Белка

Геннадий Моисеенко
(из сказок "Мёртвого дерева")

   В старинном городе Шверин, который в те давние времена ещё не был старинным, в замке жил сын Великого герцога Карла-Альберта. А звали мальчика Пауль-Фридрих-Кристиан или просто Пауль, так как в ту пору было ему двенадцать лет.
   В покоях наследника герцогского престола полно игрушек, но они не радовали мальчика. Ему хотелось поиграть с кем-нибудь из ребят, но его отец не хотел, чтобы сын общался с простолюдинами, а с ближайшими герцогствами шла постоянная война, и потому равные по происхождению детишки никогда не приезжали в Великое Герцогство Мекленбург-Шверинское.
   Видя, как грустит Пауль, Карл-Альберт собрал свиту и приказал найти способ развлечь наследника. Долго думали придворные, пока герцогский егерь не придумал очень простой выход. На охоте он поймал маленького бельчонка и принес его в подарок Паулю. Обрадовался мальчик, стал играть со зверюшкой, веселиться. Карл-Альберт, видя радость сына, приказал сделать для бельчонка серебряную клетку с большим колесом, потому что белки должны много бегать, иначе они очень скоро погибают в неволе.
   Пять лет жила белка в клетке у наследника.
   Пришло время, когда умер Великий Герцог, и Пауль занял его место. По случаю коронации устроили турнир в лесу возле Шверина, на который съехались все жители герцогства. Для их угощения были поставлены бочки с вином и телеги с вкусными булочками. Радовался народ щедрости нового монарха.
   В разгар празднества принесли клетку с любимицей нового Великого герцога, которой по случаю торжественного дня позолотили коготки и повязали жемчужный бант.
   Пауль-Фридрих-Кристиан встал, и толпа притихла,
   - В честь моего вступления на трон, - начал речь Великий герцог, - я хочу пообещать моему народу, что отныне он будет самым свободным на всём свете. Я также обещаю, что будут снижены налоги, построены новые дороги и розданы крестьянам земли. В знак того, что отныне все жители Великого герцогства Мекленбург-Шверинского объявляются самыми свободными гражданами Земли, я хочу совершить символический акт. Я отпускаю на свободу в лес свою любимицу белку, которую много лет назад подарил мне егерь моего отца. Мне жалко с ней расставаться, но в свободной стране все должны быть свободными. Так как белка отвыкла сама добывать себе пищу, я думаю, вы не откажетесь от почетной обязанности каждого жителя нашей страны приносить корм для этого милого животного.
   После этих слов Великий герцог открыл клетку и выпустил зверька на траву возле ближайшей сосны. И белка, впервые за многие годы, вырвавшись из серебряного заточения, взметнулась на дерево, перепрыгнула на соседнее и потерялась в кронах древнего леса под нестройный гомон развеселой подвыпившей толпы. Все радовались, что свершилось ожидаемое веками чудо освобождения.
   Да только случилось то, чего никто не ожидал. Возвращался с коронационных торжеств хромой мельник Иоганн. Ехал он дальней дорогой вокруг того самого леса, в котором Пауль отпустил свою любимицу. И не доглядел мельник, как метнулась под колеса телеги серая тень. Уже когда захрустело под колесами, остановился он и, чертыхаясь, сошел на землю. В колее в маленькой лужице крови, перемешанной с грязью, лежала раздавленная белка с золотыми коготками.
   Видно так она привыкла к людям, что не смогла долго находиться в лесу. От того и бросилась к первому, кто попался на её пути. Откуда ж ей было знать, чем это может кончиться.
   Мельнику, когда он доложил о случившемся Великому герцогу, строго-настрого приказали держать язык за зубами. Э-э, куда там, разболтал по пьянке, за что и был сечен розгами.
   А герцог? Налоги не отменил, земли не раздал, дороги не построил, а вот на кормежку белки оброк собирать не забывал. И отдавали, куда денешься. Официально ведь считалось, что живет в лесу необычная зверушка. Приходилось делать вид, что ничего не произошло.
   Вот тебе и свобода!

16.11.95