День Победы

Семён Зудов
Накануне 70-й годовщины Дня Победы Бушуев рассказал нам случай, который 40 лет назад весной 1975 года приключился с ним на Чукотке:

"Часто накануне праздника Победы мне вспоминается эта история. И смысл её с каждым годом видится по-разному. Тогда мне было 23, сегодня 63, может – поэтому? Или потому, что со временем отношение всех меняется к той войне и её Празднику. - Великое осознаётся с большого расстояния.

Тогда не прошло и года, как я после училища, попав на Север, правым лётчиком летал по Арктике, от Воркуты до Чукотки. Узнавал, испытывал, переживал удивительные впечатления, набирался опыта сложнейших полётов и практики невероятных приключений.

Начало мая. Мы прилетели на Шмидт. Чукотка. Зима ещё держалась  морозными ночами, но днём уже таяло, да и в небе весна чувствовалась – самолёт потряхивало у почерневших склонов, когда на малой высоте мы вдоль морского побережья летали на воздушную разведку.

Однажды видели грандиозное зрелище: несколько десятков белых медведей - огромное сборище со всей Чукотки у мыса Ванкарем – они собрались возле пары китов, выброшенных осенним штормом, и жевали их долгую зиму. Даже в центральных газетах про это писали. 

Мы несколько раз летали к островам Врангеля и Геральда, в сторону  Аляски и за географическую границу перемены дат. Занятно было - в одном полёте побывать не однажды во дне вчерашнем и в сегодняшнем.- Где ещё такое возможно?

Погода все дни стояла замечательная. Видимость, как летуны говорят - «миллион на миллион» км. С неба бесконечно-глубокие, невероятные, пронзительно-красочные картины мира производили сильнейшие впечатления, что на землю ты возвращался другим человеком. Бывало отрешиться от них, и войти в будничный земной ритм жизни бывало не просто. (Со временем научился «притуплять» те магические реалии, а порою было не просто – раздвоенность ощущений исчезала не сразу).

Полётные задания мы не закончили, и праздник пришлось отмечать на Шмидте. День не летали, и нам дали расслабиться. Аэропорт на краю посёлка - голубенькое зданьице, маленькая гостиница с буфетом, ещё какие-то сооружения вокруг, а самая большая достопримечательность - на отшибе каменный туалет. В который - судьбоносно в день Победы - привела меня праздничная трапеза. Похоже, пиво подвело, что мы привезли с Певека.

И вот, когда я спустил штаны, присел и задумался…  услышал снизу: «Мужик, очко смени!» 
Я глянул под себя и в сумрачной глубине сортирной ямы увидел совершенно дикую картину: там, где обычно за зиму намерзал столб, который периодически спиливали, на эдаком постаменте был фуршет:  газета, пол-литра, закусь, - а рядом свирепое лицо со стаканом у рта.

Команду, разумеется, я тут же исполнил, сменил позицию на самую крайнюю – выбора не было. А потом вернулся, потому что не мог не спросить – чего он там делает?  И узнал, что работает он, пилит столбы - их же надо кому-то убирать, пока не потаяли, а-то пропадёт яма и заведение тоже. Стает, а скорой зимой всё замёрзнет в монолит, уже на века.

Мы даже разговорились, пока он после стакана перекуривал. Спросил его, - Какая же в праздник работа? Победа же! - На что он хмыкнул, и показал стакан - на дне виднелась Красная Звезда.

- Вот, моя Победа - орден обмыл. Вчерась военком вручил. Говорит, – Награда нашла героя! – Для меня эта новость прозвучала оттуда, из тёмной сортирной дыры, как из космоса или потустороннего мира, что я опешил.- И мир, в котором я вырос,  вдруг раздвинулся и стал незнакомым. Чукотский сортир и голос оттуда чётко и неожиданно просветил меня изнутри - как вспышкой от сварки, до глубины души.

– Не до победы мне. Куда она денется? Тут яму спасать надо! Окромя меня, некому её содержать. Скоко ж народу через неё прошло, и... сгинуло.- Глухо добавил он, прибрал фуршет, и взялся за пилу.


Чем больше помню тот случай, тем больше жалею, что по молодости не узнал о нём больше: Что за подвиг он совершил? Как его имя? Почему оказался на Чукотке? - и, что не помог ему, что не позвал в экипаж и не посадил за стол, не узнал поближе. - Простить себе не могу до сих пор."

***


От автора: Конфабуляции нет! - Ложных воспоминаний, в которых факты, бывшие в действительности либо видоизменённые, переносятся в иное (часто в ближайшее) время и могут сочетаться с абсолютно вымышленными событиями.(Википедия)