Этот парень женат. Никакой перспективы. Почему ты рассталась с Андреем? Да и Валентин был неплох. А этот твой Макс… Не собираешься же ты всю жизнь с ним бегать!

    Ну, что тут скажешь. Я понимала ее правоту. Зачем мне женатый мужчина? Мы ведь даже номерами телефонов не обменялись. Вдруг, жена увидит. Я была уверена, что она не знает про меня. А когда несколько раз мы не смогли встретиться в лесопарке, то придумали свой способ связи. Недалеко от входа в лес росла старая липа, в небольшом дупле которой мы оставляли записки. А чтобы не забывать бумагу и карандаш, то и их оставляли там же в пакетике. Конечно, для экстренной связи такой способ не годился, но другого мы не придумали.

    Меня очень волновал вопрос, почему у них нет детей. Но столь личные темы мы никогда не затрагивали. Думаю, если бы я стала спрашивать Макса, скорей всего он перестал бы встречаться со мной. Вот так.

    Встреча. Бег. Расставание. И в этом умещалась почти вся моя жизнь. То, что было до встречи, и то, что было после, не имело никакого значения. Развилка, на которой мы начинали прощаться и удалялись друг от друга, была точкой отсчета. Паузой в жизни. Макс уходил в свою семью, а я к своим конспектам, маме и пустоте…

     … Это случилось обычным летним вечером. Когда мы сильно задержались в лесу, Макс предложил срезать путь. Несколько раз эта тропинка уже выручала нас, если приходилось спешить. Вся кривая, то вверх, то вниз, местами изрыта корнями деревьев, - зато самая короткая из всех, ведущих к дому.

    На тропинке, со всех сторон плотно заросшей кустами и деревьями, было темнее. Хорошо, что мы уже изучили ее раньше, и ноги привычно ощупывали верный путь. Не понимаю, как так вышло. Что подвело – плохо различимый корень или усталые ноги? Но я сильно зацепилась кроссовкой за торчащий бугор и с размаху упала на землю, сильно ударившись головой о ствол дерева. И мир померк перед глазами…
          
                ***     ***     ***
    … Аня очнулась лежащей на мокрой прелой листве. Сильная боль в голове не давала сосредоточиться, поэтому она не сразу поняла, что изменилось. Просто ощущение, что что-то не так, ошеломило ее. Попытавшись подняться, Аня оперлась руками о мокрую склизкую землю. И вдруг с ужасом увидела свои руки. Старые, сморщенные, скрюченные артритом и... чужие. В оцепенении смотрела она на них, и липкий страх мурашками полз по спине. Эти руки уже дрожали от напряжения, с трудом удерживая ее в приподнятом положении. Сквозь звон в ушах она услышала далекий голос Макса:

    - Аня, Анечка! Ты как? Подожди, я помогу…

    И его сильные, надежные руки подняли ее и поставили на ноги. Аня почувствовала, какое легкое и усохшее у нее тело. О, ужас! Сердце колотилось, как безумное. Спина не позволяла выпрямиться до конца. Тело сковывало движения, как клетка. Ноги подрагивали и ныли от усталости. С растерянностью она увидела на себе теплые черные брюки и старенькие кроссовки. Поежившись вдруг от внезапного озноба, Анна почувствовала на себе толстый вязанный свитер и курточку. Одежда казалась очень тяжелой. Анна подняла голову. Был осенний, холодный день. Листва уже вся пожелтела, и лес выглядел неприютно.
Внезапно ее буквально скрутил ужас. Застонав от невозможности происходящего, Анна обернулась и увидела своего спутника.

    И так отшатнулась, что, не поддержи ее этот старик, так похожий на Макса, Аня бы снова упала. А это, несомненно, был он. Все еще высокий и крепкий. Седые волосы коротко, по-военному, острижены. Застиранный тренировочный костюм ладно сидел на его фигуре. Рядом валялись лыжные палки. И она вспомнила, что часто встречала в лесу пожилых людей, гуляющих с такими вот палками. А вон и ее лежат раскиданные неподалеку. Что происходит? Анна трясущимися руками ощупала свое старое морщинистое лицо. И заплакала.

    Сквозь слезы она несмело взглянула на Макса. И увидела в его глазах беспокойство. Морщины избороздили лицо ее постоянного компаньона по бегу... Рассеянно Анна обвела взглядом окружающий их лес. Стояла глубокая осень. Хмурый пасмурный день, мокрая и грязная дорожка, вся усыпанная прелой листвой... И как-то сразу, вдруг, она опять почувствовала, как ноют колени и ломит тело – то ли усталость, то ли старость. Ее старость. Смертельно захотелось присесть.

    Все понимающий, ясный и пронзительный взгляд Макса.

    - Анечка, тут рядышком упавшее дерево, можно присесть.

    Макс взял ее под локоть и повел, бережно поддерживая. Действительно, недалеко, за ближайшими кустами лежала здоровая береза, к которой уже была протоптана тропка. Он осторожно усадил подругу и присел рядом. Анна находилась в каком-то отупении. Все, что происходило, было как бы во сне. И ей очень хотелось проснуться.

    - Анечка, давай я подстелю свою куртку, ствол мокрый, простудишься. – И Макс стал расстёгивать свою спортивную куртку. Движения его были неловкими и какими-то дерганными.

    - Макс! - с трудом она заставила себя произнести его имя, обращаясь к этому старику. - Не надо. Все хорошо… Пожалуйста, объясни мне, я не понимаю…

    - Анечка, ты упала и, кажется, ударилась головой. Мы сейчас посидим немного и потихоньку пойдем домой.

    Он звал ее домой. Куда? Где она живет – все там же? Анна вдруг испугалась, что если уйдет с этого места, то навсегда останется в этом умирающем мире! Страх сжал ее сердце. Можно же что-то сделать, как-то вернуть…

    - Родная, ты замерзла, пошли. Ничего не изменится. Мы живем здесь всю жизнь. Ты уже говорила мне о другой жизни. Это же естественно. Но молодость прошла, ее невозможно вернуть, понимаешь? Вставай. Хочешь, я понесу тебя? Я еще могу это сделать! – Макс сказал это с гордостью. Анне стало грустно. Наверное, ему было бы очень трудно нести ее через лес до дома. И вдруг нежность к своему верному другу затопила ее, и Анна заставила себя встать и несмело обнять его, прижавшись к старенькой застиранной куртке. Никогда она не делала этого раньше, хотя столько мечтала. Там, глубоко, внутри себя. Макс крепко и уверенно прижал Аню к груди, и она впервые в своей жизни обрела покой. Боже мой! Как это, оказывается, чудесно – чувствовать себя защищенной, любимой… любимой? Ноги Анны предательски дрожали. Старость… Она же такая старая…

     Подобрав палки и опираясь на них, они пошли к выходу из леса. Как долго! Раньше они бы домчались за десять минут! Приходилось останавливаться, чтобы восстановить дыхание и немного передохнуть. Там, где они обычно расставались, Аня растерялась. Но Макс взял ее за локоть и направил в ту сторону, куда всегда уходил сам. И дальше уже вел, не отпуская, до самого дома. Много раз она бывала на этой улице, бегая по магазинам, просиживая в кафе часами и не подозревая, что Макс живет рядом.

     Лифт поднял их на пятый этаж. Макс пошел впереди, показывая дорогу. У двери в квартиру он позвонил. Аня, ошеломленная всем происходящим, находилась в некотором отупении. Дверь им открыла веселая и очень красивая женщина, чем-то похожая на Анину маму.

    Что происходит?! Куда она попала?!
 
    - Ну, пап, вы опять потащились в такую погоду! Хорошо, под дождь не попали!

    - Ты же знаешь, что мы стараемся почаще выходить из дома и гулять в лесу. Хотя погода паршивая, это точно. Знаешь, мама упала и ударилась головой.
На один короткий миг женщина заглянула Ане в лицо, и та увидела тревогу в ее глазах.

    Непрерывно болтая, чтобы скрыть беспокойство, она усадила Анну на низенькую табуретку и быстро расшнуровала мокрые и грязные кроссовки.

    Аня послушно подчинялась ее ловким рукам, снимающим куртку и молча слушала, что она говорила. И ничего не понимала. Все была так обыденно, как будто Анна прожила здесь всю жизнь.

    Потом ее отвели в уютную, хорошо обставленную комнату, усадили в кресло и положили рядом теплый махровый халат, расшитый миленькими незабудками.

    - Тебе помочь переодеться? Нет? Полежи отдохни. Я принесу тебе обед. Что-то вы сегодня долго! – женщина улыбнулась и легкой походкой направилась к двери.
 
      До Ани донеслись аппетитные запахи с кухни, и она сразу поняла, насколько голодна. Все было, как в сказке. Дом, семья, Макс… Усталость навалилась и притупила чувства. Сон неудержимо накатывал уютной и мягкой волной. Анна уже боялась проснуться и обнаружить себя, лежащей в лесу на мокрой листве. Эта женщина… ее дочь?

    - Мам, а где бабуля? – в полузабытье услышала она звонкий мальчишеский голос. – Они уже пришли? А то дождь пошел!

    - Игорь, не шуми. Все давно дома. А ты сам куда собрался в дождь?

    - Ты же знаешь, ребята ждут! И тренер придет. Покедова! – хлопнула входная дверь.

    … Анна проснулась и вспомнила свой сон.  Дурной сон – будто бы она упала в лесу и превратилась в старуху! Яркое утреннее солнце проглядывало сквозь неплотно задернутые шторы. Сегодня она непременно побежит снова в лес! Анна резко приподнялась и… голова закружилась так сильно, что она вынуждена была снова осторожно лечь на подушку. Странно. Она поднесла к лицу руки, ставшие какими-то неуклюжими и неловкими. И чуть не закричала. Это был не сон! Судорожно ощупала лицо. О, боже! Окончательно проснувшись, она почувствовала свое немощное тело, почувствовала, как неровно и глухо бьется сердце. Анна осмотрелась. Да, это был не ее дом. Эта квартира Макса. В памяти с трудом всплывали события вчерашнего дня...

    …Мальчик был, славный такой. Макс в домашней одежде. Она впервые видела его так одетым. Женщина, очень хорошая и добрая. Они ужинали. Еще пришел какой-то мужчина, кажется, ее муж. Все было так, как будто это ее семья. Женщина (как же ее зовут?) заботливо ухаживала за Анной.

    Дверь комнаты отворилась, и вошел Макс, такой, как вчера – старый, в домашнем виде.

    - Проснулась? Я рад, что ты хорошо поспала. В этот раз я встал раньше тебя! С добрым утром! Сегодня прекрасная погода. – И Макс улыбнулся.

    Анна подумала: «Как было бы хорошо жить вот так, семьей, с Максом. И чтобы эта женщина была ее дочерью…»

    Или это так и есть? И Макс вел себя так естественно, так обыкновенно. Что с ней?! Что вообще происходит? Она же была молодой! Сильной!

    - Макс, пойдем гулять в лес? – робко просила Анна.

    Макс на мгновение замер, а потом сказал:
- Ань, ты вчера сильно ударилась. Давай побудем дома?

    На глаза Ани навернулись слезы и покатились по ее морщинистым щекам.

    - Пожалуйста… - тихо попросила она.

    - Анечка, не надо плакать! Конечно… если уж так хочешь…

    Несмотря на позднюю осень в лесу было чудесно! Светило солнце, ярко горели листья, окрашенные в великолепные цвета осени. Они шли не спеша, под руку. И прохожие с улыбкой смотрели на двух стариков, сумевших пронести сквозь годы свою любовь. Анна потянула своего спутника на ту самую короткую тропу, и Макс остановился. И вопросительно посмотрел на нее.

    - Я хочу посмотреть, где я упала. – пояснила Анна.

     Пожав плечами, Макс свернул на тропу. Анна освободила руку и пошла вперед. Вот это место. Ноги предательски задрожали. До них донесся окрик – звали собаку. И вдруг из кустов выскочила огромная псина и, толкнув Анну, умчалась на зов хозяина. Не удержавшись на слабых, усталых ногах, та, неловко покачнувшись, упала. Макс закричал с болью в голосе…

                ***     ***     ***
    Я лежала, уткнувшись носом в землю. Голова гудела от удара. Откуда-то издалека я слышала настойчивый голос Макса. Меня легонько потрясли за плечо. Медленно я подняла голову и, сделав усилие, приподнялась на руках. Макс поднял меня за подмышки и поставил на ноги, придержав, пока я не приняла устойчивую позу.

    - Ну, ты как? Сильно ударилась? Голова не кружится, не тошнит?

    Я обернулась и вгляделась в озабоченное лицо Макса. В вечерних сумерках видно было плохо.

    - Да, сильно приложилась. Но ничего, пройдет. Побежали?

    - Давай немного пройдем, а потом посмотрим, как ты себя чувствуешь. – И Макс взял меня за локоть.

    Мы неторопливо двинулись по тропе. В голове был полный сумбур. Что-то было не так. Но что? Было приятно ощущать вечернюю прохладу летнего дня и надежную руку Макса. И тут я вспомнила! Я же была старой! Буквально только что! Перед самым падением. Меня толкнула собака. Сердце взволнованно заколотилось в груди… И еще стояла поздняя осень! И Макс… Макс был моим мужем! У нас семья! И я вспомнила все!..

    В лесу темнеет быстро. Мы шли, все ускоряя шаг. Мой спутник заметно нервничал. Наконец знакомая развилка! Макс торопливо спросил:

    - Ань, ты как? Дойдешь? Жена уже волнуется, наверное. Не знаю, что сказать.

    Дыхание перехватило. С трудом я выдавила:

    - Да-да, конечно. Беги.

    И Макс, прощально махнув рукой, побежал по своей тропинке домой. К СЕБЕ ДОМОЙ. А я осталась. Одна. Я смотрела на удаляющуюся спину моего самого любимого человека. Моего мужа! Который уходил от меня. Навсегда. Медленно, нога за ногу, брела я к своему дому, по щекам катились слезы, и никак не получалось их удержать. Меня ждет мама, конспекты и одиночество.

    И моя молодость…