Бенуа - вылез из парижской тины

Юрий Прокуратов
Искусство совершает само по себе свою миссию,
– и это тем сильнее, чем менее о нем заботятся.
                А. Бенуа

БЕНУА АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1870, Санкт-Петербург - 1960, Париж), художник. Автор книги “Мои воспоминания”. Один из организаторов и идеологов “Мир искусства”. Издавал одноименный журнал.

«Тускло, жалко, хвастливо, доктринально…»
Бенуа о советском Павильоне на всемирной выставке в Париже 1937 года
_________________________
Таким, видно, уродом  я появился на свет и возможно, что причиной тому то, что в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин - и Франция, и Неметчина, и Италия. Лишь обработка мешанины была произведена в России, причем надо еще прибавить, что во мне нет ни капли крови русской.
                А. Бенуа

Сказать, что все дрянь, будет неверно, но что все довольно слабо - это так!.. Раз выставлял там Гоген свои Таитские “этюды” Вот приблизительно образчик... вода зеленая, песок желтый, небо красное, трава коричневая, гора лиловая, женщина желтая. Очень мило и весело. Я сначала подумал, что он хотел передать Таити с наивным пониманием туземца, но нет оказывается... он бретонскую деревню отражает с такой же примитивностью. Но, может быть, он желает передать бретонскую деревню с наивным пониманием бретонского мужика? Быть может, в этом будущее?
Другой раз выставлял другой - прославленный Ван Гог голландец  jeune (молодой - франц.). Он умеет рисовать и даже довольно ловко, но картины и почти все этюды - шаржи и не остроумные.
                1896, Бенуа, - из письма К. Сомову

Бенуа  был тогда лет тридцати с небольшим, но на вид был довольно старообразен, сутуловат, немного даже «играл под дедушку»…
                М. Добужинский

О Веласкесе скажу, что это подлинный бог живописи, Лучше, совершеннее его никто не писал, никто не видел так краской, как он. Даже Тинторетто рядом червяком, а Рубенс тугим в смысле живописи. Необходимо и тебе повидать эти чудеса. Впрочем же Прадо бесподобен. Но в Гойе я окончательно разочаровался. Несомненно, очень значительная любопытная фигура, но живописец дрянной...
                1907, Бенуа - из письма К. Сомову

... 1914. Заговорил об иконке, которую Бенуа выдал за Леонардо да Винчи, а Государь купил за 150 000 р. Илья Ефимович Говорил: “Дрянь! Пухлый младенец! Должно быть, писал ученик, а мастер только “тронул” лицо.
______________________
14 октября 1968. Ильюша Зильберштейн прислал мне свою книгу об Александре Бенуа.... Книгу я прочитал всю и пришел к убеждению, что он был блистательный писатель (иногда графоман) и если не считать двух-трех шедевров третьестепенный рисовальщик.
                К. Чуковский

Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени — Бернард Беренсон: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей! Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи...»

В 1914 году картина «Мадонна Бенуа» была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.

* * *

По мере того, как балет сочинялся, я записывал сцену за сценой на страницах клавира, причем все мои указания принимались Дягилевым и присутствующим почти всегда тут же Фокиным – безоговорочно, без малейших споров. Что же касается Бакста,  то он на этих auditions даже не всегда присутствовал – хотя с самого начала было решено, что постановка будет поручена ему.
…Каково же было мое изумление, когда усевшись в кресло парижской «Оперы» и расскрыв программу, я прочел, под титулом «Шехеразады» слова: «Ballet de L.Bakst». Я до того был поражен, что даже не поверил глазам… Меня возмущал один только голый факт, что люди, столь мне близкие, такие стародавние мои друзья могли так со мной поступить…
…Вернувшись в летнюю свою резиденцию в Лугано, я уже оттуда написал Сереже письмо, полное негодования и упреков. Мало того, в этом письме «я порывал с ним навсегда» и клялся, что ни за что не буду больше сотрудничать в его анрепризе.
                А. Бенуа

Конечно, мы-то знаем, что он обуян ужасною завистью, и имеем к тому немало примеров. Но жаль, что он пытается вводить в заблуждение молодое поколение. Этот соблазн не прощается.
______________________
Да, много переходящих в Тонкий Мир. А в это время болотный дед Бенуа безумствует, клевещет и неприличествует.
_______________________
Вылез из парижской тины дед Бенуа. Брызжа слюною, обвинил меня в гордости, в честолюбии, в тщеславии, невесть в чем…  В припадке злобности с действительностью не считался. Выходит, что Тибет мы прошли из гордости. На горы всходили из тщеславия. В Монголии, в Китае были из честолюбия. Никаких познаваний не было. Ничего не любили. Ни к чему не стремились. Ничему не учились. Несчастливые заклинания произнес Бенуа.
                Николай Рерих