Сердце матери. Притча

Вера Вавилова-Кириченко
В дружной семье Азамата родился первенец, долгожданный сын. Назвали его Джамалом. Рос мальчуган смышленым, крепким, красивым. Родители нарадоваться не могли, глядя на него. Скоро Азамат в дорогу собрался, на заработки в дальние края. Шли годы, а он так и не вернулся домой. Пропал в чужом краю. Ирада, жена его, долго ждала. Всё на дорогу глядела, не покажется ли силуэт мужа на горизонте. Не дождалась. Сама сына растила, кормила, одевала, ночи не досыпала. И вырос Джамал статным молодцем, красавцем. Говорит он однажды матери:
-  Пойду я, мама, по свету счастье своё искать. Хватит дома сидеть. Стану богатым, построю дворец с куполами. Тебя к себе заберу.
Горько улыбнулась мать, но отговаривать не стала. Собрала ему в дорогу котомку с едой да тёплыми вещами. Обняла его на прощанье, благословила. Долго в пыли дорожной стояла, вслед сыну глядела, пока он за горизонтом не скрылся. Шли годы, а от сына весточки всё нет. Чувствовала Ирада сердцем своим материнским, что попал он в беду, лежит в зиндане на дне чёрной ямы и страдает от жажды. Вышла в степь Ирада и взмолилась, обращаясь к Солнцу и Ветру.
-  О, великое Светило, о, Ветер летучий, попал сын мой Джамал, кровиночка моя, в беду. Возьмите мои слёзы  -  пусть спасут его от жажды, заберите сиянье глаз моих, остроту зрения и несите через степи и пустыни сыночку моему. А косы мои чёрные не нужны мне больше. Подхвати их, буйный Ветер, сплети из них верёвки прочные, помоги сыну на свободу выбраться.  - 
Весь день и всю ночь молила Ирада. Сжалились Ветер и Солнце над горем материнским, выполнили её просьбу.
Шло время, сменялись дни и ночи. Опять заныло сердце матери, предвещая беду. Карабкается сын её, Джамал, по скале отвесной, а силы кончаются. Вот, вот в пропасть сорвётся. Вышла Ирада ночью тёмной, обратилась к Месяцу серебристому:
-  Месяц мудрый, ты ночами не спишь, по небосводу гуляешь, со звёздами играешь. Ты видишь, как Джамал, сын мой, в беду попал. Возьми силы мои жизненные, здоровье моё напитай его тело, дай возможность скалу одолеть.  –
Так просила и причитала бедная женщина, что не смог Месяц устоять перед её мольбами. Сделал всё, как просила.
Много времени прошло. Джамал мимо родного края проезжал. Кони в дорогой збруе   запряжены в карету золочёную. Сам Джамал в парчовом халате, в тюрбане, расшитом золотом, на сундуках с драгоценностями сидит, в этой карете едет. На дороге в пыли нищенка стоит  -  грязная, сгорбленная старуха. Седые волосы из-под платка космами на  морщинистое лицо свисают. Тусклые глаза на дорогу с надеждой смотрят. Костлявая рука посох слабыми пальцами сжимает. Вдруг лошади вздыбились, колесо с оси слетело, карета накренилась. Вышел Джамал, на старуху даже не взглянул, только поморщился от брезгливости да плёткой замахнулся.
-  Пошла вон, оборванка!  -
Не узнал в несчастной женщине свою мать, забыл о доме родном. Починили слуги карету. Промчалась она мимо старухи, обдав клубами пыли. И взмолилась тогда женщина, руки заломив:
-  О, Земля матушка, выполни просьбу мою последнюю. Ты видишь, как окаменело сердце сына моего Джамала. Не растопить этот камень моими слезами, да и нет их уже, все выплакала. Возьми меня к себе, матушка Земля, а сердце моё горячее сыну отдай. Это всё, что у меня осталось. Я в земле сырой лежать буду и радоваться, что мой Джамал с живым сердцем по земле ходит,  -   
И застонала Ирада, упала в траву, как подкошенная, землю руками обняла. Сжалилась Земля, сделала всё, как она просила.

Джамал три дня и три ночи над могилой матери стоял. Сердце живое кровью обливалось. Затем снял он дорогие одежды, всё злато-серебро бедным людям роздал. Надел рубище на себя, из холстины сумку через плечо перекинул и пошёл по свету историю эту другим в назидание рассказывать. Так и ходит где-то дервиш Джамал, бедным помогает, обиженных жалеет, больных врачует и за свои добрые дела ни гроша не берёт.