"Свет это тень Бога" Люк Яхве
ЧТО СЛЕДУЕТ НАЗЫВАТЬ «СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫМ ФАКТОРОМ» (Гейдар Джемаль)
Всё вышесказанное Г.Джемалем можно описать и в других терминах.
Бегло, в юнгианском дискурсе т.н. "бесы" это комплексы отколовшиеся от основного массива психики, которые воспринимаются в виде внешних проекций, как нечто реально, обособленно существующее.
В инволюции от невроза к психозу они обретают всё большую автономность в базовом архетипе Тени, неотъемлемой, хотя и непризнанной части Эго.
В этом случае симптоматика неумолимо перерастает в диагноз. Неспособность противостоять могучей силе бессознательного ведёт к психическому распаду.
В процессе индивидуации -- движения от бессознательного к сознательному --- переживание Тени совершенно необходимо. Парадоксальным образом, Эго, всё более изживая в себе комплексы, повторяет путь комплекса в обратном порядке -- отрывается от бессознательного и устремляется к своему сакральному истоку -- Самости.
Максимальное совпадение со своей Самостью было у духовных гениев.
"Святой это человек с очень короткой тенью".
Однако, в нуминозном смысле идеальная Самость принципиально недостижима, врождённая устремлённость к ней и есть предел (удел?) всякого Эго.
Поэтому процесс индивидуации бесконечен.
Осознание совершается в неком дуализме архетипа Тени и Эго, образно, находящихся в отношениях силуэта и фигуры -- первое, контурно видится на фоне коллективного бессознательного; второе, выличено, вырезано из него в виде самостоятельного образа.
В этом смысле, мера признания человеком Тени и есть мера приближенности к сверхполноте Самости.
"Дружба" с Тенью, признание её достоянием сознания это примирение со своей человеческой природой.
В оптической аналогии, "тень возникает и на поверхности самого объекта — со стороны противоположной источнику света, причём при наличии одного такого источника и непрозрачности объекта, она будет глубже, нежели — ложащаяся на самостоятельную поверхность, но теневая сторона объекта может также получать рефлекс от этой поверхности или от других объектов".
Дальнейшие коннотации в религиозный дискурс считаю излишними, ввиду такой же путаницы между денотатом и коннотатом, как между силуэтом и фигурой.
Маской и лицом.
Объектом и субъектом.
Ну и т.д. по всему универсуму дуального тождества.
Похоже, фон и есть предвечный образ Б-га.
ЗЫ. Б-г величайший постмодернист, поэтому из традиционалистской "глубинки" он так велик и непостижим.