За клюквой

Татьяна Пороскова
За клюквой надо идти пять километров по лесной дороге к Протасовскому озеру , ещё его называют Заозерским или озером Перд. За ним уже начинается Архангельская область. По преданиям,  Протас, Поросок и Курьян были первыми жителями этих мест. Как рассказывал мне ветеран Великой Отечественной войны Павел Ефимович Сазонов, общались они друг с другом при помощи деревянных досок постукиванием по ним, это было что-то вроде звуковых барабанов. Сведения об этом переходили от поколения к поколениям.
  Дорога почти непроезжая и для тракторов: сплошные ямы с водой, настилы из брёвен, скользкие от утренней росы доски. Минуем Кагатрино болото, где впервые я увидела гранатовые россыпи клюквы и обомлела.
Крупные ягоды величиной с вишню лежали порознь на зелёном мху и притягивали к себе. А под ногами что-то жутко, утробно  и первобытно хлюпало. Нельзя было встать на колени, они становились мокрыми. Только согнувшись,  собирают клюкву, ягодка по ягодке.
    А товарищи мои – женщины постарше меня лет на десять. И собирать клюкву для них привычно. Выросшие в этих местах, они свободно чувствуют себя на болоте, там легко дышится. А я теряюсь, когда ступаю в зелёный мох, где нет ни одного следа. Сознание подсказывает: не ходи! Внутри всё холодеет от страха. Нет следов – опасность.
Спасибо тебе, болото, за науку, за нетронутую  красоту, за волшебные ягоды.
Но надо ещё пройти эти пять километров с тяжёлым рюкзаком за спиной.