Групповая терапия - 5, 6 главы

Олег Васанта
5.

Домой мы идем вместе с Драконом.
- Ты же у нас верующий парень, Дуглас? – в своей обычной манере, ни с того ни с сего вдруг спрашивает он.
- Угу.
- И в ад тоже веришь? – в его голосе явственно чувствуется ехидца.
- Угу.
- Дуг, а ты не думаешь, что странно верить в ад, ни мало не беспокоятся о нем? Ну, о предстоящих, возможно вечных муках. Может, ты подобно героине одного романа Оруэлла, воображаешь себе этакий пустынный и безлюдный ад? В который добрый бог никого не посылает?
-Пустынный ад? - переспрашиваю я, - меня отчего-то завораживает сама идея.
-Ага. Символический ад, в который никого не отправляют… Так что и беспокоиться по-большому счету не о чем!
-Угу… А может мы и прямо сейчас живем в аду? – спрашиваю я вместо того чтобы что-то ответить. Впрочем, мысль далеко не нова...
-Ты – живешь в аду? – смеется Дракон. – Дуг, ты же невинен, как младенец… Не обижайся... Это ведь замечательно…
-Да ладно... - буркаю я недовольно.
-Понимаешь, - начинает пояснять Дракон, - я вовсе не хочу тебя задеть... Скорее даже завидую. Ты, несмотря на какие-то расстраивающие тебя невзгоды, живешь, как... единое целое с миром. Со всем этим так называемым социумом.
-Я? Вовсе нет! – вскидываюсь я. – Я вообще интроверт и этот... социофоб…
- Это все неважно. Ну, то есть… это, конечно, менее удобный способ существования, чем у экстравертов и прочих самовлюбленных... паразитов, - усмехается он каким-то своим мыслям. - Но в целом все не так плохо! Не думаю, что ты, так сказать, пробовал ад на вкус.
-А ты?.. К тому же... Ты разве во что-то такое веришь?
- Конечно, - неожиданно отзывается Дракон. – Я верю вообще во все. Во все подряд. Сажусь обедать и изо всех сил верю в необходимость пообедать. Еду на работу и верю, что это зачем-то нужно. Даже во сне я верю в целую кучу разных вещей.
Я усмехаюсь.
- Но... что такое ад для тебя?
- Ну, это просто. Классики давно все за нас написали. Ад - это невозможность любить. Поэтому, кстати, ты и не живешь в аду, - подмигивает он. - Ты еще столько всего любишь.
Я вспоминаю рыжие локоны Эльги и опускаю глаза. Затем вновь смотрю на бледный и самоуверенный подбородок Дракона.
- А ты?.. Разве не любишь?
- Я? – Кажется, Дракон всерьез задумывается.
Мы подходим к нашему выкрашенному некогда в голубой цвет, но сейчас скорее серому общежитию и заходим внутрь, причем, я пропускаю Дракона вперед, чтоб придержать после нас тяжеленную дверь. Вечно она так и хлопает! У тех, кто живет на первом этаже, небось, вещи с полок падают...
Комната Дракона находится на втором этаже, рядом с курилкой. Мы еще раз закуриваем перед тем как распрощаться на сегодня. Мне еще предстоит готовиться к завтрашним парам, отчего на душе особенно тоскливо. Дракон же, затягиваясь сигаретой, отрешенно и сосредоточенно смотрит перед собой.
- Не знаю, - произносит он вдруг.
Я вопросительно смотрю на него.
- Не знаю, люблю ли я хоть что-то по-настоящему, - добавляет он, адресуя мне короткий взгляд темных глаз поверх огонька сигареты.


6.

- Терпеть не могу антиутопии, - произносит Дракон в самом начале занятия. Неделя пролетела почти незаметно. И вот мы все опять собрались вместе.
- Почему же? –вопросительно поднимает брови доктор Эдвард.
- Да за их бездарность… Считается, что они заставляют задуматься, их преподают школьникам и все такое, но на самом деле антиутопия – это просто публичная мастурбация очередного умника…
- Ну-ну, я не был бы столь категоричен, - довольно мягко поправляет Дракона доктор.
- Чтение для замкнутых задро… подростков, - добавляет Дракон никак не желающий угомониться…
- Но ведь… если трезво поразмыслить, то наше будущее… скорее всего будет именно антиутопией, - произнес доктор. – Поэтому появление этого жанр весьма закономерно…
А ведь и правда, думаю я. Наше... ну, человеческое будущее… вполне вероятно…
- Но не такой тошнотворно-скучной и вымученной антиутопией, как все эти… Может, оно и будет антиутопией… но это будет живая, абсолютно реальная антиутопия, полная жизни, солнечного света… Травы, ветра, облаков! Надоедливых мух и прочих мерзких насекомых...
- Эй, - сказала Эльга, - я люблю жуков!
- ...в общем, все та же старая-добрая экзистенциальная жизнь, - закончил Дракон, - просто перенесенная на временной шкале немного вперед.
- Хм, кажется, я понял вашу мысль, - кивает доктор Эдвард.
- Но есть ведь японские мультфильмы-антиутопии, - вдруг произносит Радха. Там очень живые персонажи и… динамичные сюжеты. Какая разница, какой жанр у произведения? Важно ведь его внутренне содержание, настроение…
Доктор кивает, а Дракон смотрит на Радху особенно внимательным взглядом.
- Япония… господи боже мой… - бормочет себе под нос Джордж.
- О! – восклицает Эльга, точно ведь. - Надо будет взять в прокате пару кассет. Может, порекомендуешь что-нибудь? – Она смотрит на смущенную всеобщим вниманием Радху.
Мне тоже вдруг хочется посмотреть эти японские фантастические мультфильмы, и я усиленно киваю.
- Я-я… мне очень нравится… - начинает Радха.
- Эти японцы – сами персонажи антиутопии, - произносит вдруг Джордж несколько более громко, чем обычно.
- Точно, - неожиданно для меня согласился с ним Дракон. - Биороботы…
Радха растеряно замолкает.
- Ну, роботы - скорее немцы, - тут же вступается за японцев Эльга.
- Все мы роботы, - вдруг произносит доктор.
Мы удивленно смотрим на него.
Он удовлетворенно отхлебывает из фарфоровой чашки и обводит нас глазами. - Вот, к примеру, что вы сделаете если за окном раздастся удар от столкновения машин или, скажем… завоет волк?
- Подбежим к окну посмотреть, - откликается Эльга, ободряюще улыбнувшись Радхе, которой так и не дали высказаться.
- Именно! Это, конечно, упрощенный пример, но… на самом деле, если отследить собственное поведение, то, может статься, что все наши действия – лишь ответная реакция на мир вокруг.
- Так же… как у роботов! - произносит Эльга.
- Точно. В таком случае не так уж важно, в какой точке на шкале роботоподобного поведения находится, например, Джордж. Ведь, в конечном итоге - все мы роботы, даже наша прекрасная в своей экспрессивности Эльга. – Доктор улыбается, но как-то не очень весело.
- Ну, вы док загнули, – откликается Эльга несколько неуверенно.
- Я не робот, - начинает Радха. - Господь Кришна создал нас… - И вдруг замолкает.
Дракон криво улыбается в ответ своим мыслям, а мне вдруг становится как-то… Тесно внутри что ли…
- Радха права, - произношу я.
- Насчет господа Кришны? – чуть саркастично усмехается Дракон.
- Вообще-то это был Брахма… - говорит кто-то… а карие глаза Радхи становятся какими-то печально-растерянными. Она, кажется, хочет что-то сказать, возможно, даже многое, но так и не начинает.
- Все мы роботы, - повторяет доктор, выдержав небольшую паузу. – Но… стоит так уж расстраиваться? Возможно, важно - счастливый ли ты робот…
- Хорошо ли ты смазан! – не удерживается Дракон, к которому кажется вернулось чувство юмора.
- …или нет? – договорил доктор. Подумайте над этими вещами до следующего занятия.

Вернувшись в общежитие, я выкурил у распахнутого окна очередную сигарету – давно хотелось, но в последнее время я стараюсь не курить на людях, - помахал рукой, чтобы развеять дым и улегся на кровать, заложив руки за голову и подогнув ногу. Меня как-то обескуражило это последнее занятие. Что-то пошло не так. Где-то внутри меня будто что-то было не на месте.
Это все шутка, убеждал я себя, ну просто доктор так дал нам повод задуматься над стереотипами нашего поведения и всем таким... Но, кажется, сам себе не очень-то верил.
Что-то внешнее управляет всеми нашими действиями?.. Всегда? Или я неправильно все понимаю? Где-то на грани сознания замаячила концепция Свободы воли. Но мне не хотелось о ней думать. Ну, то есть, думать обо всем этом в такой вот «замусоленной» тысячами подозрительно многословных чужих мне людей терминологии. Мне хотелось проложить дорожку собственными силами. Пусть это будет всего лишь короткая цепочка одиноких маленьких  следов… Но хотя бы моих личных следов.
Итак, все мы роботы, повторял я. Но что в этом такого грустного? Даже отчасти забавно ведь? Скажем, если считать, что некие раздражающие меня своими манерами… людишки – всего лишь роботы, то… становится даже как-то легче на душе. На душе… Радха вот, наверное, смогла бы что-то сказать про душу. Но не я… Да и вообще про нее мало что понятно…
Ладно… Что я смогу ответить на следующем занятии? Пока лишь то, что мне не очень-то уютно от мысли, что мы роботы – ну, с одной стороны. С другой - мне было бы легче прощать другим их поведение, считая, что все эти… типы вокруг… всего лишь роботы с определенной установленной программой. Можно было бы, конечно, даже повосхищаться сложностью их устройства… Но сейчас как-то не хочется… Душа не лежит.
В дверь вдруг постучали. Я вскочил с кровати, но оказалось, что у меня совершенно затекла подогнутая пока я лежал левая нога. От сигарет, наверное, еще и кровообращение ухудшилось. Наступив на ставшую резиновой ногу, я потерял равновесие и глупо рухнул на пол, больно ушибив при этом локоть о спинку кровати.
Неловко поднявшись, я добрался до входной двери, осторожно опираясь на неработающую ногу и упираясь руками во что придется...