Парадокс Лжеца

Лариса Баграмова
Существование парадокса лжеца основано на предположении о возможности определить личность говорящего в текущий момент времени (в момент говорения), а не только лишь до или после.

Полагается, что лжец потому лжец, что лжёт, то есть существует как лжец. А говорящий правду потому говорящий правду, что говорит правду, то есть существует как правдивый.

Однако текущее время не определено: мы можем определить лишь прошлое как уже прошедшее и будущее как ещё не наступившее. Определить текущий момент невозможно, так как он заведомо короче (стремится к исчезновению) любого нашего состояния.

Потому каждого говорящего как существующего возможно определить только либо в связи с его опытом (как проявление прошлого), либо в связи с его намерениями (как проявление будущего).

Если лжец, пребывая в состоянии лжеца, и дальше пребывает в этом же состоянии, то и в своём прошлом (лжец) и в будущем (лжец) он способен говорить только ложь и, следовательно, он скажет «я говорю правду» – и это будет ложь.

Если же лжец, пребывающий в состоянии лжеца, меняет своё состояние на состояние говорящего правду, то и в своём прошлом (лжец) и в будущем (говорящий правду) он говорит «я говорю правду», при этом в прошлом (ещё лжец) – это ложь, а в будущем (уже говорящий правду) – это правда.

Теперь что касается говорящего правду. Если он и далее намерен пребывать в том же состоянии, то в своём прошлом (говорящий правду) и в будущем (говорящий правду) он скажет «я говорю правду» – и это будет правда.

Если же говорящий правду меняет своё состояние на состояние лжеца, то в прошлом (говорящий правду) и в будущем (лжец) он тоже скажет «я говорю правду» и в прошлом (ещё говорящий правду) – это будет правда, а в будущем (уже лжец) – это будет ложь.

Таким образом, только фраза «я говорю правду» несёт в себе какое-то смысловое содержание, при этом она может являться и ложью, и истиной. Фраза же «я лгу» никакого смыслового содержания не имеет – это пустое множество смыслов.