Традиции старых мастеров Эмиль Галле

Алина Алексеева-Маркезин
 
   Мне хотелось бы познакомить вас с творчеством великого французского мастера стекла ЭМИЛЕМ ГАЛЛЕ(1846-1904)
               
    Он впервые представил свои работы широкой публике на Парижской всемирной выставке 1878 года. Будучи главой семейной фабрики по производству керамики и стекла близ Нанси (Лотарингия, Франция), Галле много экспериментировал с материалами и усовершенствовал уже известные методы производства стекла.
 
           Так с включением оксида кобальта появилось стекло «лунный свет», а, например, благодаря использованию фольги в горячей стеклянной массе создавались трещинки и пузырьки воздуха, образовывая уникальную фактуру стекла.
 
            Сам материал, благодаря своей податливости, позволял художнику выразить себя в плавных контурах и причудливом дизайне. Открыв для широкой публики новые художественные возможности стекла, Галле смог воплотить в жизнь основные эстетические воззрения стиля модерн.
               
          Он был  одним из вдохновителей и идеологов короткого и поэтичного стиля Модерн, или Ар Нуво . Галле родился в 1846 г. в городе Нанси (Лотарингия, Франция), который еще с XVIII в. славился производством стекла.

        Его отец Шарль Галле был владельцем небольшой стеклодувной мастерской. Своего талантливого сына Шарль отправил учиться за границу, откуда тот вернулся окрепшим художником и настоящим мастером своего дела – он освоил множество техник работы по стеклу: резьба, аппликация, инкрустация, металлическая кристаллизация, сплавление и др.

      Во многом младший Галле прославился именно благодаря виртуозному сочетанию самых разнообразных технологий обработки стекла.

          Уже в 1889 г Эмиля Галле ожидал большой успех на парижской выставке: он продемонстрировал работы, выполненные в уникальной технике. Он первым освоил японское многослойное стекло (3-5 слоев стекла разного цвета) и применил к нему травление кислотой.

               Результат почти всегда был непредсказуем и каждое изделие – неповторимо. Травленое стекло Галле произвело фурор и обеспечило его предприятию большое количество заказов.

           В 1894 Галле приобрели еще несколько фабрик в Нанси и поставили производство на поток. В чем же был секрет такого успеха? Прежде всего – в личности самого Эмиля, который сумел необыкновенно точно почувствовать эпоху, изменения художественного вкуса и найти точное выражение идей нового искусства.

          Именно Галле впервые предлагает производство стеклянных ламп. Что может быть загадочнее и символичнее всегда меняющегося света? Идея витража уже активно использовалась в новом стиле, она была заимствована из Средних веков, так будораживших тогда фантазию художников. Но подсветить рисунок искусственным и очень модным тогда электрическим светом пришло в голову именно Эмилю Галле.

        Популярность Галле была понятна – он предлагал очень необычные и высокохудожественные изделия.
         Символы на его вазах и лампах были просты и понятны – в орнаменте встречались строки стихов («говорящее стекло»), лебеди, бабочки, орхидеи, чертополох, ирисы, лилии, розы. Необходимо отметить, что все растения Эмиль Галле изображал с большой точностью, поскольку сам был хорошим ботаником. Особенно он любил орхидею за нежную красоту и одновременно грозную силу яда – этот цветок очень часто встречается в работах мастера.

              В 1904 г. Э.Галле внезапно скончался, так и не успев окончательно опробовать новую технологию обработки стекла. Его дело было продолжено когда-то конкурентами, а теперь ближайшими сподвижниками – Огюстом и Антоненом Дом.

         Значение фигуры Эмиля Галле для развития стеклоделия в частности и стиля модерн в целом сложно переоценить. Основанная им мастерская в Нанси подарила Франции целую плеяду прекрасных художников-стеклодувов. Среди них - Жан и Антонин Даум, которые впоследствии основали свою фабрику «Даум». В основе изделий фабрики лежала эстетика и технические приемы великого учителя.

                Стекольная фабрика и мастерская Эмиля Галле действовала до 1931 года. Сегодня имя этого художника стало синонимом целого культурно-художественного понятия «стекло Эмиля Галле».

Текст с другими работами мастера.http://maxpark.com/community/6782/content/3048756