Безумство храбрых

Татьяна Пушкарева
Безумство храбрых - вот мудрость жизни!..
М. Горький

Хлынувший в окно солнечный свет возвестил о начале нового дня. Вот и кончается жаркий июль. Завтра начнется последний месяц лета.
Матвеевна тихо открыла глаза и сладко потянулась. Одновременно с этим раздался явственный глухой хлопок.
- Опять встряхивает покрывало так, что пыль летит, - не успела она подумать о муже, предполагая, что это он так шумно заправляет диван в зале, на котором и уснул с вечера возле телевизора, как мелкая пыль, действительно,  посыпалась на неё сверху, казалось, со всего пространства комнаты. Кровать под нею заходила ходуном так, что, если бы была живая, можно было бы сказать, что от неё пошла безостановочно крупная дрожь.
- Землетрясение! – пронзила сознание Матвеевны страшная догадка, а задребезжавшая от раскачиваний люстра не оставила сомнений.
- Скорее! – заглянул в дверной проем муж, - бегом, бегом на улицу!
Кинулась следом за ним – вернулась: хотя бы халат накинуть, не в ночнушке же бежать. Успела! Уже от двери  развернулась обратно: схватила сумку с документами – вдруг это единственное, что успевает спасти? И на этот раз – стремглав во двор из собственного дома.

Ситуация вскоре стала успокаиваться: почти перестали пошатываться столбы, а электрические провода, раскачивавшиеся как гигантские скакалки, занимали привычное положение.
Наверное, можно было возвращаться в дом, но панический страх не покидал Матвеевну: чего ждать в следующий момент? а вдруг повторится? неужели предстоит нечто подобное тому землетрясению, впервые ею пережитому, оставившему на Алтае множество разрушенных строений и людей без крова?
 
...Уже войдя в привычное русло дня, она никак не могла преодолеть в себе внутреннюю напряженность и готовность следовать сигналам тревоги, заново перебирала в памяти сентябрьские события 2003-го.

…Не иначе, Провидению было угодно: в тот первый месяц учебного года в школе на днях провели полагавшийся инструктаж о действиях в случае ЧС с учениками в классах и с учительским составом, а затем отработали учебную тревогу.
Шли уроки. Пустынную тишину коридоров иногда только нарушали  обрывки объяснений педагогов и ответов их подопечных, доносившиеся из  раскрытых дверей некоторых классов.
В своём завучевском кабинете на втором этаже Матвеевна готовила информацию для совещания при директоре о состоянии тематического планирования учителей по предметам учебного плана:
- Молодцы, молодцы, хорошее начало. Не сдали до сих пор что, четверо? Фамилии…. Гм…, ничего нового, эти, как обычно, тянут резину. Вот сколько можно? Что ж, ладно, доработаем и с ними….
Сегодня я ещё успею проверить классные журналы. Посмотрим, как их начали вести на этот раз. Что за народ? В который раз одно и то же повторяешь, а сядешь за проверку – столько недочетов!..

Внезапно стул под нею задвигался и из-под рук посыпались бумаги на пол, у шкафа за спиною звучно распахнулись дверцы. Оторопев от неожиданности, она успела подумать, что закружилась голова. Взгляд подняла: качаются плафоны….
- Стоп! Так, по инструкции завуч отвечает за классные журналы..., - вспоминала на ходу, устремившись по коридору.
- Спокойно, спокойно, выводим без паники вниз, согласно плану эвакуации, - проговаривала в каждую дверь учителям, одновременно забирая классные журналы и следуя, наоборот, вверх, на третий этаж, - выходим, выходим, ребята…
Заглянув в дверь самого дальнего кабинета, торопливо развернулась  обратно, по ходу проверяя, не осталось ли кого в классах третьего, второго, первого этажей.
Когда она с увесистой кипой журналов выбежала, наконец, на крыльцо, все дети, педагоги и другие работники учреждения стояли уже на безопасном расстоянии от школьного здания, поглядывали взбудоражено на всё вокруг и делились впечатлениями.
- А я только начал писать, как ручка выскочила из рук, - взахлёб тараторил пятиклассник Сашка.
- Смотрите! Смотрите: провода качаются до сих пор! – участвовала в обсуждении дежурная техничка.
- Ничего себе, даже ступеньки под ногами шатались!.. – верещала о пережитом невозмутимая обычно Жанна В.
- Ой! Ой! Поди, в штаны наложила? – подтрунивал оболтус из класса постарше.
- Ребята, ну-ка, прекратите! Линейка начинается, послушайте, - взывали к разгалдевшимся  их классные.

Только оставшись одна, она дала волю слезам, освобождаясь от пережитого кошмара: ей никогда ещё не приходилось оказываться в зоне землетрясения, смятение было невероятное; мало того, в этих условиях следовало не о себе заботиться, а, в первую очередь, обеспечить безопасность большого количества детей     и взрослых.

- В результате сильнейшего землетрясения, происшедшего в южной части Горного Алтая 27 сентября 2003 г. с магнитудой более 7.0…. Землетрясение вызвало повреждение зданий и сооружений в районе Чуйской и Курайской впадин…. Поселок Белтир перенес сильнейшие разрушения в результате землетрясения. Эпицентр был всего в 3 км от жилых домов. Уничтожено более половины домов и почти все хозяйственные постройки, без крова остались 1400 человек…, - передавало тревожную весть центральное телевидение.

В те последние сентябрьские дни 2003-го землетрясение на Алтае ещё не раз давало о себе знать. Как позже сообщали статисты, было разрушено и повреждено более 1,8 тысячи жилых домов, в которых проживали более семи тысяч человек. Самые тяжелые последствия достались Горному Алтаю. Однако их Бийская зона также сполна ощутила, как под ногами качается земля…

А тогда жизнь пошла своим чередом. Матвеевне позвонили из районного комитета предупредить, что включили в состав аттестационной комиссии и завтра заедут за нею, чтобы вместе отправиться в соседнюю школу на открытый урок русского языка к тамошней директрисе.

Автомобиль примчал их по бетонке через увалы и косогоры прямо к школьной калитке к началу перемены после первого урока.
В парадной форме «тёмный низ, белый верх» парни и девушки выпускного класса уже собирались у двери кабинета. Вошли организованно и деловито. Доска в порядке. На столе в вазе – изящный в своей непритязательности букет цветов.

Урок пошёл «как по писаному». Матвеевна только успевала отмечать в схеме анализа очевидные достоинства: «…развитие личности ученика в процессе обучения и воспитания. Личностно-ориентированный, компетентностный подход….»
Оторвав в очередной раз взгляд от своих записей, она не успела его направить в центр происходящего: всё поплыло то ли в голове, то ли перед глазами. Озадаченно огляделась вокруг: в полном самообладании диктует фразу для грамматического разбора педагог, ученики невозмутимо пишут, а за последним столом в среднем ряду бдительно созерцают происходящее методисты.

«Организация урока динамична и вариативна…. Использование современных педагогических технологий…,» - продолжила она писать, настороженно прислушиваясь к себе самой:
- Надо же, какая мнительная стала: два дня назад трясло, а до сих пор мерещится…
- Звяк, звяк, - подвинулся букетик на учительском столе…
- Не показалось, значит? – подумала Матвеевна, вознамерившись следовать уже указаниям местных организаторов эвакуации. Однако урок продолжался, как ни в чем ни бывало.
- …Пускай ты умер!..
Но в песне смелых и сильных духом
всегда ты будешь живым примером…, - продолжала ровным голосом директриса.
И обескураженная Матвеевна стала перебирать в памяти критерии современного урока, наиболее подходящие для анализа происходящего: «Обучение через открытие…. Осознание учеником своей деятельности…. Положительная мотивация …. Личность учителя…,» - стараясь не обращать внимания на затихающие покачивания плафонов…

Урок обсуждали грамотно, многоаспектно и с заведомой благосклонностью. И только когда с обязательной частью разговора было покончено, наперебой стали делиться ощущениями:
- А я смотрю: ваза перемещается по столу. За первой партой Даша шепчет: «Вы видите?.. Что делать?..», а я ей: «Ничего, продолжаем работать».
- Я очень испугалась, а Вы – молодец, даже голос не дрогнул…
- Не говорите, такие ужасы по телевизору показывали,… Слава богу, нас не так сильно трясет…

- Спасибо за отличный урок, коллега, - завершила обсуждение руководитель аттестационной группы.
- Безумству храбрых поем мы песню! – продолжила тогда мысленно Матвеевна, ставшая свидетелем пренебрежения безопасностью окружающих, зависящих от воли непосредственно за неё отвечающего.
 
 - Безумство храбрых!... Безумство храбрых! – подпрыгивал на выбоинах дорожного полотна УАЗик, увозивший членов аттестационной комиссии от места проявления их профессиональной ущербности…

- Землетрясение магнитудой 5… 31 июля 2012г  на территории Алтая. Эпицентр землетрясения… в 02:30 по московскому времени… в 28 километрах к юго-западу от населенного пункта Акташ…
  …жертв и разрушений нет… обследование… в 50-километровой зоне от эпицентра, - периодически сообщали уже дикторы телевидения.

- Спасибо, что всё хорошо закончилось, - вздохнула Матвеевна. Оставалось догадываться, какую из пережитых ситуаций она имела в виду.