Настя-Русалка

Михаил Ханджей

Богат русский народ своими языческими верованиями и традициями обрядов. Уже в канун Нового года, в Васильев вечер, а также четвёртого января - в канун крещенского сочельника, в народе русском  проводятся последние святочные гадания. Девушки стремятся узнать судьбу ворожбой о суженом. А затем «беса» выгоняют мётлами из дому и из селения...
Как и в лесничестве – в небольшом хуторке казаков-старообрядцев в лесу, в котором был дом Ивана Петрова, лесника, - большой, хороший и стоял на опушке, а вокруг раскинулся лес, некогда насаженный по указу Наказного Атамана Всевеликого Войска Донского, а теперь - дремучий и прекрасный...

Небольшой, но красивый хутор окружен  лесом из дуба, ясеня, липы, вяза, клена, фрутовых деревьев, и в полянах с цветами и травой выше головы. Лесом, в котором можно заблудиться. А от упоительных медовых запахов цветущей липы, сирени, яблонь, алычи, груш, полевых цветов и трав, наполняющих воздух, кружится голова. И умиляется сердце, когда на рассвете, над озером и полянами туман стелился молоком, а затем ярким шаром подымается солнце...

Туман рассеивается, ложась на цветы полян и прибрежных цветов и трав росой, которая еще долго блестела, отражая солнечные лучи. Просыпаются птицы, напоминая о себе, сначала тихим писком, а потом  громкими переливами во все голоса.



И в этом земном раю и жили героини нашего миниромана.

Житье в лесничестве было традиционным, по обычаям и верованиям, как и у всех за лесом. Жили тесно в небольших домишках. Тут и старики, тут и муж с женой, тут и девушки взрослые, все это и на виду, и на слуху, «в тесноте да не в обиде», как говорится. Тут и дети всему учатся с мальства.

Жили в лесничестве этом девки, что называется, «разлюли-малина», горячие, в глазах не то что хутор - деревня сгорит! И телесами пригожие.
А дочке лесника, Насте, в ту пору уж пятнадцатый годок пошел. И в красоте её было какое-то колдовское очарование.
У Насти косы русые ниже пояса, глаза небесной синевы, нежная кожа, груди, как яблочки белого налива, станом и ножками стройна и гибка, как ивушка приречная. И по ночам весенним чудилось Насте прикосновение чьих-то губ. Заглядываясь в волшебное зеркальце своей прабабки, она  была счастлива.
Говорили девки-подружки, что все они русалки или «майки», что они сказочные жилицы вод, весёлые, шаловливые создания, созданные для поцелуев и неги со своим Богом Перуном и его духами. И готовиться к встрече с божествами надо с началом цветения подснежников и весенних фиалок.

Особую прелесть языческих празднеств на Руси составляла ночь на Ивана Купалу.
Обычно для праздничного обряда выбирали уеденённое, хорошо освещённое место. Чаще всего это лесная поляна, окружённая деревьями со всех сторон и скрытая от посторонних глаз. Посреди поляны разводили большой костёр, вокруг которого девушки пели волшебную песню.

Говорили ещё, что как придёт пора, следующая за Троицею, с Духова дня неделей, на лесных озёрах и речках надо начинать русальничать - праздновать обрядами Русалку и Семик, Троицу и Духов день. Гулять с песнями и плясками, с Перуном и его духами прыгать через костёр и водить хороводы всю Всесвятскую неделю.
                Подружки Насти этому верили и ждали в ту весну встреч с Перуном, которого представляли красивым, сильным и нежным.                Девчонки готовились к посвящению в русалки, и в тихих заводях купались, веря своим прабабкакм и бабкам, которые говорили,что настоящие красавицы  
цветут на природе и, умываясь  майской росою, каждая русалочка манит запахом своего тела, которому не может противиться ни один мужчина.

А самое главное – в донском Атаманском лесничестве русалки были без рыбьих хвостов и жили, как все нормальные люди. Всё русалочьё таинство притяжения к себе они впитывали с верой в божественную силу Перуна – бога чудной природы земли русской. Наши русалочки предпочитали, усевшись под раскидистой ивой, словно грустившей в одиночестве, петь, как и эту песнь русалочью:

«Как по берегу высокому, по бережёчку
Девица-красавица ходила.
Как по берегу ходила, в воду заглядывала,
В воду заглядывала, судьбину отгадывала.
Выглянула из воды русалка,
Напугала девицу-красавицу.
Девица оступилась, в воду покатилась.
Вода студёна была,
Остудила сердце молодое.

Не ходить теперь девице на речку,
Не поставить ей в церкви свечку.
Сама девушка прохожих пугает,
Из воды руки белые поднимает,
А если по земле ходит,
Платьем хвост рыбий прикрывает»

А в русалочью неделю (8-ю по Пасхе) девушки-ведуньи проводят свой колдовской праздник. Они собираются в назначенном месте и готовятся к празднику. Выбирают девушку, которая в этот раз будет производить крещение подоспевших девчонок, именуемых до крещения «кукушками», она и будет вести, как земная Богиня, русалочий праздник.
Ей поднесут дары и жертвы в виде трав и плодов, окрашенных в красный цвет яиц, блинов, которые «русалка-богиня» должна будет освятить в жертвенной чаше и жаровне, передать часть даров воде, где, как известно, живут русалки, ушедшие в подводный мир, а оставшееся раздать русалкам земным, участникам праздника.

Русалкой-богиней  должна быть юная девушка с очень длинными волосами, статной фигурой и красивой внешностью.

Крещение девчонок в русалочки происходит следующим образом: часть девушек рассаживается вокруг заранее расстеленного ковра, на котором разложены стебельки кукушкиной травки. Каждая девушка надевает на травку крестик до тех пор, пока все «кукушки» не будут «окрещены».
Затем участницы ритуала целуются по три раза и обмениваются крестиками, едят яйца и поют песни. Да так тоскливо и нежно поют, что на тоску их сердечную молодцы, затаившиеся в кущах цветов и трав во время крещения, являются под пенье томное, сердечное.
И дивы, как купавки-лилии водные, окружают мОлодцев глазками-ласками, щекочут ручками волшебными парней до тех пор, пока не сольюся в парах сладчайшими  поцелуями.
Затем они разделяются на две группы; с весёлыми песнямии и шутками обливают друг друга водой и бросаются травой зелёною.

Затем девушки становятся в круг и машут зефирными шарфами над головами, призывая русалок водных присоедениться к празднику.

  После чего связывают все шарфы вместе, и развешивают эту гирлянду на ветках одиноко стоящей ивы, склонённой над водою - русалкам будет чем поиграть и прикрыть наготу после праздника.

Провожают главную «русалку-богиню» все вместе, после того как она раздаст освящённые дары; при этом девушки, земные русалочки, кланяются ей вслед и просят забрать своих сестриц-русалок водных.

Девушка, символизирующая русалку-богиню, должна уйти одна, не оглядываясь; ей в качестве дара вручается самый красивый красный шарф.

В тот год, когда Насте исполнилось пятнадцать, её избрали богиней земных русалок. Сам Перун в ночь на Ивана Купала назвал её «Пылающий июнь» и сказал:
- Богиня! Ворожи  с миром, и да помогут тебе в добрых делах твоих Высшие силы и добрые духи Земли, Воды и Леса!

И Настя, русалочья Богиня, начиная праздненство, запела своим волшебным голосом:
«У пана Ивана посреди двора
Стояла верба,
На вербе горели свечи,
С той вербы капля упала,
Озеро стало;
В озере сам Бог Перун купался
С матками-русалками,
Да с нами, девами-купавами-майками»
И хор девичий:
«Во лесу далёком, в поле во широком
Развели костёр.
Славься Бог, давший Огонь!
Во лесу далёком, в поле во широком
Разлили вино.
Славься Бог, давший Воду!
Огонь да Вода,
Воссоединяйтесь!
Други мои,
Духом укрепляйтесь.
В волшебную ночь
Ивана Купалы
Все духи добрые
Слетелись на поляну.
Мы ангелам помолимся,
Мы духам поклонимся:
Помогите, духи добрые,
Хвори нам лечить народные».


С той ночи Настя страстно полюбила не славного молодца с хутора, а самого Перуна. Но не могла в том признаться тому. Долго она мучилась, слёзы в подушку роняя.     И, в конце концов, горько плача, покинула она хутор навсегда.
Ушла к русалкам водным.

Говорят, что пролитые ею слезы превратились в гальку, и до сих пор серо-зеленые камешки вокруг лесного озера называют «слезами русалки».