Мариано Фортуни. Испанская свадьба

Алина Алексеева-Маркезин
Мариано Фортуни. Испанская свадьба,1870г

      Хотелось  бы познакомить вас с одним интересным испанским художником Мариано Фортуни. Совершенно забытый сейчас мастер, разве что имя часто встречается в письмах современников, особенно русских живописцев.
 
    И. Репин не уставал им восхищаться. «Всесторонний талант в выполнении... Он... увлекается работой, за ней он торжествует, она для него праздник» — это строки В. Поленова. Праздничность живописи Фортуни подчеркивали П. Чистяков, И. Остроухов. Юные В. Серов и М. Врубель подражали какое-то время испанскому мастеру.
      А. Головин со знанием дела писал: «Фортуни достигал изумительных красочных эффектов, получал такую яркость и свежесть красок, какой не удавалось получить никому...»

      Мариано Фортуни родился в испанском городке Реусе в 1838 году, скончался в Риме в 1874 году. Он прожил всего 36 лет. Родился в бедности, рисовать учился сам, по природной склонности.

        Палитру и кисти получил из рук местного любителя художеств, удивленного рисунками мальчика. Когда Фортуни исполнилось четырнадцать лет, дед взял его с собой в Барселону. Он мастерил для продажи фигурки из воска, внук их наряжал, раскрашивал. Наверное, тогда подростку была привита любовь к ремеслу.

      В 1857 году, блестяще окончив Академию, Фортуни получает возможность на два года отправиться в Рим для дальнейшего образования, но судьба распорядилась так, что почти всю свою жизнь художник провел в Италии и лишь время от времени приезжал то в Испанию, то в Париж.

             В 1859 году, когда Испания начала войну с марокканцами, Фортуни получил от городского совета Барселоны предложение отправиться с войсками в Африку и собрать там материал для написания батального полотна о победе испанского оружия.

             В 1870 году была создана одна из наиболее известных картин Фортуни "Испанская свадьба",которую вы видите на иллюстрации.

     Судя по костюмам, действие происходит в конце XVIII века в ризнице одной из церквей — просторной комнате, стены которой обтянуты тисненой кожей с поблекшей позолотой и украшены зеркалами в резных рамах. Здесь подписывается брачный контракт — господин средних лет с приметами бывшего щеголя женится на молоденькой, но, очевидно, небогатой девушке.

            Он склонился над столом, по-балетному поставив ноги, и прикладывает свою подпись там, где ему показывает одетый в черное каноник. Подобный сюжет можно было бы истолковать в драматических или сатирических тонах.

       Но не таков Фортуни: при всей точности обрисовки типажей действующих лиц главное внимание он обращает на колористическое богатство сочетаний костюмов молодой пары, родственников, свидетелей и подруг, особенно выделяя изящное белое платье новобрачной — предмет ее гордости.

         Справа на первом плане на скамье вдоль стены сидит тореро со своей дамой. Они не принимают участия в происходящем, а просто ждут своей очереди. Их сопровождают несколько кавалеров из свиты тореро в ярких национальных костюмах.

         В той праздничности, которую вносят в картину разноцветные шелка, цветы и веера испанок, их грациозные, горделивые позы, чувствуется влияние и даже, может быть, созвучие с некоторыми полотнами Гойи. "Испанская свадьба" имела необычайно громкий, даже для Фортуни, успех, говорили даже о новой эре в области жанра.

   А работал Фортуни быстро. Стремился достичь свободы живописной манеры, виртуозности, чистоты и прозрачности цвета.Фортуни был магом эффекта.
         Занимательный, необычный сюжет, беглая манера письма, сочные краски — все это позволяло достичь цели: заинтриговать, увлечь зрителя.
 
      За короткую жизнь  слава Фортуни успела достигнуть необыкновенных размеров — за любую его работу, от небольшой акварели или рисунка пером до сравнительно крупной картины, коллекционеры были готовы платить по нескольку тысяч франков.

        Превыше всего он ценил в живописи внешний блеск. Произведения мастера скорее поражают, чем трогают. Он схватывал остро, мгновенно, но неглубоко. И все же приравнять картины Фортуни к пустому, холодному искусству нельзя.Они яркие,красочные и притягивают взгляд.

         Последние годы жизни художник много путешествует. Едет на родину, в Севилью и Гранаду, возвращается в Рим. Картины ценятся теперь высоко, и он получает возможность погрузиться в коллекционирование.

            Принимает решение больше не писать на заказ, изображать лишь то, что кажется важным ему самому. Уезжает в Неаполь, снимает виллу на берегу моря. Там, как и всюду, вокруг Фортуни образуется кружок единомышленников— местных живописцев. Мастер пишет этюды, делает наброски, которым уже не суждено претвориться в законченные произведения.
 
        Неожиданно в ноябре 1874 года заболевает лихорадкой — болезнью, которая, по его выражению, преследует художников, работающих на открытом воздухе в окрестностях Рима,— и скоропостижно умирает.

         Еще при жизни художника его искрометное искусство привлекло внимание таких русских коллекционеров, как С. М. Третьяков и Д. П. Боткин. Сейчас купленные ими картины хранятся в музеях Москвы и Ленинграда. Это свидетельство некогда большой  славы мастера. Славы, так быстро канувшей в лету..

Текст с другими работами художника.
http://maxpark.com/community/6782/content/3005050