Спасибо за встречу

Елена Варнавинская
     Обычный вечер украсила встреча с человеком, о котором ничего не знала ранее,кроме того, что она живёт в моём подъезде, что жалеет и подкармливает собак.Мне, у которой уже десять лет живёт и хозяйничает как полноправный член семьи  шарпей, симпатичны люди,любящие собак, самых преданных,бескорыстных друзей.
       С ней мы просто здоровались, разговаривали о собаках, погоде, но так мимоходом, где-то в лифте, в подъезде, на крылечке.
       А вчера,когда после жаркого, душного дня опустилась долгожданная легкая прохлада, я присела на скамеечку возле подъезда...Любовалась цветами, высаженными нашими инициативными жильцами, мечтала, что осенью посажу здесь куст шиповника...И вижу: к подъезду идёт с собачкой  Людмила, так зовут соседку по дому.Она добродушно поздоровалась и присела рядом. Заговорили о необычно тёплом лете, о детях, о собаках.
       Иногда какой-то небольшой поворот в разговоре делает человека открытым,как на исповеди. А может, оттого, что дети её живут далеко, муж умер, ей надо было хоть немножко поговорить, довериться другому человеку. Я ей благодарна.
       Каждый из нас - это маленькая история, судьба. Оказывается, она родом с Орловщины. Война застала её, маленькую девочку, в глухой деревне, где в семье  было четверо детей. Отец ушёл на фронт. Страшный голод, нищету испытала сполна ребёнком. Мать билась изо всех сил, чтобы сберечь детей. И когда наступил предел, она собрала все вещи,какие можно было выменять на хлеб, поехала на попутных поездах в город.(В то время трудно было попасть на поезд, день и ночь шли военные составы). Там она обменяла одежду на продукты. А обратный путь оказался ещё труднее. Военные поезда охранялись; как она не умоляла, что дети с голоду пухнут,не брали её и соседку. Потом всё же удалось сесть в странный вагон, где якобы везли отравленных немцев. Все,кто ехал в вагоне, заболели. Мать сняли полумёртвую на станции, откуда на лошади привезли домой. Она была в бреду, все продукты кто-то украл. В больницу её увезли на санитарном поезде  в город,где она  и умерла. Дети остались одни. Людмила вместе с сестрой и братьями ходили просили милостыню.Когда она это сказала, я видела навернувшиеся слёзы. Да, её,как самую маленькую, чаще жалели, подкармливали. Потом родственники разобрали детей, бабушка взяла её к себе.
        Закончилась война, вернулся отец. Радовались родному человеку. Но что-то изменилось в нем, надломилось. Очень жестоким стал. С топором бегал за старшей дочерью, грозился убить. Потом привёл мачеху в дом. Действительно, как в сказках, злой оказалась.Напрямую говорила, что всё сделает, чтоб они, дети, сдохли. От постоянных побоев,недоедания дети болели. Умер один из братьев, второй сбежал из дома и пропал. Старшая сестра очень рано вышла замуж. Появились общие дети у отца и мачехи. Людмила пошла в школу. Никогда не чувствовала себя более несчастной, как тогда. Одежды никакой, обуви тоже нет. Уже заморозки первые, а она босиком идёт в школу. Придёт в класс, а учительница её сразу на печь гонит греться, ноги всяким тряпьём обмотает, чтобы домой после уроков добежала. Единственная радость в школе была - чай сладкий давали и кусочек хлеба.Проучилась всего три класса.
        Однажды приехал брат матери, который воевал в Заполярье. Там женился после войны, стал работать на военном заводе.Увидев Люду, одиннадцатилетнюю  девчушку, никому не нужную, как две капли воды похожую на сестру и маму, попросил отца отпустить её с ним в Мурманск, иначе в деревне пропадёт. Отец сразу согласился: избавился от лишнего рта. Дядя Коля брал Людочку в няньки к себе в семью.
       Так оказалась в 1951 году моя соседка в Мурманске. Здесь всё изменилось в её жизни. Люди северные добрее. После войны ощущалось какое-то сплочение,жажда жизни. Все оказались на Кольской земле не случайно, кровь здесь проливали, фашистов не пустили в Мурманск. Но ребёнок у дяди Коли умер от какой-то инфекции, и тогда её отдали в няньки к чужим людям. Конечно, тяжело было. У разных людей поработала. Были строгие и прижимистые. Где-то плохо кормили, где-то требовали готовить на всю семью. Повезло, когда попала в семью бухгалтера. Мальчик лет трёх сам выбрал её. А она,  не видевшая детства, играла с ним в его игрушки с радостью... Очень привязалась к этой семье. Хозяйку стала называть мамой Надей, а та её - дочкой. Хорошее отношение сделало своё дело, Людочка прожила в семье до шестнадцатилетия Митеньки. А потом её устроили изолировщицей на завод, где она трудилась 45 лет.
      Я смотрю на эту красивую,хрупкую женщину. Она не по возрасту ухоженно выглядит. Волосы уложены в красивую высокую прическу, складная фигурка, модно завязанный шарфик на белой курточке... и не верю, что этот человек столько перенёс в детстве. А ещё теперь понимаю, почему она жалеет бездомных собак. Помню: зимой встретила её в подъезде с кастрюлей, от которой шёл такой приятный аромат наваристого домашнего супа. Спросила, куда же она с такими ароматами. А она так просто ответила, что идёт к заводу, где у собаки появились щенята, несёт им поесть. А узнала она об этом от своих коллег, которые ещё работают и тоже подкармливают малышей. Именно одного из тех, что подкармливала. взяла  к себе домой. Имя дала такое романтичное - Роза. А сама светлая,как полевой цветок, выросший без особой ласки и ухода. Но есть в ней искренность, простота, трепетность души. Людмила - милая людям! Сколько таких добрых людей, мимо которых проносится наша жизнь... Спасибо за встречу! О многом я передумала в этот обычный вечер.