Что такое Добро и Зло?

Валерий Яковлевич Гендель
3. Делание добра тоже обманчиво, так как всякое делание есть действие, а действие имеет отрицательный знак.

Эллис о делании добра:
Делай добро и познаешь истину. Истина: быть не рабом, а сыном. Внешнее богослужение ложно, служить Богу надо не в храмах, а в Духе и делом. Делать Добро не для злого начала: потакать пьянству, разврату и т.п., – а то, что возвысит человека.
1996: Читает Эллис мои тексты, делает правильные выводы, но есть ли прок в правильных выводах, на этот вопрос нам отвечает ТВ фильмом о современном Фаусте. У Гете старый Фауст добрячок-старичок, потому и добрячок, что старичок, вернее кажется или прикидывается добрячком, поскольку стоит Черту омолодить Фауста, как он влюбляется в пятнадцатилетнюю Маргариту и начинает очередной свой путь, полный приключений и преступлений. Мать Маргариты, желая дочери добра, не хочет, чтобы она встречалась с Фаустом (чувствует мать, что нехорошие это друзья: Черт всегда с Фаустом рядом). Маргарита усыпляет мать, а Фауст убивает брата Маргариты, после чего бежит от наказания. В фильме Фауст в своем новом облике называется Жоржем. Преступная история Души человека повторяется из раза в раз (из одного воплощения в другое). Библейская история Иова, за Душу которого борются Бог и Сатана, повторяется в «Фаусте», только здесь уже Черт более предметно на современном уровне разворачивает перед читателем ход событий. Кто из современных авторитетов устоял бы перед пятнадцатилетней голубоглазой Маргаритой?! Только те, с кем Черта рядом нет. А с кем его нет, если он краеугольный камень Мироздания?! Какого старика сексуальная сила природы не подзуживает пуститься на подвиги?! В фильме у Маргариты есть муж. Казалось бы, совесть должна бы перекрыть страсть Фауста к прекрасной Маргарите? Нет, не перекрывает. Убивает Жорж мужа Маргариты. Так или иначе история человека повторяется. Со всеми остальными делами в мире Зла то же самое, что с любовью. Попадают Фауст и Черт в бедное королевство, где запустение полное. Быстро Черт налаживает выпуск акций, которые, мол, обеспечены золотом. Люди верят, покупают. Появляются деньги в казне, вино рекой течет у виноторговца. Все, вроде, сыты, счастливы и нос в табаке. Очень всё это напоминает наше время 2015, когда американцы манипуляциями цен на валюту и нефть показали призрачность всех природных богатств по отношению к доллару. А доллар, как известно всем специалистам, это пустота, не обеспеченная ничем. Пузырь всё это, что вздувается Чертом, который лопнет, когда Черт этого захочет. Молодость и красота тоже пузырь. Прекрасная Елена и Парис появляются в обогатившемся королевстве у Гете. Все видят, что Елена не очень прекрасна.
Цитата:
«Когда Елена появляется в зале, некоторые из присутствующих дам делают в её адрес критические замечания. «Стройна, крупна. А голова — мала… Нога несоразмерно тяжела…» Однако Фауст всем существом чувствует, что перед ним заветный в своём совершенстве духовный и эстетический идеал. Слепящую красоту Елены он сравнивает с хлынувшим потоком сиянья. «Как мир мне дорог, как впервые полон, влекущ, доподлинен, неизглаголан!»
Любую чушку Черт может сделать такой красавицей, что все поэты начнут воспевать её, как Петрарка Лауру. Вдохновения поэтам конца не будет.
 «Однако его стремление удержать Елену не даёт результата. Образ расплывается и исчезает, раздаётся взрыв, Фауст падает наземь».
Все идеалы человеческие это пузырь, который обречен пасть. Но падение образа это не конец света. Одним мановением кривого копыта падающий идеал Черт превращает в мечту.
«Теперь герой одержим мечтой найти исчезнувшую прекрасную Елену. Его ждёт долгий путь через толщи эпох. Этот путь пролегает через его бывшую рабочую мастерскую, куда перенесёт его в забытьи Мефистофель. Мы вновь встретимся с усердным Вагнером, дожидающимся возвращения учителя. На сей раз учёный педант занят созданьем в колбе искусственного человека, твёрдо полагая, что «прежнее детей прижитье — для нас нелепость, сданная в архив».
Одна искусственность заменяется другой, с тем отличием что Гомункул это, вроде бы, очевидная искусственность. Ученому человеку она показывается Чертом как очевидная искусственность, а простой смертный не отличит очевидную искусственность от неочевидной, которая тоже искусственность, поскольку строилась Чертом, который сам не очень настоящий  (копыта, рожки, красота).
«На глазах усмехающегося Мефистофеля из колбы рождается Гомункул, страдающий от двойственности собственной природы. Когда наконец упорный Фауст разыщет прекрасную Елену и соединится с нею и у них родится ребёнок, отмеченный гениальностью — Гете вложил в его образ черты Байрона, — контраст между этим прекрасным плодом живой любви и несчастным Гомункулом выявится с особой силой. Однако прекрасный Эвфорион, сын Фауста и Елены, недолго проживёт на земле. Его манят борьба и вызов стихиям. «Я не зритель посторонний, а участник битв земных», — заявляет он родителям. Он уносится ввысь и исчезает, оставляя в воздухе светящийся след. Елена обнимает на прощанье Фауста и замечает: «На мне сбывается реченье старое, что счастье с красотой не уживается…» В руках у Фауста остаются лишь её одежды — телесное исчезает, словно знаменуя преходящий характер абсолютной красоты».
Очевидно, что внешняя красота это лишь средство стимуляции чертовой прекрасной жизни, которая создается не для счастья.
 Мефистофель в семимильных сапогах возвращает героя из гармоничной языческой античности в родное средневековье. Он предлагает Фаусту различные варианты того, как добиться славы и признания, однако тот отвергает их и рассказывает о собственном плане. С воздуха он заметил большой кусок суши, которую ежегодно затопляет морской прилив, лишая землю плодородия, Фаустом владеет идея построить плотину, чтобы «любой ценою у пучины кусок земли отвоевать». Мефистофель, однако, возражает, что пока надо помочь их знакомому императору, который после обмана с ценными бумагами, пожив немного всласть, оказался перед угрозой потери трона. Фауст и Мефистофель возглавляют военную операцию против врагов императора и одерживают блестящую победу.
Как правило, вынужден разочаровываться человек в том, о чем мечтал раньше (в славе, в признании), но у Черта на все случаи жизни есть свои закоулки: соглашается Черт удовлетворить прихоть  человека о делании добра людям, но вторым планом все равно устраивает всё по-своему: мол, как не помочь другу королю?! Поможем, а потом пусть будет по-твоему…
«Теперь Фауст жаждет приступить к осуществлению своего заветного замысла, однако ему мешает пустяк. На месте будущей плотины стоит хижина старых бедняков — Филемона и Бавкиды. Упрямые старики не желают поменять своё жилище, хотя Фауст и предложил им другой кров. Он в раздражённом нетерпении просит дьявола помочь справиться с упрямцами.
Черт поможет,  да так, что опять преступником сделается Фауст.
«В результате несчастную чету — а вместе с ними и заглянувшего к ним гостя-странника — постигает безжалостная расправа. Мефистофель со стражниками убивают гостя, старики умирают от потрясения, а хижина занимается пламенем от случайной искры.
Испытывая в очередной раз горечь от непоправимости случившегося, Фауст восклицает: «Я мену предлагал со мной, а не насилье, не разбой. За глухоту к моим словам проклятье вам, проклятье вам!»
Проклятье Фауст объявляет высшим Силам, как-то забывая при этом, что его высшие Силы это не Бог, а Черт, с которым он заключил договор (завет). Нашел, с кем договариваться – с Чертом, у которого семь пятниц на одной неделе и всегда свое на уме. Так дончане сейчас (2015-03-09) жалуются, что киевляне, вроде, как и не собираются следовать минским договоренностям: перекрывают вообще всякое сообщение с Донбасом. Предприниматели ничего не могут привезти оттуда. Не могут они привезти и из России ничего, потому что Россия не признала ДНР как субъект и, соответственно, на границе может иметь дело только с официальными украинскими властями. Ситуация идиотская. Любит Черт загонять людей в безвыходные тупики.
Фауст испытывает усталость. Он снова стар и чувствует, что жизнь опять подходит к концу. Все его стремленья сосредоточены теперь в достижении мечты о плотине. Его ждёт ещё один удар — он слепнет. Его объемлет ночная тьма. Однако он различает стук лопат, движение, голоса. Им овладевает неистовая радость и энергия — он понимает, что заветная цель уже брезжит. Герой начинает отдавать лихорадочные команды: «Вставайте на работу дружным скопом! Рассыпьтесь цепью, где я укажу. Кирки, лопаты, тачки землекопам! Выравнивайте вал по чертежу!» Незрячему Фаусту невдомёк, что Мефистофель сыграл с ним коварную штуку. Вокруг Фауста копошатся в земле не строители, а лемуры, злые духи. По указке дьявола они роют Фаусту могилу. Герой между тем исполнен счастья. В душевном порыве он произносит последний свой монолог, где концентрирует обретённый на трагическом пути познания опыт. Теперь он понимает, что не власть, не богатство, не слава, даже не обладание самой прекрасной на земле женщиной дарует подлинно высший миг существования. Только общее деяние, одинаково нужное всем и осознанное каждым, может придать жизни высшую полноту. Так протягивается смысловой мост к открытию, сделанному Фаустом ещё до встречи с Мефистофелем: «В начале было дело».
Не слово, а дело, повторю, в начале этого мира Зла было.
«Фауст понимает (становится ему ясно, как днем), «лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил». Фауст произносит сокровенные слова о том, что он переживает свой высший миг и что «народ свободный на земле свободной» представляется ему такой грандиозной картиной, что он мог бы остановить это мгновение. Немедленно жизнь его прекращается. Он падает навзничь. Мефистофель предвкушает момент, когда по праву завладеет его душой. Но в последнюю минуту ангелы уносят душу Фауста прямо перед носом дьявола. Впервые Мефистофелю изменяет самообладание, он неистовствует и проклинает сам себя. Душа Фауста спасена, а значит, его жизнь в конечном счёте оправдана. За гранью земного существования его душа встречается с душой Гретхен, которая становится его проводником в ином мире. …Гете закончил «Фауста» перед самой смертью. «Образуясь, как облако», по словам писателя, этот замысел сопровождал его всю жизнь».
Спасением Души Фауста заканчивает Гете свое произведение потому, что движет этим миром не только делание, но и оптимизм (вера в то, что делание не может быть пустым пузырем). Умирает Гете с этой мыслью, что не напрасно всё это было, а жизнь между тем продолжается. И продолжается она не так, чтобы удовлетворились выводом Гете другие мыслители. Поэтому ставится фильм по Фаусту, в котором Маргарита хочет спасти своего возлюбленного. Для этого ей надо найти такую же добропорядочную Душу, какой была Душа (по мнению Маргариты) у Фауста. Она думает, что это просто: много у неё было очень хороших поклонников. Но Черт одного за другим бракует её кандидатов: «Душа с червоточиной – это моя Душа», – говорит он. Черт слово в слово повторяет уже много раз сказанное мной, что нет в этом мире чистых Душ. А времени искать нет: вот-вот петух прокукарекует. И Маргарита отдает свою Душу.
Она думает, что спасла Душу Фауста. Нет, не спасла. Потому что и Фауст не такой добрячок-старичок, как это ей вдруг представилось, да и сама она не ангел во плоти. Какой не ангел во плоти Маргарита, можно представить себе, сравнив её с Эллис, которая такие правильные выводы делает о жизни, что прямо-таки учительница, а не олицетворение Духа Убийства.

4. Парадигма «жертва в пользу бедных» не случайно имеет два смысла.

Эллис: Закон жертвы.
Делать для других, не требуя ничего для себя, не надеясь на плоды, не ожидая награды. Жертва родится от желания давать.
 2015-03-10: ТВ показывает фильм о русской помещице, которая пожертвовала своим крестьянам землю в революцию, уехала на Запад в эмиграцию, поступила в монастырь, стала монахиней Марией. Странной она была монахиней, ходила в кафе, курила, потом, когда фашисты во Францию пришли,  участвовала во французском сопротивлении, и её явка очень долгое время (три года) оставалась нераскрытой. Фильм о ней поставили. Играет Людмила Касаткина. В советские времена фильм лежал на полке, вот только сейчас его показывают.
Есть еще известная на весь мир монахиня Мария-Тереза
Цитата:
«С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.
В 1973 году мать Тереза была удостоена только что учреждённой Темплтоновской премии за прогресс в религии — Тереза стала её первым лауреатом.
В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
Она умерла в 1997 году в возрасте 87 лет. В октябре 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью».
В порядке исключения, мир Зла не только допускает, но и сам инициирует такие добрые дела, какие делала монахиня Мария-Тереза. Система в своем целом нисколько не страдает от того, что где-то кто-то кому-то в чем-то помогает. ТВ у нас сейчас постоянно сообщает о помощи банкам, бизнесменам, крестьянам, предприятиям. Всем правительство с удовольствием (на словах и не только) выделяет какие-то деньги. Однако если поспрашивать самих производителей, то выяснится, что никакая разовая помощь не восполняет постоянных убытков производства. Не ограниченная ничем торговля своими ценами одним махом легко перекрывает любое производство, делая его убыточным. То есть система так настроена, что любая помощь тут же оказывается в кармане благодетеля да еще с прибылью. Помогайте, жертвуйте на здоровье. ТВ сейчас то одному, то другому больному собирает на операцию, на лечение. Сердобольные люди посылают деньги. И система не откажется от этих жертв, потому что ей всегда мало. Губернатора Сахалина сейчас арестовали. Одними наличными у него нашли целый миллиард денег, и пишущую ручку ценой в 36 миллионов. Кто-то жертвует, а кто-то собирает.