ЧЕМУ БЫТЬ. Глава восьмая

Людмила Лунина
Старая скамейка, прижавшись к бревенчатой стене дома, надежно  хранила дневное тепло и наши прежние девичьи тайны.
 
- Я расскажу тебе всё. Только ты меня не жалей, пожалуйста. От этого труднее.- начала Ириша -  Липочка  - не умственно отсталая, это  другое. Слабая, слава богу, форма   эпилепсии.  Передалась от Сани. Тому — от отца.
Но у них болезнь   явно   не проявлялась, и  я не понимала, почему  его родители и он не хотели  рождения ребенка. Решила рожать, а они не остановили. Всё раскрылось, когда у дочки в полгода    стали закатываться глаза и начались  судороги.
Мы с бабулей  боролись четыре года. Консультировались у разных специалистов, обследовались. По нескольку месяцев в году   жили  в больничных палатах. Когда мама уехала к первому мужу, сначала сдавали, а потом продали городскую квартиру, чтобы хватило денег на лечение. И  многое получилось. Принимая лекарства, Липочка  вполне здорова, если не нервничает. Только замкнута очень. И  устает быстро. 

Она   заговорила медленнее, словно пересиливая себя:
- Саня сначала держался. Во всём мне помогал. А потом  запил. На почве алкоголя у него начались припадки. 
Стало  очень трудно. Знаешь, в квартире у нас везде были приготовлены ложки, обмотанные тканью, чтобы во время приступов больному зубы разжимать. Липочка помнит, как играла этими ложками.
Я пыталась  остановить Саню, помочь  - не получилось. Решила  терпеть. К бабуле вернулась, когда  буйствовать стал.  А он вскоре повесился.

- Господи, - ахнула я, стараясь не разреветься, и погладила Иришу по плечу. Она словно не почувствовала — продолжала:
- Ты, конечно, знаешь уже про проклятье. Веришь?
- Не знаю...
- А я  сперва  не поверила. Спорила с бабулей. Не соглашалась,  когда она просила дочку Липочкой назвать.  Думала,  что это  ерунда. А теперь уверена, что оно сбывается. И не только из-за Липочки и Сани.
- Что-то ещё случилось?
- Да как сказать? Прояснилось, что ли, когда бабуля умерла.
Народу на  похоронах собралось   неожиданно много  -  пол-улицы запрудили.  До дороги гроб на руках несли. Некоторые ко мне  подходили, говорили, что немало  добра делала людям безвинно пострадавшая  травница Елизариха — моя прапрабабка, выходит.  Что село осудило Шориных за донос, вот все их дети и разъехались в разные стороны от худой молвы.
Старшего брата в конце тридцатых на повышение в Москву перевели. Младший — в городе  стал на заводе работать, а потом на войне погиб. Последыш -  Нюрашка за офицера-пограничника  замуж выскочила.
На поминках старушки засиделись и про  проклятье вспомнили. Оказывается, тетка Екатерина в монастыре жила,  пока его не порушили.   В миру была единственная  привязанность — любимая племянница Липочка.  Уж очень убивалась из-за её смерти, потому сгоряча   и прокляла Елизаровых. 
И в один голос бабки повторяли, что раз "слово сказано",  проклятье, пусть и напрасное,    обязательно свершится.   Советовали мне смириться и терпеть. На волю Божью надеяться...

Я хотела рассказать, чтО видела в окно наутро  Иришиной свадьбы, но не понадобилось.  Ириша знала:
- После моего  замужества бабуля затеяла  снятие.  Ворожею позвала. Только не помогло ничего.
Сбывается проклятие.  Липочке здорового ребенка не родить. Да, и замуж, пожалуй,  не выйти. Сгинет  наш род. Даже раньше седьмого колена.

- Да, - вспомнила вдруг, - А ты знаешь, что Мишина мать — та самая Нюрашка, младшая  дочка  Шориных?
- Да ты что?! Так вы  поэтому  расстались?
- Ну, конечно. Вот  как всё переплелось. Но я её не виню. Сама старалась  бы своего ребенка   от такой любви спасти.
И вдруг улыбнулась  одними губами, как раньше:
- Хотя разве судьбу изменишь?   Уж чему быть...

продолжение- http://www.proza.ru/2015/04/14/1103