Улица Ленина здание Почты России

Гайдамака Светлана
За годы прошедшие со времени основания нашего города улица Ленина многократно меняла обличие. То застраивалась купцами под лавки, а зажиточными гражданами под дома, то разрушалась во время Революции, ВОВ и Бог еще знает каких конфликтов, которые пережил наш славный город. Сегодня купеческие лавки уступили место торговым центрам, магазинам, кафе, но в домах, как и прежде, живут люди, как и прежде это место очень популярно как у горожан, так и  у гостей города.
Знакомство с интересными местами Ленинской, предлагаю начать со здания Почты России. Здание, расположенное по ул. Ленина, 43, весьма необычно, выполнено в смешанном стиле. Здесь и колонны, и скульптуры, и балкончики, и надписи, выполненные прямо на фасаде. Оно было построено в 1950–1951 годы по проекту архитекторов С. С. Ожегова, А. А. Зубина и А. С. Муравьёва и получило название Дом связи. В настоящее время является памятником архитектуры федерального значения, согласно Постановлению Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 года. Впрочем, история, хранимая его стенами, не менее колоритна. 
Первые письменные сообщения о почтовой службе на территории Орловского края относятся к XII в., когда первое российского государство – Киевская Русь - уже распалось, но процесс дробления еще продолжался. Князья старались увеличить свои владения за счет соседей, боролись друг с другом, вступали во временные союзы, что требовало не только личных встреч, но и поддержания связи через письменную корреспонденцию. В то время сообщения передавались с гонцами. С территории будущей Орловщины карачевский князь Святослав Всеволодович во 2-й половине XII в. передал своему дяде Святославу в Козельск предупреждение об опасности: “Давыдовичи с Ростиславом Смоленским хотят идти на тебя”. Пока это послание является первым из обнаруженных упоминаний об орловской почте.
Последующие 18 и 19 века без ложной скромности можно назвать «золотым веком» почтовой службы. Писали много, писали часто, это было необходимо не только для ведения дел, но и модно. В девятнадцатом веке почта ассоциировалась в первую очередь с конной повозкой. Разумеется, в городе было немало подобных повозок – извозчичьих в первую очередь. Орловские извозчики не вдохновляли. Некто В.А. Друцкой-Соколинский писал: “Все они были владельцами старых потрепанных пролеток без верха, все винтики и гайки которых звенели при каждом движении экипажа. Худые старые лошади плелись ленивой рысцой. Возница почему-то сидел всегда боком на своих козлах, держа в одной руке кнут, а в другой обе вожжи, которыми немилосердно и ежесекундно дергал свою клячу. Его когда-то синий, а от солнца совершенно серый армяк имел на верху спины единственное украшение – цинковую четырехугольную бляху с его номером… Весь выезд был удивительно убог и невероятно ветх”. Правда, и в извозчичьем быту была своя романтика. Герой бунинской “Жизни Арсеньева” распространялся по этому поводу: “На Московской я заходил в извозчичью чайную, сидел в ее говоре, тесноте и парном тепле, смотрел на мясистые, алые лица, на рыжие бороды, на ржавый шелушащийся поднос, на котором стояли передо мной два белых чайника с мокрыми веревочками, привязанными к их крышечкам и ручкам”. Но, как известно, ничто не стоит на месте. Развивалась и почтовая служба. Ее работа регламентировалась при Николае I (1825-1855) Положением об устройстве почтовой части, а при Александре II (1855-1881) – Почтовым уставом, принятым в 1857 г. Важной заботой почтовых работников было обеспечение высокой скорости доставки корреспонденции. В этом вопросе у орловских почтовиков не все было в порядке, и вопрос “о промедлении почт и эстафет” рассматривался 26 мая 1874 г. в присутствии Орловской губернской почтовой конторы. Главными нарушениями были названы несколько случаев опоздания эстафет и почт. Например, 9 января 1874 г. эстафету из Севска в Орел ямщики передали в Дмитровске другим ямщикам, и она дошла по назначению на 1 час 25 минут позже контрольного срока. А ведь эстафетная корреспонденция оплачивалась не только весовым сбором, за нее с клиента брали еще и прогонные деньги вместе с поверстными.
Другой случай относился к обычной почте. 24 апреля почта из Трубчевска в Брянск была оставлена на Комягинской почтовой станции и ждала, пока брянские ямщики не будут возвращаться домой, и в результате опоздание составило 5 часов 50 минут. Наказанию были подвергнуты содержатели почтовых станций, которые и обеспечивали возку почты.
В течение XIХ в. крепостнические черты  почтовой службы уходят вместе с крепостным правом. Совершенствуется система оплаты почтовых услуг: почта выпускает штемпельные конверты, появляется почтовая марка, создается новый вид корреспонденции – почтовая карточка. Стоит отметить, что в Орле одной из первых в России выпускается иллюстрированная почтовая карточка.  Идя в ногу с техническим прогрессом, почта использует железнодорожный транспорт почти с момента его возникновения. В XIX в. у почтовой связи появляются младшие братья, новые средства связи – телеграф и телефон. В 1881 году “Орловский вестник” сообщал: “У нас в Орле недавно сделана попытка введения телефона. Квартира полицмейстера соединена с полицейским управлением телефоном, действующим пока вполне исправно”. Прогресс неотвратимо наступал.
Сегодня на вооружении почты самые современные средства, это современное предприятие, где трудятся почти 3500 работников, из которых 1705 - почтальоны. В состав Орловского филиала "Почты России" входит 10 почтамтов. Услуги почтовой связи предоставляет 470 отделений связи, из них 412 находится в сельской местности. Население области обслуживают почти 3500 работников почты, из них 1705 - почтальоны.
 В клиентском зале Орловского почтамта для посетителей открыты 3 временные музейные экспозиции: «Орловская почта в годы Великой Отечественной войны», «История Орловской почты» и «Почта глазами детей». Основу музейных экспозиций составляют документы архивов Орловского филиала и Государственного архива Орловской области, а также экспонаты, относящиеся к истории почты, найденные в почтамтах и отделениях связи. Ведется работа по созданию музея почтовой истории Орловского края.