Свержение тирании в Сиракузах

Константин Рыжов
                1. Дион

 Семья Диона была тесно связана с сицилийским тираном Дионисием I (http://www.proza.ru/2015/04/12/1715). Его отец Гиппарин был одним из ближайших соратников Дионисия, а  сестра Аристомаха стала второй женой тирана. Сам Дион был женат на дочери Дионисия (и своей племяннице) Арете. Он был человек талантливый и волевой. Дионисий I никогда  не имел причин быть им недовольным - Дион был его верным помощником и всегда добросовестно исполнял все его приказы. Но в 367 г. до Р.Х. Дионисий Старший умер. Власть в Сиракузах перешла к его сыну Дионисию II. В первые годы влияние Диона на нового правителя было очень велико. Восторженный поклонник Платона и его идей Дион мечтал о проведении политических реформ. В 366 г. до Р.Х. Платон по его приглашению приехал в Сицилию и поселился при дворе Дионисия. Дионисий поначалу поддался его обаянию, отказался от роскошного образа жизни и стал усердно заниматься науками. Казалось, что он готов к проведению демократических реформ. У многих приспешников тирана это вызвало сильную тревогу. Они приложили огромные усилия к тому, чтобы поссорить Дионисия с Платоном и, в особенности, с Дионом. Вскоре им удалось перехватить письмо Диона к карфагенянам, в котором тот без ведома тирана предлагал им вести переговоры только через него (иначе, мол, они ничего не добьются). Дионисий был в гневе. Диону пришлось покинуть Сицилию. Он поселился в Коринфе, но часто бывал в Афинах, где гостил у Платона. Сперва тиран позволял шурину пользоваться его огромным состоянием, но потом конфисковал все его имения, а его жену Арету (свою сводную сестру) выдал замуж за своего друга Тимократа. Тогда возмущенный Дион стал готовить свержение Дионисия.

Прибыв в Коринф, он стал усиленно просить горожан оказать ему поддержку в деле в ниспровержения тирании. Коринфяне охотно помогли ему собрать наемное войско и снабдили оружием. Когда все было готово, Дион на двух кораблях  отправился в Сицилию и в конце 357 г. до Р.Х. высадился вблизи Акраганта. Отсюда он отправил послов в Акрагант, Гелу, Камарину, а также к сиканам и сикулам, приглашая всех начать войну против Дионисия. В короткое время к нему собралось более 20 тыс. солдат.

    С этим войском Дион вступил в сиракузские пределы. Многие сиракузяне с восторгом приветствовало его, так что Дион  смог вооружить из их числа еще  5 тыс. человек. Не встречая сопротивления он подошел к Сиракузам и смело вступил через Архадину на площадь. Здесь он устроил лагерь и вскоре имел под своим командованием до 50 тыс. солдат. Дионисий в это время находился в Италии. Узнав о перевороте, он отправил против сиракузян своего полководца Филиста, а сам поспешил следом с остальным войском. Чтобы сбить с толку противников, он послал объявить сиракузянам, что готов возвратить власть народу, если ему будет дозволено иметь при демократическом правлении прежние богатство и честь. Обманув сограждан переговорами, Дионисий внезапно напал на город. Но Дион был начеку. Он вышел навстречу неприятелю и начал с ним жестокий бой. Обе стороны сражались с величайшим упорством. Наконец сиракузяне побили наемников и заставили их отступить на Остров. Теперь Дионисий мог надеяться только на помощь извне. В 356 г. до Р.Х. Филист, переправившись из Регия в Сицилию, внезапно напал на Леонтины и овладел городом. Отсюда, имея 60 кораблей, он начал с сиракузянами войну на море. До тех пор, пока горожане не собрали равное количество кораблей,  он одерживал победы. Но потом, когда силы сравнялись, в решающем сражении Филист был разбит и погиб. Его растерзанное тело долго носили по городу и наконец бросили без погребения. Услышав о поражении своего полководца, Дионисий пал духом и согласился отказаться от власти. Заключив соглашение с Дионом, он погрузил свои сокровища на корабли и тайно отплыл в Италию. (Диодор: 16; 7,9-12,16,17).
 
    Тем временем отношения между Дионом и народом Сиракуз стали быстро портиться. Демократы не без основания подозревали Диона в том, что он сам хочет стать тираном. Наемники, прибывшие вместе с ним в Сицилию, отделились от остального войска  и призвали Диона быть их военачальником. Дион согласился и вместе с наемниками отправился в Леонтины. Сиракузяне погнались за ним, но в завязавшемся сражении потерпели поражение и вернулись в город. Наемники, которых Дионисий оставил на острове, вступили в переговоры с горожанами и уже готовы были сдать крепость, когда прибыли корабли с продовольствием, присланные Дионисием из Италии. Вместе с ними Дионисий прислал своего полководца Нипсея. Ночью Нипсей внезапно вышел из крепости и напал на сиракузян, которые никак этого не ожидали. В результате ожесточенного сражения он нанес  горожанам огромный урон: нельзя было  найти такого места, которое не было бы завалено трупами. Победители захватили огромную добычу. Оказавшись в таком тягостном положении, сиракузяне послали за подмогой в Леонтины к Диону. Тот, забыв все обиды, поспешил со своим войском на помощь родному городу.  Он внезапно вступил в Сиракузы, когда наемники считали уже битву оконченной и рассыпались для грабежа. Дион напал на них, перебил до 4 тыс. человек, а остальных загнал обратно в крепость. После этого сиракузяне единодушно избрали его стратегом-автократором и вручили ему самовластную команду над всем войском. (Диодор: 16; 17-20).

    В 355 г. до Р.Х. наемники, договорившись с Дионом, покинули крепость. Весь город перешел под его власть. Впрочем, отношения его с гражданами все равно оставались натянутыми. Он категорически отказался  совершать передел земли, чего добивались широкие слои демоса и отменил все прежние постановления, касавшиеся передела собственности. Он также отказался вводить в Сиракузах демократию, а думал учредить здесь нечто вроде лаконского или критского строя, то есть смешать власть народа с царской властью, так чтобы  вопросы первостепенной важности рассматривались и решались лучшими гражданами. Недовольством горожан поспешил воспользоваться один из близких друзей Диона – афинянин Каллипп. Был составлен заговор. Дион догадывался о нем, но ничего не сделал для своей защиты. В 354 г. до Р.Х. солдаты-заговорщики ворвались в дом Диона и зарезали его. (Плутарх: «Дион»; 50,53,57).

                2. Возвращение тиранов после смерти Диона

После убийства Диона Каллипп поначалу приобрел огромное влияние в Сиракузах и крепко держал власть. Но потом удача ему изменила. В 352 г. до Р.Х. он двинулся на Катану, чтобы изгнать из нее гарнизон Дионисия II. Воспользовавшись его отсутствием, Сиракузы захватил сводный брат Дионисия, Гиппарин. Каллипп решил отбить Мессену, но потерпел под ней сокрушительное поражение, лишившись почти всех своих солдат. Из Сицилии он отступил в Италию и там из последних сил захватил Регий. Здесь он бедствовал сам и заставил бедствовать наемников. В 351 г. до Р.Х. его убили   Лептин и Полиперхонт. (Плутарх пишет, что его зарезали тем же самым ножом, которым за два года до этого перерезали горло Диону). (Плутарх: «Дион»; 54,57,58).

О Гиппарине известно, что первоначально он планировал провести в Сиракузах реформы, но потом, по здравым рассуждениям, сохранил умеренную тиранию. Он погиб в 350 г. до Р.Х. в результате пьяной шутки. Власть наследовал его младший брат Нисей. Его правление было открыто тираническим – ни о каких реформах не было даже речи. Историк Феопомп изображает Нисея пьяницей, который к тому же предавался излишествам и всевозможному распутству.

Тем временем Дионисий жил в Локрах, на родине своей матери. Сначала он жил здесь в качестве гостя и частного лица, а в 352 г. до Р.Х. совершил переворот и установил в этом городе тиранию. Возмущенных  сограждан он в последующие годы подавлял своим жестоким правлением. По свидетельству некоторых античных историков, он чудовищным образом насиловал женщин и девушек, конфисковывал собственность зажиточных локрийцев, а их самих изгонял или убивал. Упиваясь своей властью, Дионисий ни на минуту не терял из вида Сиракузы. В 347 г. до Р.Х. он двинулся в поход против  Нисея. Едва корабли Дионисия покинули берега Италии, локрийцы подняли восстание и изгнали из города его наемников. Все его имущество было расхищено, а его жена, две дочери и младший сын – казнены. С Локрами Дионисий потерял все, что еще у него оставалось из отцовских владений в Южной Италии. Правда ему сравнительно легко удалось завоевать Сиракузы, но это было все, что он смог сохранить от некогда могущественной и обширной сицилийской державы Дионисидов. Да и здесь его правление было совсем недолгим.


                3. Тимолеонт

Сиракузяне отправили послов в Коринф и попросили предводителя, который принял бы в свое смотрение город и восстановил бы наконец демократию. Коринфяне послали к ним Тимолеонта, сына Тиманета. Он почитался в то время первым коринфским полководцем, а свою гражданскую доблесть доказал тем, что лично убил родного брата, помышлявшего об установлении в Коринфе тирании. Летом 345 г. до Р.Х. Тимолеонт на 10 кораблях отплыл из Коринфа и прибыл в Регий.

Как раз в это время в Сицилию с большим войском переправились карфагеняне во главе с Ганноном (http://www.proza.ru/2018/06/07/193), а леонтинский тиран Гикет осадил Сиракузы. По прошествии некоторого времени, из-за недостатка припасов, осаждавшие решили отступить. Дионисий погнался за ними и навязал сражение. Тиран надеялся, победив Гикета, вновь установить свой контроль над Леонтинами, но все случилось не так, как он хотел - сиракузяне потерпели поражение. На плечах бегущих победители  ворвались в Сиракузы и овладели всем городом, кроме Острова.

Через три дня после сражения в Сиракузы из Регия прибыли сторонники демократии во главе с  Тимолеонтом. Ночью, рассеяв сторонников Гикета, они ворвались в город и захватили  большую его часть, кроме Архидины. Таким образом, Сиракузы оказались поделены на три части: Дионисий владел Островом, Гикет – Архидиной, а Тимолеонт – остальным городом. В то же время гавань занял флот карфагенян. Войско Тимолеонта было самым незначительным, и на первый взгляд он не имел никаких шансов на успех. Но поскольку он обещал сицилийцам вольность и свободу, многие из них склонились на его сторону. Катанейцы первые прислали на помощь большое войско. Их примеру последовали некоторые другие города. Из Коринфа прибыла эскадра в 10 кораблей. Карфагеняне, напуганные ростом сил Тимолеонта, вскоре отступили от Сиракуз. Их союзник Гикет в 344 г. до Р.Х. был разбит и бежал. В 343 г. до Р.Х. Тимолеонт, доведя Дионисия своей осадой до крайности, уговорил его сдаться и уехать в Коринф. Там свергнутый тиран жил еще долго и спокойно как частное лицо. Пишут, что к концу жизни он растерял все свое величие:  кутил со всяким сбродом в кабаках и якшался с певичками. Деньги на жизнь он зарабатывал уроками.      (Диодор: 16; 65-70). 

Овладев крепостью, Тимолеонт  не поддался чувствам, которым до него уступил Дион, и не пощадил ни красоты этого места, ни богатых построек, но, остерегаясь подозрений, которые сначала очернили, а потом погубили Диона, известил сиракузян, что оплот тиранов срывается до основания и каждый желающий может прийти со своею киркой и принять участие в этой работе. И все пришли как один, считая это извещение и этот день доподлинным началом своей свободы, и разрушили, и срыли не только крепостные стены, но и дворцы тиранов, и памятники на их могилах. И сразу же Тимолеонт распорядился  выровнять почву и воздвигнуть здание суда, не просто угождая гражданам, но с самого начала вознося демократию над тиранией.

Впрочем, в руках Тимолеонта был только город, но не граждане: одних истребили войны, другие бежали от тиранов, и такое было в Сиракузах безлюдье, что городская площадь заросла высокой травой, и там паслись лошади, и в густой зелени лежали пастухи. Прочие города, кроме лишь очень немногих стали обиталищем оленей и кабанов, так что люди, которым нечем было заняться, нередко охотились в предместьях и вокруг городских стен. Никто из жителей крепостей не откликался на зов и даже не думал переселяться в город, напротив, каждый испытывал страх и ненависть к народному собранию, государственной деятельности, возвышению для ораторов – к тому, что чаще всего порождало у них тиранов. (Плутарх «Тимолеонт»; 22).

Овладев Сиракузами, Тимолеонт  приступил к работе над новым сводом законов, учреждая в городе демократию, и установил до мельчайших деталей договорное право и все подобные вопросы, обращая особое внимание на равноправие.  В 342 г. до Р.Х. он продолжил войну с Гикетом. Осада Леонтин не принесла ему успеха. Тогда Тимолеонт принудил к сдаче Энгиум, а тамошнего тирана  Лептина отпустил в Грецию. В Энгиуме и Аполлонии он восстановил демократию. Вскоре вслед за тем он овладел Энтеллами и здесь также установил демократию. После этого все сицилийские города заключили союз с Тимолеонтом, потому что он всем позволял жить по их законам.

 В 340 г. до Р.Х. карфагеняне, встревоженные усилением Тимолеонта, переправили на остров 70-тысячную армию. Перед лицом внешней угрозы Тимолеонт заключил мир и союз с Гикетом. Собрав со всей Сицилии войско, он вторгся в пределы карфагенян. Хотя силы противника значительно  превосходили его собственные, он уверенно вступил в сражение у Акраганта и обратил врага в бегство. Множество карфагенян утонуло в реке, а священная когорта – цвет африканского войска – вся  полегла в этой битве до последнего человека. Тимолеонт захватил огромную добычу и с великим торжеством вернулся в Сиракузы.

В 339 г. до Р.Х. с карфагенянами был заключен мир. Границей их владений в Сицилии стала река Лик. После этого Тимолеонт легко победил Гикета, который был казнен вместе со своим сыном. От Леоонтин он двинулся к Катане и разбил тамошнего тирана Мамерка. Мамерк бежал в Мессену, где правил тиран Гиппон. Тимолеонт подошел к городу и осадил его с суши и моря. Гиппон пытался бежать на корабле, но был схвачен мессенцами, которые предали его мучительной смерти в театре. При этом они  приводили  из школы детей, чтобы показать им, по словам Плутарха, самое прекрасное и благородное зрелище – казнь тирана. Мамерк был взят в плен, и по приговору суда его распяли в Сиракузах на кресте. Наконец Тимолеонт взял Агириум, изгнал тирана Аполлониада и даровал агириумянам права сиракузского гражданства. Точно также леонтиняне были переведены в Сиракузы и умножили собой число граждан. Плутарх сообщает, что приняв Сиракузы в запустении, Тимолеонт в короткий срок  довел число граждан до 60 тыс.  Были так же заселены Акрагант и Гела, которые уже много лет лежали в руинах, совершенно обезлюдевшие. Истребив и изгнав всех тиранов, заключив всеобщий мир, Тимолеонт в короткое время превратил истерзанную многолетними войнами Сицилию в цветущую и богатую страну. Умер он в 337 г. до Р.Х. (Диодор: 16; 72-73,77-79,82).

Македония на пути к гегемонии http://www.proza.ru/2010/05/10/183