Хроника блокадного Луганска. Часть 5

Геннадий Досужий
      В 12-00 поступило сообщение по «Радио России», что первая колонна гуманитарного груза из  34-х грузовиков подходит к Молодогвардейску и Краснодону. Но впереди ещё самый сложный участок – Хрящеватое, Новосветловка, где с утра гремит канонада в их сторону, слышны автоматные и пулемётные очереди. Видимо этот участок ещё под контролем силовиков или они близко и угрожают перекрыть дорогу.
    Здание Жовтневого райисполкома заняли военные: там организована комендатура. О порядке раздачи гуманитарки будет сообщено в газете «ХХI век» или вывешено объявление в комендатуре. Состав помощи судя по скудным сообщениям радио: генераторы, вода, спальные мешки (интересно, как их будут делить). О составе остального груза можно только догадываться и по какому принципу он будет распределяться – тоже неизвестно.
   Ночью жена наделала лужу прямо на пол. Пришлось при свете фонарика вытирать и мыть пол.
    23 августа, суббота
        В 6-00  и 6-30 обратно проследовали пустые грузовики, перевозившие гуманитарный груз (всего порядка 180 единиц), за ночь успели разгрузиться.
        15-30, температура плюс 27 гр.
         Гуманитарку якобы будут раздавать в понедельник, в 5-ой школе (представляю, что там будет твориться).
     24 августа, воскресенье
         Вышел за покупками и встретил сына с невесткой: они только – что вернулись из Крыма. Дело в том, что они живут на окраине Луганска и как раз попали в зону обстрелов. Часть их девятиэтажного дома была разрушена. Первой уехала невестка, за ней сын. Поселились под Севастополем, в Каче. К ним приехал внук из Днепропетровска, там он учился на четвёртом курсе института. В начале им, как беженцам, помогали. Но работы не было, деньги кончились, помощь тоже. Пришлось сыну с невесткой возвратиться в Луганск, а внук поехал в Северодонецк, который находится под контролем Украины, чтобы не пересекать зону АТО. Так как у него днепропетровская прописка, то при пересечении границы с АТО могли бы возникнуть проблемы, а ему надо возвращаться в Днепр на учёбу.
     Встречу отметили. Договорились с невесткой поехать в Северодонецк: проведать внука, передать ему вещи и получить в банке зарплату и снять деньги с текущего счёта. Под это дело занял у брата жены 1500 грн.
       25 августа, понедельник
        С утра предпринял попытку связаться с водителем, совершающим рейсы на Северодонецк. Сбой связи. Невестка собирается к 11-00 подъехать к ДК «Строителей», откуда отправляются автобусы на Северодонецк, узнать обстановку. Дело в том, что ополченцы предпринимают попытку освободить город Северодонецк, идут бои.
                Поехал в 25-ую школу, записался в очередь на получение гуманитарки-655-ый. Говорят завтра будут раздавать по спискам (где эти списки, кто их составлял – никто ничего не знает).
По радио Волгограда сообщили, что минимальный набор: по 1 кг. риса, гречки и сахара; 3 банки тушёнки, 10 литров воды. Кстати, о воде. В 16-00 прекратилась подача воды у нас!
       Мы оказались одними из последних: у людей уже давно нет воды. Ко всему прочему ещё предстоит добыча воды.
              26 августа, вторник
       В 6-00 пошли с соседом за гуманитаркой уже в 12-ую школу. Тысяча людей стоят толпой возле пункта раздачи – это те, кому вчера не досталось помощи. Крики, давка. Рядом образовалась очередь сегодняшнего дня - записался  310. Вчера выдали паек только 164 человекам. Пошли опять в 25-ую школу – там живая очередь – человек 600. Вчера там выдали пайки на 400 человек.
       За молоком – тоже живая очередь. Простоял 1,5 часа – взял 3л. молока и творог( 28 грн.)
      Бомбардировки не прекращаются. Вчера был обстрелян вещевой рынок на  "городке»: погиб один человек, двое ранено. Ещё одна мина разорвалась недалеко от 25-ой школы, где как раз раздавали гуманитарную помощь:  двое человек погибли. Я видел это место – мина упала на трамвайное полотно и вырвало где-то метр рельса. Одному оторвало миной голову, вторая ( жена) умела от болевого шока -  осколки попали в ноги. Организации по раздаче гуманитарной помощи – никакой! В 12-ой школе – две очереди, причём «вчерашние» не уступают «сегодняшним». В 25-ой школе приняли правильное решение – никаких номеров – живая очередь ( хотя и жестоко). В условиях отсутствия мобильной связи и интернета страдает учёт и контроль, возможны злоупотребления. С этим приходится мириться.
              27 августа, среда
          Договорились с соседями по подъезду идти за гуманитаркой в 25-ую школу ( это не возобраняется, выбор за нами). Встал в 3-00, приготовил завтрак для жены и в 4-00 вышел. Нас четверо-двое мужчин и две женщины. Тьма кромешная, дорогу освещали фонариком. Пришли, очередь человек 200. Первые пришли в 2-00. Простояли до 10-00 – никакого движения. Издевательство над людьми полное. Никакой организации. Ни присесть, ни облокотиться. Первые выстояли 8 часов на ногах! И всё время слышны взрывы. 25-го здесь были жертвы. Сходил в 12-ую школу – там такой же бардак. Три очереди, у каждой свои сторонники. Между ними потасовки. С помощью военных удалось восстановить порядок. Решил переждать с гуманитаркой.