Самая дорогая картина Репина. Парижское кафе

Алина Алексеева-Маркезин
Илья Ефимович Репин «Парижское кафе», 1885г.

           В июне 2011года в рамках первой сессии аукциона русского искусства Christie’s в Лондоне шедевр Ильи Репина "Парижское кафе." был продан за 4 521 250 фунтов стерлингов (7 383 201 долларов). Полотно побило рекорд стоимости произведений русской живописи, проданных в рамках русских торгов, проводимых международными аукционными домами.
            По результатам этой продажи И.Репин вошел в топ-10 самых дорогих русских художников, в котором стал первым представителем классической живописи.

Предыстория создания  картины "Парижское кафе"

      В 1872 году за работу «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил Большую золотую медаль Академии и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, и уже с 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии. В биографиях Репина указывается, что «корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление», но зато он проявил интерес к новым модным течениям в живописи, родиной многих из которых и был Париж.Эта поездка была для Ильи Ефимовича временем творческих исканий и экспериментов.

      Об этом говорит хотя бы тот факт, что в Париже работая над традиционно русским сюжетом в картине «Садко в подводном царстве», Илья Ефимович начал работу и над «Парижским кафе», считая для себя эту картину экспериментом.
 
          Законченная работа была выставлена в апреле–мае 1875 года в парижском Салоне под названием «Кафе на бульваре (Le Caf; du Boulevard)», хотя участие в Салонах запрещалось правилами Императорской Академии.

       Сама работа вызвала горячие споры между художником и его главными наставниками – критиком Владимиром Стасовым и художником Иваном Крамским. Оппоненты стремились убедить Репина работать на сугубо русском материале.
        Крамской просто негодовал: «Я думал, что у вас сидит совершенно окрепшее убеждение относительно главных положений искусства, его средств и специально народная струна». Художник же пытался защитить свое право на свободу в творчестве.

          После "Бурлаков на Волге" (1870-1873) в Репине видели главного певца народа и его страданий…  И вдруг эта надежда прогрессивной критики начинает рисовать какие-то сценки в кафе. Скандал, конечно. Ни важности сюжета, ни народной, ни даже национальной темы. От картины, в сущности, в России ждали того же, что от романа. Если не ответов, на вечные русские вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?", то хотя бы их постановки.

         Выбор сюжета для данной работы не случаен. Как русский человек, наблюдающий жизнь общества во французской столице, Репин уже примерял на себя роль «живописца современности». И на картине либеральное и раскрепощенное парижское общество.

         Он увлечен работами Гюстава Курбе, Эдуарда Мане и находится под обаянием первой выставки импрессионистов. Впрочем, это обаяние явно сливается с обаянием парижской жизни.  Он почти не отделяет одно от другого в письмах: "Французская живопись теперь отбросила… академические и всякие наносные кандалы. Царит наконец настоящее французское, увлекает оно весь свет блеском, вкусом, легкостью, грацией…"

               Репин стал первым русским художником, осмелившимся состязаться с самыми прогрессивными европейскими живописцами своего времени.Так «Парижское кафе» было написано раньше, чем картины французских художников с групповыми портретами парижан на отдыхе, в кафе или барах, ставшие классикой импрессионизма.
 
ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

           "Парижское кафе" передает блестящую, волнующую атмосферу городской жизни, которая напоминает театр, где все зрители и все актеры. Но не меньше это полотно вдохновлено живописными задачами, которые решала европейская живопись.

         Он, конечно, далек от импрессионизма. Но возникает странное ощущение, что художник  пытается решить те же задачи, что они, но привычным для него способом - создавая масштабное полотно, с тщательно выбранными натурщиками (среди них оказываются знаменитый парижский критик, художник, романисты, актриса) и с внятным сюжетом.

    Он выстраивает картину как мизансцену, где на переднем плане - красавица с соболиными бровями и вызывающе гордым видом. Собственно, она выглядит тем "солнцем", вокруг которого вращаются остальные герои. Для Репина герои прежде всего воплощение французского духа, это "парижские типы".

       Илья Ефимович тщательно прорабатывает передний план. Внимание зрителя поочередно привлекают группы персонажей, занятые беседой, позированием, чтением. Но большинство героев обращает свои взволнованные взгляды на фигуру пришедшей в кафе без сопровождения женщины.

         Один из двух покидающих кафе мужчин безразлично зевает — скорее всего, он коренной парижанин, а вот его английский спутник пристально рассматривает даму через пенсне, не веря такой откровенной дерзости.Прототипами персонажей являются представители культурной жизни Парижа. Мужчина в черном, расположенный в центре — известный художник Жан-Леон Жером.

           Французский поэт, романист и драматург Катюль Мендес послужил моделью для образа мужчины в котелке за соседним столиком.

        За крайним столиком справа — натурщик Эмиль Бело (это, вероятно, уже дань Эдуару Мане, для картины которого под названием «Кружка хорошего пива в 1873 году позировал Бело)

Главное действующее лицо

       Самая шокирующая для современников Репина деталь полотна — горделивая дама в черном, расположившаяся за столиком на первом плане. Это актриса Анна Жюдик (Анна Мари Луиза Дамьен), которая без всякого смущения сидит в кафе совершенно одна. Именно поэтому другие персонажи картины посматривают на нее с недоверием — женщина в кафе и без сопровождения!

          При том, что рядом за столиком сидят дамы, в том числе немолодые, это отсутствие "эскорта" выглядело по тем временам дерзким. Иначе говоря, Репин выбрал мелодраматический сюжет, в котором двусмысленность положения, в которое поставила себя главная героиня, могла служить для подчеркивания ее эротичности, равно как и свободолюбия, эмансипированности.
 
       Первоначально дама должна была не сидеть, а стоять, словно ожидая чьего-то прихода. Об этом говорит один из подготовительных этюдов к картине. На лице героини эмоции ожидания и волнения. Положение её фигуры как нельзя лучше показывает баланс наклона на стул и взгляда вдаль.Затем художник усадил героиню на стул и сделал ее самоуверенной беззастенчивой «кокоткой».

     По неизвестным причинам несколько позже Репин переписал лицо актрисы, и много лет ее взгляд был стыдливо опущен. Только благодаря последнему владельцу работы, который провел рентгеновское исследование, в 1936 году верхний слой краски был снят, и к Анне Жюдик вернулся ее горделивый вид.

       Надо заметить, что владелец полотна очень бережно отнёсся к картине. Он предусмотрительно заказал копию лица маслом, прежде чем был снят верхний слой, поэтому и стало ясно, что поверх изначального изображения художник написал лицо со своего эскиза.
         Почему Репин решил изменить образ, остается тайной — возможно, он хотел повысить коммерческую привлекательность картины, поменяв центральную тему с рискованной на более приемлемую для общества?

         Как бы там ни было, по-видимому, для Репина именно специфичность сюжета и типов определяли ту особую атмосферу парижского кафе, которую он стремился запечатлеть. Но все же и зажженные огни, и афиши бала на стене, и вся смутно различимая жизнь в глубине полотна, кажется, обещали рассвет другого дня и нового века, в котором утонченность и праздничность, театральность и искусственность будут цениться выше актуальности и важности темы.

В любом случае, перед нами замечательное полотно выдающегося мастера.

       "Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем людей, чем близких, чем друзей, больше чем всякое счастье и радости жизни нашей. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, — неизлечимо. Где бы я ни был, — оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях — лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы в моей жизни"  И.Репин.

Текст с деталями картины.http://maxpark.com/community/6782/content/1783947