Принять вызов. Мерген Челтанов

Литклуб Листок
 
         Я иногда пишу стишки. Периодически они мелькают в газете, что-то выкладываю в Интернет. Ребята, знакомые «лайкают», говорят: «Продолжай!». Особо искушенные терзают: «Когда уже сборник выйдет?», «Давно пора бы уже книжку издать».  Десять лет прошло с начала первых моих литературных экспериментов, на дворе уже 2015-й год, кстати, объявленный годом литературы. Хотелось бы об этой литературе, в частности, местной, немного поговорить с позиции любителя.

         За это время мне довелось познакомиться с пишущими людьми — в основном, такими же любителями, разного уровня и разных направлений, разного пола, возраста и убеждений. Есть и знакомые профессионалы с узнаваемыми именами. Всех нас объединяет одно: мы пишем и осознаем, что читателей всё меньше, сложнее их найти и завоевать их интерес; меньше появляется новых имен, особенно молодых. Мне кажется, что  роль писателей значительно изменилась.

         Некоторые из пишущей братии ностальгируют по старым добрым временам, когда статус писателя был чем-то крупным, порой недосягаемым. Этот статус означал успех, уважение, популярность. Где они, те благословенные времена, когда все поголовно читали, когда книга была одним из главнейших атрибутов жизни любого человека, когда даже пропащий двоечник читал, держа на коленках под партой «Шагреневую кожу» или новеллы Мопассана?

         Прошло то время. Канули в Лету господдержка, многотысячные тиражи и бесплатные квартиры. Сейчас писатель, поэт — это статус души, хобби. Статус этот стал беднее, приземистее, независимее, но не лишенным искренности. Много трудностей стало на пути писателей. Дорогущие типографии, неизвестность, отсутствие спроса. Упадок, неопределенность. А всё потому, что новая реальность пришла, а старый стереотип остался.
Новое время, информационный век. Он бросает писателям вызов. И этот вызов писатели должны принять.

         Уже недостаточно «писать в стол». Недостаточно просить бюджетной поддержки. В прогрессивных кругах, во всем мире в сфере литературы и искусства в целом намечается тенденция поощрения деятелей, тех, кто действиями влияет на происходящее. Это выходит на первый план, а не загадочность и утонченность творческой души. Только активное продвижение искусства - яркое, целенаправленное, эффектное и массовое - может обратить на себя внимание, изменить порядок вещей. Нужен громкий, уверенный голос, актуальность и современность. Я считаю, что и поэтам, и читателям не хватает живого слова. Писатель и читатель не должны жить, как соседи, разделенные бетонной стенкой. Они должны общаться и быть друзьями.
Библиотека им. Чевалкова несколько лет назад проводила литературные автобусы, но больше всего мне запомнилась блестящая в своем успехе акция «Поэтический микрофон». Самобытные авторы и простые читатели собрались, заполнили битком зал и с удовольствием читали произведения любимых авторов и своего собственного сочинения. Сочетание живого общения, уютной дружелюбной атмосферы, целевая аудитория — всё способствовало неподдельному интересу, массовости и, в конечном итоге, успеху мероприятия.
         Вспоминая успех поэтического микрофона, можно сюда присовокупить не столь массовые, но тоже довольно интересные встречи литературного клуба «Листка».
В Майме  на базе Центра культуры и библиотек периодически собираются самодеятельные майминские авторы из клуба «Повозочка».
         Если взять соседние города - Бийск, Новосибирск, Барнаул - то там также имеются свои клубы, которые, в основном, так же варятся в собственном соку, собираются поэты и читают сами себе стихи. Однако есть и исключения. В новосибирских заведениях вроде «Агарты» или «Бродячей собаки» проводятся поэтические «баттлы», «пирожковые поединки», музыкально поэтические фестивали (Сибирский Шестиструнный Андерграунд, Experience). Такие заведения позиционируют себя как площадки для музыкальных и поэтических вечеров, так сказать, для культурного отдыха. Их организуют независимые лица, заинтересованные в популяризации и активном продвижении искусства, необычных и оригинальных авторов. Они понимают, что без действия не будет воздействия, и ищут и находят новые, интересные виды подачи творчества, прощупывают мнение общества, чтобы заинтересовать публику, подбирают целевую аудиторию и соответствующий формат. Причем, зачастую это окупается финансово для организаторов, приносит широкую известность и, самое главное, много новых знакомств, море вдохновения и большой стимул для дальнейшего творчества.

        У нас в городе и в целом по республике  не наблюдается литературных мероприятий, ориентированных на широкую публику. Либо это тематические вечера, посвященные юбилейным датам, либо какие-то другие, о которых знают только посвященные и избранные. Из мероприятий, которые вызывают живой интерес, о которых говорят — это, конечно же, «Родники Алтая» - Дни славянской письменности. Однако я не пытался в них принимать участие, чисто из непонятных комплексов - если автор - алтаец, пишет на русском языке - то ни туда, ни сюда, как-то не в рамках.
         Наслышан был я и о фестивале Александра Брехова в Мульте, этому фестивалю в этом году даже присвоили статус республиканского. Хотелось бы посещать такие мероприятия, но не у каждого есть возможность сорваться и поехать в чужое село за 400 км на несколько дней. В плане поездок, кстати, полезен опыт наших филармонистов. Почему бы поэтам и писателям не собраться толпой и не организовать турне? Я думаю, если есть уверенность в себе и есть чем заинтересовать публику, то это вполне отличная идея. Сколько у нас райцентров, сколько сельских клубов, сколько сельчан - сидят и скучают от однообразной обыденности? Вряд ли кто-то сможет ехать из деревни в Мульту или Горно-Алтайск послушать наших авторов, нужно самим приезжать и выступать в клубах. Параллельно там же, на местах, проводить презентации, напечатать на принтере самиздатовскую газету и раздавать вместе со сборниками. Тогда об этом заговорят, засуетится пресса, люди проявят интерес. А пока ребята пишут «в стол» и мечтают о славе, их потенциальная аудитория смотрит ТВ, тыкается в телефон, сидит за компом и читает анекдоты.

Теперь о печатном слове.
Неплохая тенденция наблюдается в местной прессе. «Листок», «Звезда Алтая», «Сельчанка», «Вестник» публикуют местных авторов, это отличный шанс поделиться творчеством с читателями. По сути, газеты и интернет на данный момент единственный эффективный и массовый рупор пишущей братии.
Нередко люди отдают немалые деньги на издание сборников, однако об эффективности здесь говорить приходится не всегда. Почему-то не располагаю я данными об окупаемости этих сборников, ни, тем более, слыхом не слыхивал, чтобы кто-то разжился денежкой от их реализации. Издание авторских сборников, да и еще себе в убыток, мне видятся пока лишь способом собрать в единое целое  свое творчество, материализовать идею и потешить этим свое эго.

         Конечно, можно вспомнить успех Рустама Тодошева, когда вышла его книга «Пока Луна не состарилась». Это был расцвет популярности его творчества, до этого он часто публиковался в прессе, постоянно был на слуху, и вдобавок сыграл его успех и высокое признание таланта на писательском форуме в Москве. Всё это сделало свое дело, и книгу расхватали с полок. Лично у меня было две этих книги, одна из них с автографом — и обе пошли по рукам и так не вернулись.
         На мой взгляд, хорошая тенденция - многоавторские сборники. Согласитесь, читателю интересней ознакомиться в одной книге со срезом всей местной литературы, познать ее в многообразии. Оптимально по 3-5 лучших произведений, чтобы читатель мог оценить в должной степени потенциал автора. Читателю вряд ли будет интересно знакомиться с авторским 100-страничным опусом начинающего писателя-любителя. Да и авторский сборник, созданный единолично, уступает коллективному сборнику в объективности оценки содержимого. И, безусловно, коллективные сборники обходятся дешевле: вдесятером книгу издать гораздо легче, чем одному.

         В плане поддержки, развития потенциала хорошим стимулом могла бы стать авторская премия: в рамках фестиваля конкурса участники и неравнодушные зрители могли бы делать взносы, и потом по результатам зрительского голосования определять достойных. Так, кстати, часто делается на рок-концертах и других подобных мероприятиях. Главное, чтобы все было справедливо и прозрачно. Средства на премию или на издание сборников можно собирать в интернете на базе стартовых площадок для различных проектов.   
Идей много, попытка — не пытка, а действие — хуже бездействия. Только опытным путем можно определить, что приживётся, что будет интересно читателям. Но именно ориентация на читателя, активное с ним взаимодействие может привести к успеху.