Совесть жива

Владимир Булюкин
Эссе по стихотворению Олега Душина
«Сломан жёсткий диск»

Всматриваясь в лица людей, в стиль их поведения, поступки, не поддающиеся, подчас, логическому осмыслению, начинаешь невольно задумываться, что существуют, вероятно, какие-то невидимые пружины, «драйверы», которые изнутри приводят в движение этот подвижный механизм, всю невероятно сложную машину человеческой психики.
     И тут не отделаешься общими фразами о том или ином недостатке воспитания, или, наоборот, достоинствах его, об общественной или семейной среде, сформировавшей особенности души человека, о таланте человека или отсутствии такового, (что, на мой взгляд, совершенно немыслимо). Ничего не получится! Завеса закрыта!
     Однако, следуя хорошей русской пословице «Сколько ниточке не виться, конец будет», можно попытаться взглянуть на возможное будущее того или иного индивида. К чему может в конце концов привести его тот образ жизни и мыслей, в котором на данный момент времени он пребывает.
    И на этом пути нас ждут неожиданные, тайные откровения. Понадобится незаурядное мужество при виде того, что непременно будет нам раскрыто. Итак! Затаим дыхание! Отдёргиваем завесу!
     Да, речь идёт о мире духов. В том числе и тех духов, что напоены злобой, пышащих жаждой всё омертвить вокруг, привести внутренний мир человека в «мерзость запустения».

     Космические негодяи летают над нашим будущим,
     Космические негодяи меняют наше су’-ущество.
     Мне даже нечего высказать, внутри всё меня наки’-ипело.
     Прости, родная Галактика, вокруг уж всё так завымерло!

  Эти строки наводят на мысль, именно, о космическом масштабе битвы за души людей. Не понимать этого – рисковать быть поглощённым чужой волей, подвергнуть себя неслыханному насилию, оказаться в тисках унижения. В результате чего душа превратится в пустыню, способную вести лишь «пустынные речи», обезвоженную, неодухотворённую, не могущую принести хоть какого-нибудь плода. Эти «пустынные речи» и есть та смоковница, «богатая» листьями, но бесплодная и за это проклятая Господом, идущим в Иерусалим на Голгофу.
     И, казалось бы, нет спасения. Даже совесть, о которой все вокруг рассуждают, как о спасительном круге, палочке-выручалочке, опираясь на которую человек получает возможность вытянуть себя из омута (но не тут-то было!), и она уже не способна действовать!
    Да и о какой способности действовать можно говорить, когда у ней нет уже никакой опоры в человеке. «Космические негодяи» (читай - бесы) действуют умело. Те силы души, на которые могла бы опираться совесть за право своего существования внутри человека, перенаправлены, как стрелки на железнодорожных путях, и составы с товарами добра, благожелательности, взаимопонимания, сочувствия, уходят в сторону, где находятся тупики проедания, забвения, взаимной неприязни, подозрительности…

     Мне ли бояться совести?
     Её негодяи скрасили.
     От хавасти и проевшесьти
     Остались одна или две Богу пакости.

     Что это за «Богу пакости»? Ответ. Это ещё одно орудие «космических негодяев». Человек, опустошенный их работой, всё же ещё пытается взывать к Богу. Но душа, оставшаяся без опоры совести, просит у Бога невероятного. У Бога просит гноя!
     И получается сплошная маета. Нет просвета, когда сломан жёсткий диск. Все Божественные программы взломаны, наполнены вирусами, чудовищно тормозят. Вся жизнь – сплошной надрыв!
     Но душа, бессмертная наша душа, ещё пытается дышать, если не ртом (в тупиках всё доброе сгнивает, производя зловоние), то так кожей. Но и здесь неудача: ведь нет очистительного воздействия совести, смывающего грязь и нечистоты с нежных покровов души.

     Такая вот загогулина
     Меня самого нари’-исов-вала!
     Что все, кто вокруг вхдыхаются,
     От кожости вздоха маются…

     Человек с пытливым умом ищет пути спасения, пытаясь взглянуть на истоки такого бедственного положения своей души. Как взглянуть? Надо, вероятно, попытаться опять же посмотреть на своё будущее из настоящего, но уже взглядом иного человека. Человека мечты (то есть каким бы ему мечталось видеть человека), человека не от мира сего (человека с иконы). Взглядом инока.
     Зачем я пришел? – задаёт себе инок вопрос. Неужели для этой суеты, для ползучего болтания туда-сюда, для бесконечной камарильи, слившейся с пустотой и глупостью, тоской и неверием.


     Инок
     Так Я-Я.Я! возникаю из вечности
     В создании высшей глупости!
     Где вместо простой отче-етности
     В раю прозябают тупости!

     Из этих восклицательных знаков явно просвечивают огромные вопросительные. А значит – не всё потеряно!  Где есть очистительное сомнение, где есть неизбывное нежелание покориться общей деградации, слиться с, казалось бы, всепобеждающим пустозвонием, пышной похоронной процессией над душой человека, там возможен возврат к той, неправильно поставленной стрелке, с помощью которой личность имеет шанс перенаправить потоки душевных сил к наполнению совести. Ведь совесть не умирала. Она всегда готова ждать этого движения человека к её оживлению.  А этого-то  больше всего и бояться «космические негодяи». И их козни душа, уже вдохновленная совестью, можно сказать, зрячая душа, быстро распознаёт и со всей мощью, пропитанной волей к победе, взывает к Богу о помощи, о посылании Духа Свята, от которого бесы трепещут и бегут. И, прогоняемые поганой метлой, здоровенным пинком, летят они в тар-тарары, забирая с собою злобу и ложь, освобождая космическое пространство для возвышения, одухотворения и просветления души человека.