Бал принцессы Зельмиры

Ирина Воропаева
«…брат Марии Федоровны, Фридрих, наделал Екатерине больших хлопот. … он дурно обращался со своей женой принцессой Брауншвейгской, знаменитой своими злоключениями под прозвищем Зельмиры; Екатерина… взяла жену под свое покровительство. … отправленная в замок Лоде в Эстляндии, Зельмира стала здесь жертвой какой-то темной любовной интриги и кончила таинственной смертью…»
К.Валишевский «Павел I. Сын Екатерины Великой.» Часть первая, глава 1.

Пусть не богата, но зато знатна
(По всем статьям природная принцесса),
Могла бы жить да жить себе она,
Хотя при том, молве неинтересна,
Оставшись незаметна, неизвестна.
Однако, как бы ни были легки,
Имели резонанс ее шаги,
Ведь драма вышла словно у Шекспира.
Сияют в старом замке огоньки, -
Танцует на балу своем Зельмира.

Не самая счастливая жена
(Принц обходился с ней довольно резко),
От грубого супруга спасена,
В расцвете лучших лет, свежа, прелестна,
На воле зажила она чудесно.
Кто изнывал душой в тисках тоски,
Кто испытал, как могут быть горьки
И дни, и ночи – не упустит пира.
До дырочек стирая башмачки,
Танцует на балу своем Зельмира.

Как будто сон… Ей снилось - создана
Она для счастья, радости и блеска.
Но час настал очнуться ото сна.
Быть может, не пляши она так резво,
Не кончилось бы все настолько мерзко.
С таким-то другом не нужны враги!
Казалось, чувства были глубоки…
Но как иначе смыть пятно с мундира?
В последний раз (ведь ставки высоки)
Танцует на балу своем Зельмира.

Мадам, месье! Все бред и пустяки.
Любовницу живьем под гнет доски
Могильной, чтоб запутать сильных мира?
Но звуки в замке… в окнах светлячки…
Танцует на балу своем Зельмира.

10.04.2015
***
                Принцесса Зельмира.

    История принцессы Зельмиры имела место как бы в двух плоскостях – в реальности и в легендах. Настоящее ее имя – Августа (Августа-Каролина-Фридерика-Луиза Брауншвейгская и Вольфенбюттельская, 3 декабря 1764 — 27 сентября 1788). Она была дочерью герцога Карла- Вильгельма Брауншвейгского, прусского военачальника, и женой принца Фридриха Вюртембергского (1754-1816), старшего брата второй супруги наследника Российского престола великого князя Павла Петровича Марии Федоровны (в девичестве принцессы Софии-Доротеи Вюртембергской). 

    Императрица Екатерина Вторая не жаловала своих бедных немецких родственников и не торопилась открывать им объятия и главное - кошелек. Брат великой княгини Марии Федоровны принц Фридрих Вюртембергский был принят на российскую службу только по особенной просьбе сестры. Однако Фридрих и не подумал отблагодарить свою благодетельницу проявлением служебного рвения, да к тому же, вероятнее всего, выполнял в России поручения короля Фридриха II Прусского, занимаясь интригами в его пользу. При всем при этом характер он имел скверный, был груб и неотесан, много пил, много ел (ужасно растолстев в конце концов) и регулярно бил свою жену, несчастную Августу, которая не смотря на все свое юное очарование почему-то действовала ему на нервы. Однажды в очередной раз жестоко избитая принцесса вырвалась от мужа-тирана и прибежала к императрице Екатерине умолять ее о защите и помощи (это произошло в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже Зимнего дворца, при свидетелях – французский посол и другие важные лица). Екатерина расчувствовалась и взяла бедняжку под свое покровительство, а ее мужа лишила должности (к тому же пора было положить конец его «прусскому ехидству») и выдворила его из России (1786 г). У Фридриха и Августы было трое детей, Екатерина хотела забрать их на воспитание, но принц не согласился и увез детей с собой (причем обращался он с ними не лучше, чем с женою).

    Великая княгиня Мария Федоровна встала на сторону брата, считая его обиженным, и ополчилась против его жены, императрицу же умоляла переменить ее решение. Отец Августы повел себя двусмысленно – вроде бы выступал на стороне дочери, поручал ее заботам императрицы, но в то же время прислушивался к мнению зятя и требовал от Августы, чтобы она вернулась к мужу.    
    Екатерина одернула невестку, разочаровалась в герцоге Брауншвейгском, не изменила своего отношения к принцессе, мужа которой в письмах называла не иначе как «варвар», и приказала начать бракоразводный процесс Августы и Фридриха (1787 г), а пока суть да дело, отправила Августу,  некоторое время находившуюся при ней в Зимнем дворце, на жительство в старинный  обширный замок Лоде под Ревелем (Таллин, Эстония), который приказала выкупить специально для этой цели в казну у наследников графа Григория Орлова, владевшего Лоде с 1771 года до своей смерти (1783 г). Императрица поручила и замок, и поместье, и принцессу в попечение егермейстеру генерал-поручику  Вильгельму-Рейнгольду фон Польману (Wilhelm von Pohlmann), остзейскому дворянину. Она знала Польмана в бытность его при дворе камергером и относилась к нему с доверием, почитая его за человека осмотрительного и осторожного. Польман уже восемь лет как вышел в отставку и жил в «своих деревнях», но вот императрица решила накинуть ему новую службу. Как гласит Биографическая энциклопедия, «Польман должен был последовать за принцессой в ее новую резиденцию и находиться при ней безотлучно. Именным Высочайшим указом 22-го декабря 1786 г. замок и имение Лоде изъяты были из ведомства местных учреждений и вверены Польману, которому выданы были на издержки и доходы с Лоде за 1786 год».

    Иной раз говорят, что императрица определила Лоде для принцессы Августы как место ссылки, но это утверждение не соответствует истине, у нее не было причин обходиться с принцессой дурно. Скорее тут возникает аналогия с последующей идеей императрицы превратить этот замок в тюремный, но уже в отношении других лиц и по другому поводу. Будущее принцессы было еще не определено, бракоразводный процесс мог затянуться, великая княгиня относилась к ней отрицательно, возвращаться к отцу принцесса не хотела, боясь, что тот выдаст ее мужу, что же касается самой императрицы, то она намеревалась вот-вот отправиться в длительное путешествие в Тавриду. Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, устроить принцессу со всеми удобствами в отдалении от двора представлялось идеальным вариантом. Замковый комплекс был недавно отремонтирован и находился в прекрасном состоянии, в нем имелись все условия для комфортного и даже роскошного проживания. Кроме замка, принцесса могла жить в Ревеле, в отведенном ей там доме. На ее содержание из казны выделялись вполне приличные средства, причем ей даже не возбранялось тратить «свыше ее доходов».      
    Императрица продолжала проявлять заботу об этой женщине, интересовалась, как идут ее дела, переписывалась с нею, сама посылала ей книги и неоднократно рассказывала о ней в письмах к своему постоянному  зарубежному корреспонденту – барону Гримму… Зельмира - так императрица, любительница давать людям прозвища, стала называть Августу… принцесса Зельмира… 

    При взгляде на портрет принцессы первое, что приходит в голову сказать:  «беляночка, пышечка» и «типичная немочка». Внешностью она обладала   миловидной, но довольно заурядной, если не сказать простоватой, личико у нее было круглое, с остреньким подбородком, щечки полные, глазки ласковые. Художник изобразил свою модель на дворцовой террасе, на фоне темнеющего парка, в белом шелковом платье, с жемчужной ниткой в высоко взбитых, напудренных волосах. Одной нежной полной ручкой молодая женщина опирается на мраморные перилла по соседству с античной вазой, другой держит книгу в золотистом переплете, а из-под подола кокетливо выглядывает носок белой атласной туфельки. Вот такая она была, эта принцесса, героиня настоящей романтической повести, произошедшей однажды не в воображении, а наяву… когда же роман берется сочинять сама жизнь, то делает это так, что дух захватывает…

    Принцессе Зельмире несказанно повезло найти в лице императрицы друга, и ей, по логике вещей, следовало приложить все усилия, чтобы сохранить это дружеское участие. Однако то ли ума ей не достало, то ли ее подвела природная живость… вырвавшись наконец на волю из клетки своего неудачного брака, она немедленно пустилась во все тяжкие. В замок Лоде то и дело съезжались многочисленные гости, там не прекращались пиры и балы,  принцесса Зельмира танцевала до упаду, ночи напролет до самого утра, как говорят, на каждом празднике полностью изнашивая свои бальные туфельки, а кроме того, проявила не меньшее рвение в альковных делах, чем окончательно поставила императрицу в неловкое положение. Получалось, что принц Фридрих колотил жену не зря, а императрица облагодетельствовала распущенную недостойную женщину. С другой стороны, именно она оторвала принцессу от семьи, взяла на себя ответственность за ее дальнейшую судьбу, и именно под ее покровительством принцесса так распоясалась… выходит, не уследила.
    Императрица была вправе ожидать от Зельмиры большего такта и почувствовала разочарование и досаду. Помимо поведения Зельмиры ее неприятно удивило, вызвав понятное неудовольствие, поведение человека, которому она вручила эту ветреницу, - генерала фон Польмана, поскольку именно он и стал любовником Зельмиры. Генерал был уже не молод (и даже далеко не молод – 60 лет как-никак), ему-то следовало понимать, что в этой жизни к чему… куда подевались его осмотрительность и осторожность… вероятно, легкомыслие непутевой Зельмиры было заразительно (очарование же неодолимо).
    Не исключено, что Польман в отношении своей прелестной подопечной  несколько злоупотребил своим служебным положением. Фрейлина принцессы, фрау Вильде, рассказывала, что принцесса слушалась генерала. Хотя, судя по сохранившимся портретам, он был красив… «Тут говорено об обоюдной их привязанности, похожей на любовь», - доносил императрице ее личный секретарь, которому она поручила разобраться во всем этом деле.

    А затем ситуация разрешилась совершенно неожиданным образом. Как раз когда над обитателями замка Лоде начали скапливаться грозовые тучи высочайшего гнева (вскоре после возвращения императрицы из путешествия на юг), Зельмира скоропостижно скончалась (27 сентября 1788 г, в возрасте всего 24-х лет).

    На этом заканчивается документальная часть истории и начинаются легенды.

    Легенды гласят, что Зельмира была беременна, что ее роды (к тому же преждевременные) проходили в обстановке секретности, и в связи с этим к роженице не вызвали даже врача, доведя до полусмерти. Когда бедняжка лежала без сознания, ее то ли впопыхах сочли мертвой, то ли, пользуясь случаем, решили уморить окончательно, а потому немедленно положили в гроб, вместе с мертвым младенцем, а гроб поставили в находящуюся неподалеку от замка часовню. Разумеется, всем этим  заправлял Польман, которому в создавшихся неблагоприятных обстоятельствах казалось  выгодным избавиться от  любовницы, спрятав концы в воду так, как будто ничего и не было. Местные жители рассказывали, что Польман выставил рядом с часовней караул, чтобы нельзя было зайти внутрь, но кто-то вроде бы расслышал долетающие из часовни наружу стоны несчастной умирающей женщины… Такая вот страшная сказка.
 
    Если бы в этой сказке была доля истины, императрица приказала бы провести тщательное расследование. Или нет? Может быть, она предпочла не доводить до огласки это щепетильное, неудобное во всех отношениях дело? Хотя было бы лучше внести в него максимальную ясность, поскольку при европейских дворах заговорили о том, что принцессу Августу в России держали в заточении и затем злодейски умертвили (причем по приказу императрицы !).
    Генерал Польман составил отчет о болезни и смерти принцессы, к которому было вроде бы приложено свидетельство лечившего принцессу от какой-то болезни врача… но от какой-такой болезни – осталось неизвестным.
Императрица ознакомилась с этим отчетом и переслала его отцу принцессы, а ее гроб приказала поставить в церковный склеп, поскольку предполагалось, что родители захотят забрать ее останки и похоронить их на родине. Но этого не произошло, отец Зельмиры ее похоронами так и не озаботился. 
    Что же до  Польмана, то известно, что в 1789 году он по-прежнему находился в Лоде, продолжая выполнять свою службу управляющего, а еще через шесть лет умер (1795 г). Он был то ли вообще всегда холост, то ли уже давно вдов, из близких родственников имел двух братьев, детей у него не было.   

    Прошло время. Принц Фридрих унаследовал корону Вюртембергского герцогства и женился вторично, высватав себе дочь короля Англии  Георга III Шарлотту Ганноверскую (1797 г). Король знал, как Фридрих обращался со своей первой женой и был о нем в связи с этим не самого лучшего мнения, однако согласие на брак все же дал. Затем выросли сыновья Фридриха и Августы, и один из них в конце концов женился на внучке императрицы Екатерины, ее тезке Екатерине Павловне (1816 г). Войдя через жену в ближнее окружение императорской семьи, король Вильгельм Вюртембергский (маленькое герцогство к тому времени слегка повысилось в статусе, перевоплотившись в маленькое королевство), - король попросил произвести вскрытие гроба его матери, - до него дошли слухи об ее ужасной смерти, и он хотел удостовериться, что в этих слухах ложь, а что правда. Его желание исполнили. При эксгумации останков принцессы Августы лично он не присутствовал. Был составлен официальный протокол от 10-13 ноября 1819 года, согласно которому не имелось никаких оснований полагать, будто принцесса умерла насильственной смертью и тем более была похоронена заживо. Следов присутствия младенца в гробу также не обнаружили. 

    Король мог перевезти прах матери к себе в Штутгард, однако почему-то этого не сделал. После освидетельствования останки принцессы 7 декабря 1819 года захоронили все в той же расположенной неподалеку от замка Лоде старинной церкви святого Иоанна в Кулламаа. Внутри самого здания, посередине, была устроена могила, которую затем накрыли надгробной плитой и окружили оградкой. В церкви и на церковном кладбище погребено немало знатных и известных людей, так что у покойной принцессы весьма достойное соседство. И в деле оказалась поставлена окончательная точка. Но это что касается фактов, лежащих на поверхности. Легенды, как известно, живут по своим законам, отличным от тех, что царят в реальном мире. Любители страшных сказок продолжают утверждать, что Зельмиру самым чудовищным образом уморил ее старый жестокий любовник, что власти были прекрасно осведомлены о существе дела, но пошли на все, лишь бы замять скандал, - что при вскрытии гроба Зельмиры были найдены доказательства давнего преступления, но об этом умолчали, а Вюртембергского короля, обуреваемого сыновними чувствами, снабдили успокаивающим чтивом в виде аккуратно состряпанного протокола, содержащего сфальсифицированные свидетельства.
    Впрочем, король Вильгельм вполне удовлетворился предоставленным ему отчетом. Может быть, этому обстоятельству поспособствовал тот факт, что 1819 год для него выдался вообще не из легких, поскольку именно в этом году от инфекционной болезни скоропостижно умерла его любимая жена-королева Екатерина Павловна, «красавица Кати».
 
    Что же касается обстоятельств жизни и смерти Зельмиры, то, как недаром говорят, совсем дыму без огня не бывает. Находятся вроде бы даже какие-то доказательства, какие-то свидетельские показания… но давние, неведомой степени достоверности и беспристрастности, и уже, конечно, не подлежащие никакой проверке… слухи, домыслы, легенды…    

   В конце 19-того века российский историк Александр Брикнер (1834-1896гг) провел подробное расследование истории Зельмиры на основании многих архивных документов. Результат его трудов был напечатан в 1890 году в журнале «Исторический вестник» и остается по сей день самым полным и объективным: «Зельмира. Эпизод из истории царствования императрицы Екатерины II.»

    В результате внимательного изучения собранных данных (посетовав, правда, что они не могут считаться исчерпывающими, так как некоторые письма и отчеты либо пропали, либо еще не обнаружены), Брикнер приходит к заключению, что императрица уж во всяком случае непричастна к гибели Зельмиры и что вопрос о преступлении Польмана должен оставаться открытым за неимением достаточного количества доказательств.
    В конце статьи, исчерпав все факты, историк, можно сказать, отдает некоторую дань фольклору и добавляет к своему повествованию два кратких рассказа касательно могилы принцессы, относящихся к концу 19-того века, когда церковь, основанная в 13 веке и в целом хорошо сохранившаяся (она даже ни разу не горела), подверглась капитальному ремонту (в других заметках упоминается, что церковь была вообще перестроена). В одном случае говорится, что при переделке пола, устланного древними надгробными плитами, захоронение принцессы и ее гроб вскрыли и нашли кости в полном порядке, но с маленьким младенческим черепом в том месте, где был живот, - видимо, принцесса умерла, не разродившись, таким образом беременность имела место, а вот о погребении заживо и речи быть не может. Сведения поступили от церковных служащих. Летом 1888 года другие  церковные служащие рассказали другому путешественнику, побывавшему в церкви, что да, могила во время ремонта была вскрыта, но гроба принцессы там вообще не обнаружили, а когда и куда он был перемещен – им неизвестно. Понятно, что такие разноречивые повествования, не подтвержденные официальными документами, полностью на веру быть приняты не могут.

    Брикнер приводит описание внешнего вида захоронения Зельмиры в церкви святого Иоанна (в его труде церковь называется гольденбекской киркой), сделанное известным исследователем Екатерининской эпохи Бартеневым Петром Ивановичем (1829-1912), посетившем однажды это место: простая железная ограда, тяжелая грубая каменная плита с латинской эпитафией, которая начинается словами «Hic jacet in pace… Здесь покоится с миром…»

    Замок Лоде (Лоден, Колуверь, ныне Колувере) в земле Кулламаа (Kullamaa), самый большой из 16-ти замков Эстонии, был основан в 13-том веке местным знатным родом Лоде, затем принадлежал Ливонскому рыцарскому ордену и полностью сохранился до наших дней. Наиболее старая часть замковых построек относится к началу 14-того века – это высокая юго-западная четырехгранная башня- донжон, одновременно оборонительное и жилое здание, когда-то стоявшее отдельно от остальных. При графе Орлове замок был частично перестроен в стиле рококо. После пожара 1840 года следующие владельцы замка, графы Буксгевдены, перестроили его еще раз, в неоготическом стиле, со  стрельчатыми проемами и зубцами на башнях. Но в 1905 году замок снова сгорел и был восстановлен в самом своем древнем виде, без псевдоготических украшений. Таким он остается по сей день – массивные башни, стены цвета зари, высокий донжон под красной остроконечной четырехскатной крышей, отражающийся в водах реки Лийви, через которую переброшены два каменных моста с невысокими белыми обелисками. Вокруг расположен  обширный парк. Во второй половине 20-того века замок славился как историко-туристический объект, какое-то время в нем находились социальные учреждения, а далее он стал безхозным, и власти выставили его на торги. На начало 21-го века хозяев у него по-прежнему не было, и он медленно приходил в запустение.

    Конечно, в эти живописные места продолжают наведываться туристы. Те, кто слышал про  принцессу Зельмиру (ведь эта необычная история избежала забвения), могут без труда вообразить себе хорошенькую молодую женщину в  старинном наряде, которая в годы оны прогуливалась по парку под сенью этих розоватых стен, и подумать о том, не слышны ли в замковых залах и по сей день звуки ее легких быстрых шагов… ведь она когда-то с упоением танцевала там все ночи до утра. Говорят, вокруг замка словно разлита щемящая тоска, какая часто становится жилицей таких вот старинных заброшенных мест, соседствуя в них с тенями прошлого.

11.04.2015
***
Литература, Интернет-ресурсы, примечания:

Александр  Густавович Брикнер, российский историк, 1834-1896гг.
«Зельмира. Эпизод из истории царствования императрицы Екатерины II.» Журнал «Исторический вестник», 1890.

Казимир Валишевский, польский историк 19-того века.
«Павел I. Сын Екатерины Великой.»
О Зельмире вкратце упоминается в Главе 1 Части Первой, IV.

Альбина Данилова. «Пять принцесс. Дочери императора Павла I». Глава IV «Екатерина». Москва. 2007г.

Большая биографическая энциклопедия.
«Польман, Вильгельм-Рейнгольд Романович фон»
Годы жизни 1727-1795.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/102607/польман
 
«Страницы истории дома на Моховой улице, 27-29». Галина Андрюхина. 2010г.
Этот дом в Санкт-Петербурге был подарен императрицей Екатериной принцессе Августе еще в то время, когда она не разошлась с мужем. Позднее дом был продан семейству Рибопьер.

Эстония. Замок Лоде (Колувере), 13 век и далее.
http://www.castle.lv/est/koluvere.html

Эстония. Церковь св. Иоанна в Кулламаа, 13 век, перестройка 19 век.
http://www.visitestonia.com/ru/церковь-кулламаа

«Золото земли Кулламаа». Вера Копти. 14.06.2014.
В статье есть раздел, посвященный принцессе Августе: «Таинственная жизнь, загадочная смерть», но приведенные данные верны не во всем.
О сегодняшнем дне замка Лоде: «В замке, перешедшем в собственность частных лиц, реализуется проект «Охота, еда и отдых в замке Колувере», профинансированный Европейским фондом регионального развития и EAS (Фонд содействия развитию предпринимательства».
http://rus.postimees.ee/2826837/zoloto-zemli-kullamaa

Эстония. Замок Колувере, церковь и кладбище в Кулламаа. Фоторепортаж. 14 июля 2014.
Судя по фотографиям, замок в самое последнее время подвергся косметическому ремонту, и его стены приобрели белый цвет – взамен характерного розового, которым он прежде так славился.