Ластоногий дивизион Черноморского флота. Часть 1-я

Чернов Владимир
     В  канун седьмой годовщины Октябрьской революции на  трёх русских подводных лодках, уткнувшихся острыми форштевнями в песчаный берег тунисской бухты Сиди-Абдалла, прозвучала команда: «Флаг и гюйс спустить!», и,  под взглядами, замерших в прощальном строю экипажей,  Андреевские стяги медленно поползли по флагштокам вниз. Так была закрыта последняя страница  истории подводного флота Российской Империи и его самой результативной субмарины Первой мировой войны.

      12 июля 1907 года Высочайшим указом Императора Николая II была утверждена «малая кораблестроительная программа для Черноморского флота», предусматривающая, кроме постройки надводных  судов, изготовление трёх подводных лодок. По заявке Российского Адмиралтейства в 1908-1909 годах царское правительство проводило конкурс на строительство серии субмарин. Комиссия Морского штаба, возглавляемая капитаном первого ранга М.Н. Беклемишевым, 11 и 13 июля 1909 года рассмотрела 16 проектов, при этом сразу  были отклонены предложения, в которых предлагалось использование на лодках единых двигателей для надводного и подводного плавания, а также заявки предприятий, которые не занимались кораблестроением. По итогам конкурса лучшими были признаны субмарины русского инженера Балтийского завода И.Г. Бубнова.

      Разработанные им лодки «Морж» и «Барс» предполагалось строить на отечественных верфях. Конструкция этих подводных судов была практически идентичной  и отличалась  лишь незначительным удлинением корпуса «Барсов» на три шпации, некоторыми особенностями размещения балластных цистерн и увеличенной ёмкостью топливных танков.

     14 октября 1909 г. Балтийский завод доложил в Морское министерство о готовности приступить к строительству, однако намеченную на декабрь 1909 года закладку лодок отложили из-за нескончаемых корректив и изменений бюджета, вносимых профильными комитетами Третьей Государственной Думы, отвечавших за распределение средств на строительство флота. Наконец  царское правительство, устав от неиссякаемых депутатских запросов и  требований, изъяло у думцев право вмешиваться в военные дела Империи, и в 1910 году судостроители получили долгожданные ассигнования.
 
     Весной 1911 г. доработанный проект четвёртой  серии лодок Бубнова (класс «Морж») был рассмотрен  комиссией Морского технического комитета и Морского генерального штаба и  окончательно утверждён к строительству. Подводные корабли «русского типа» имели неплохие для их класса  тактико-технические данные, длина корпуса 68 м, ширина 4,3 м, надводное водоизмещение 630 тонн,   проектная максимальная скорость 16 узлов в надводном положении и 11  узлов под водой. Лодки были  очень хорошо вооружены: помимо  восьми внешних «решётчатых» торпедных аппаратов Джевецкого, на них устанавливали ещё  и 4 трубчатых 457 мм аппарата завода Лесснера.  Артиллерийское вооружение по плану ограничивалось одним 37 мм баковым орудием.  Максимальная глубина погружения субмарин 300 русских футов (около  91 метра), рабочая глубина 150 футов (46 метров). Экипаж 4 офицера  и 4 кондуктора (подпрапорщика) и 31 нижний чин. На все лодки данной серии планировалась установка двух 1140 сильных двигателей Дизеля, заказанных в Германии фирме «Фридрих Крупп».

      Предложенная руководством Балтийского завода идея  посекционного изготовления лодок  в Санкт-Петербурге и  с последующей транспортировкой готовых изделий на юг железнодорожным транспортом,  Морским ведомством была признана нерентабельной, поэтому в 1911 году начались поиски места для организации  полного цикла постройки субмарин на Чёрном море. После длительных изыскательских работ комиссия, возглавляемая заведующим отделом подводного плавания Балтийского завода Г.Г. Бубновым (родным братом И.Г. Бубнова) остановилась на Николаевских верфях адмиралтейства.  Николаевское отделение Балтийского завода разместили на берегу реки Ингул, на котором находились старые деревянные стапели, ещё  вполне пригодные  для применения. Рядом с ними  разместились верфи Невского завода, на которых планировалось изготовление субмарин класса «Нарвал» по американской лицензии.

      Строительство лодок типа «Морж» началось 25 июня 1911 года, а уже 11 октября строящиеся корабли были официально зачислены в состав  Российского Императорского флота и получили названия «Нерпа», «Морж» и «Тюлень». Завершение строительства и ввод в эксплуатацию всех трёх кораблей планировалось к лету 1913 года. Работы  шли медленно из-за проблем с поставкой  комплектующих узлов,  слабой приспособленности Николаевских верфей к строительству подводных лодок и из-за низкой квалификации набранных из местных жителей рабочих. Как предусматривалось технологическим планом, на  Николаевских адмиралтейских верфях достройку и оснащение лодок оружием, установку двигателей, аккумуляторов и прочего осуществляли на воде при шестидесяти процентной готовности корпуса.

      15 августа 1913 года в присутствии морского министра  адмирала  И.К. Григоровича, николаевские корабелы торжественно спустили на воду свою первую подводную лодку «Нерпа». Из-за преступной близорукости, а скорее из-за  личной материальной заинтересованности отдельных руководителей  оборонного ведомства, разместивших военные заказы на  иностранных фирмах, у российских корабелов возникли серьёзные проблемы с получением необходимого оборудования. Заказанные  в январе 1912 года фирме Круппа дизельные двигатели  в срок изготовлены не были, мало того, немцы, получив в качестве аванса 143600 рублей золотом, на требование вернуть деньги или предоставить моторы отвечали отказом, выдумывая различные отговорки и бесконечно перенося сроки исполнения работ. Наконец осознав, что дизелей из Германии не видать, начальник Морского Генерального штаба вице-адмирал А.И. Русин 21 июня 1914 года составил доклад на имя морского министра с изложением возникшей проблемы. В ответ на данное письмо, адмирал Григорович распорядился установить на  лодках вместо штатных, два двигателя Коломенского завода  в 250 л.с., предназначавшихся для канонерских лодок «Шквал». Разумеется, данное нововведение резко ухудшило мореходность субмарин, проектная скорость которых вместо  планируемых 16 узлов снизилась до 10. Также не были получены входившие в комплект с дизелями  новейшие германские аккумуляторы марки «Тюдор». Установленные вместо импортных батареи  Рижского завода системы «Мэто»  имели меньшую ёмкость и требовали гораздо большего времени для подзарядки, вынуждая субмарину не менее 15 часов находится в надводном положении, что в условиях войны  всегда подвергает лодку смертельной опасности. Но нет худа без добра, приобретя из-за меньшего веса  двигателей и аккумуляторных батарей дополнительный запас плавучести, российские моряки  значительно усилили артиллерийское вооружение «Моржей», установив на лодках по два орудия калибром   57 – 76 мм.

     К началу Первой мировой войны все изготовляемые для Черноморского флота современные субмарины достроены не были, основная причина - отсутствие зарубежных узлов и комплектующих. Впрочем, из-за массового срыва выполнения заказов  иностранными компаниями, ещё сто лет назад показавших российскому обществу опасную зависимость  вооружённых сил страны от поставок военного оборудования  из-за рубежа, а так же от хронического неумения и нежелания оперативно решать возникающие трудности отечественной бюрократией, похожие проблемы были и на других флотах и верфях Российской Империи. Из-за «тихого саботажа» высокопоставленных чиновников, не разглядевших в подводных лодках серьёзной боевой силы, масштабные планы  контр-адмирала Э.Н. Щенсновича  по развитию отечественного подводного кораблестроения были сорваны. Россия, единственная в мире страна, имевшая реальный опыт боевого использования субмарин, вошла в Мировую войну без эффективного подводного флота.

        Военные действия на Чёрном море начались вероломным (без объявления войны) нападением германо-турецкого флота на русские базы и порты. В ночь с 28 на 29 октября 1914 года два турецких эсминца «Тайрет» и «Муавенет» открыто вошли в гавань Одессы, в упор расстреляли канонерскую лодку «Донец» и повредили несколько транспортов при полном бездействии русских береговых батарей. Главная база Черноморского флота Севастополь также подверглась нападению вражеской эскадры. Ранним утром 29 октября германский линейный крейсер «Гёбен» ( «Goeben»),  вошедший в состав турецкого флота под  названием «Явуз Султан Селим», при поддержки двух эскадренных миноносцев обстрелял гавань и порт и безнаказанно ушёл в море, по дороге потопив минный заградитель «Прут» и  серьёзно повредив миноносец «Лейтенант Пущин» пытавшийся защитить расстреливаемый немцами беззащитный русский корабль.

     Прокравшийся к русской  базе вслед за «Гёбеном»  турецкий минный заградитель «Нилуфер» забросал минами выход из Севастопольской гавани, на которых подорвался и затонул российский транспорт «Великий князь Александр». В этот же день  неприятельские крейсеры,  турецкий «Берк» и германский «Бреслау»(«Breslau») (в османском флоте получивший наименование «Мидилли»), обстреляли  Новороссийск, превратив город в огромное пожарище, причём только  «Бреслау» израсходовал  триста восемь  105 мм снарядов. Ожесточённому огневому налёту  подверглась Феодосия, по которой  крейсер «Гамидие» выпустил 150 разнокалиберных снарядов, вызвавших в городе многочисленные пожары и разрушения.  Преступная близорукость царского правительства и высшего военного командования, запретивших  приведение в полную боевую готовность Черноморского флота ради сохранения мифического нейтралитета Турции дорого обошлись стране, помимо материальных и людских потерь набег турецко-германской эскадры сильно ударил по престижу страны на международной арене.
 
     2 ноября 1914 года Россия официально объявила Турецкой империи войну.


Продолжение http://www.proza.ru/2015/04/13/1448